Арена, задающая тренд. Генеральный директор «Ростех Арены» Владимир Савин – об эффективном управлении стадионом

№3(159)_2024
Текст: Дмитрий Маслов
Построенная специально к чемпионату мира 2018 года по футболу, арена «Калининград» впоследствии дважды признавалась «стадионом года» по версии Sport Business Awards за эффективное использование инфраструктуры. В 2024 году «Ростех Арена», как сегодня называется стадион после продажи нейминга Госкорпорации Ростех, вновь претендовала на звание лучшего спортивного объекта. О том, как удается постоянно поддерживать высочайшие стандарты работы, и об организации уникальной экосистемы бизнес-партнеров в интервью журналу рассказал генеральный директор «Ростех Арены» Владимир Савин.

Досье \ Стадион «Ростех Арена»

  • Построен специально для проведения матчей чемпионата мира по футболу FIFA 2018 Вместимость – 35 000 человек
  • Площадь территории – 24,4 га
  • Является домашней площадкой ФК «Балтика» и РК «Балтийский шторм»
  • Дважды признана лучшим стадионом России по версии Sport Business Awards

Прошлым летом стадион получил новое имя – «Ростех Арена» в честь одноименной госкорпорации, которая стала генеральным спонсором базирующегося у вас ФК «Балтика». Вы не раз отмечали, что не знаете стадиона, который был бы рентабельным отдельно от клуба. Насколько вы приблизились к самоокупаемости после продажи нейминга арены?

Договор нейминга с Госкорпорацией Ростех значительно улучшает наши экономические показатели. Сумму контракта озвучить не могу, но отмечу, что стадион стал окупаемым более чем на 60%. Это достойный показатель. Помимо финансов договор нейминга дал нам больше возможностей создать экосистему партнеров, которые помогают арене не только материально. Ассоциироваться с Ростехом престижно.

У «Ростех Арены» есть партнеры, которые предоставляют форму, экипировку, оказывают стадиону различные услуги. Что стадион им предлагает взамен? Почему им выгодно сотрудничать с «Ростех Ареной»?

У нас есть спортивный парк, в котором более 15 площадок. Это большие места для брендирования. Совместно с федерациями баскетбола и регби мы планируем провести там более 60 спортивно-массовых мероприятий. Красивые шоу с музыкой, диджеем, значительным количеством команд и зрителей. Наш партнер по экипировке Jögel помогает с призами, компания «Амберленд» обеспечивает водой все секции, спортшколы и мероприятия на «Ростех Арене», «Медэксперт» предоставляет медицинское сопровождение, производственная компания «РПБИ Групп» оказывает финансовую поддержку. Мы активно вкладываемся в брендинг, медиа – делаем многое для того, чтобы наши бренды-партнеры продвигались благодаря нам, становились более узнаваемыми.

Экосистему бизнес-партнеров можно считать сформировавшейся либо есть свободные категории, партнеры в которых еще не найдены? Компании из каких сфер наиболее заинтересованы в сотрудничестве?

Первая свободная категория – букмекеры. Также общаемся с сетевыми компаниями, организующими питание. Важно, чтобы партнеры не конкурировали друг с другом. Спорт интересен многим – у нас проводятся корпоративные соревнования, есть секции для взрослых. И даже на детские старты приходят родители, платежеспособная аудитория. Но при этом мы не занимаемся продажей алкоголя или табака. С нами работать хорошо – и в коммерческом плане, и для кармы.

Периодически возобновляются разговоры о продаже пива на стадионах. Арене это выгодно в экономическом плане?

Опыт чемпионата мира показал, что проблем продажа пива во время матчей не вызывает. Но пиво должно быть легким и недешевым. В то же время здоровый образ жизни – главное, о чем нужно заботиться. Не секрет, что болельщики нередко выпивают перед посещением игр, приходят к нам уже, так сказать, «подготовленными». Возможно, лучше создать культурные условия для употребления и получать дополнительное финансирование спорта. В любом случае решение принимается не на уровне руководства стадиона, мы готовы работать при любом варианте.

На «Ростех Арене» проводятся матчи «Ночной футбольной лиги» и «Лиги чемпионов бизнеса». В каком формате организуются эти турниры, кто в них участвует? Для стадиона это коммерческие проекты, приносящие прибыль?

«Лига чемпионов бизнеса» – коммерческий проект для крупных компаний, которые в межсезонье играют на поле чемпионата мира. Для участников исполняется гимн «Лиги чемпионов», создается присущий крупным турнирам антураж. «Ночная футбольная лига» проводится на втором поле, которое сдается у нас в аренду. Сейчас уже более 20 команд играют «гладкий чемпионат», мы организуем онлайн-трансляцию всех матчей, убежден, что количество участников будет расти. Проводя такие комплексные мероприятия, в которых мы являемся и площадкой, и продюсером, и организатором, мы овладеваем новыми компетенциями. Стадион делает турниры интересными для партнеров: их брендинг располагается по периметру поля. Такие мероприятия – хорошая популяризация спорта, пропаганда здорового образа жизни.

Для матчей «Лиги чемпионов бизнеса» создается особая атмосфера большого турнира

Сколько матчей в неделю можно проводить на основном поле без риска испортить его?

Это зависит от сезона. В среднем два. В «Лиге чемпионов бизнеса» матчи проходят не на всем поле, самые проблемные участки не задействованы.

«Ночная футбольная лига» появилась в Калининградской области в 2018 году

Арена принимает не только спортивные, но и культурные события: на ней проводятся концерты. Вы предоставляете стадион в аренду, отвечая на запросы, или и сами выступаете в роли организаторов, продюсеров мероприятий?

Стараемся оперативно реагировать на запросы, формировать выгодные и для клиента, и для нас предложения. В то же время сами придумываем проекты. Партнеры сами не приходят – надо инициировать потенциально интересные для них события, ориентируясь на аналитику. 60 собственных спортивных мероприятий в летний сезон – это даже чаще, чем каждые выходные, и это без учета матчей «Балтики» и «Шторма».

«Ростех Арена» — ведущая концертная площадка региона

Хватает сотрудников для такого объема работы?

Загрузка у всех высокая, надо немного расшириться.

«Балтика», проводящая домашние матчи на «Ростех Арене», находится в сложном турнирном положении и может покинуть премьер-лигу. Как это скажется на экономике стадиона? В чем он теряет, а в чем выигрывает, если на нем выступает команда первой, а не премьер-лиги?

На уровне премьер-лиги выступать интереснее и почетнее, но в дивизионе рангом ниже больше матчей. В премьер-лиге выше требования по безопасности, перед сезоном 2023/2024 мы дооборудовали стадион, чтобы им соответствовать. В то же время первая лига прогрессирует и со спортивной точки зрения, и с точки зрения маркетинга. Но мы в Калининграде хотим, чтобы «Балтика» выступала в сильнейшем дивизионе, а со временем – и в еврокубках.

Экосистема бизнес-партнеров «Ростех Арены»

По итогам 2022 года 57,6% доходов стадиона давали спортивные мероприятия, 23,2% – аренда, 3% – спортклуб «Наследие», 0,9% – культурно-массовые мероприятия, 0,8% – экскурсии. В 2024 году структура доходов идентична или некоторые показатели существенно изменились, появились новые статьи доходов?

Добавился важнейший источник дохода – продажа нейминга арены, который составляет около 30%. Также мы достигли значительного прогресса в таких сферах, как продажа мерча, музейная и экскурсионная деятельность. За год провели три концерта, сами их спродюсировали. То есть стадион не только выступал в роли площадки, но и инициировал мероприятия, мы их продвигали, продавали билеты, фактически работали под ключ. Кроме футбольной «Балтики» на арене принимает соперников другая профессиональная команда – «Балтийский шторм» по регби. Это наши партнеры, тренируются у нас на искусственном поле и в зале единоборств. В чемпионате России по регби‑15 команда играет во втором по рангу дивизионе, а по регби‑7 – в сильнейшем. 13 апреля команда по регби‑15 открывала сезон матчем со «Спартаком». Арена выступила соорганизатором, мы отвечали за продвижение, шоу-программу, собрали больше 7,8 тыс. зрителей. Для несильнейшего дивизиона чемпионата России по регби это великолепный показатель, количество болельщиков – на уровне футбольных матчей.

Организуя спортивные и другие мероприятия, вы рассчитываете на жителей города и области или приходят зрители из других городов, стран?

Было бы очень смело говорить, что кто-то специально приезжает в Калининград на мероприятие на стадионе, кроме спортивных болельщиков. Многие туристы приходят к нам на экскурсию.

Насколько нынешняя инфраструктура «Ростех Арены» оптимальна с точки зрения востребованности площадей? Возможно, вы бы хотели построить или реорганизовать что-то на стадионе?

Мы постоянно модернизируем инженерные сооружения. Кроме того, приобрели новые медиаповерхности, на которых можно демонстрировать рекламу партнеров. Самый простой и надежный бизнес – арендный. Стадион находится в хорошем месте, поэтому в идеале хотелось бы построить офисные помещения для сдачи.

Чем вы больше всего гордитесь в профессиональном плане?

В первую очередь выстраиванием экосистемы бизнес-партнеров. Подобной нет ни на одном спортивном объекте страны, а возможно, и мира. Экосистема предполагает, что сотрудничество выходит за рамки товарно-денежных отношений, становится более глубокой, имиджевой историей. Помимо уже названных мной партнеров есть еще региональные федерации по регби и баскетболу, в связке с ними мы проводим массовые спортивные соревнования. Благодаря калининградскому бизнес-колледжу наш SMM вышел на новый уровень. Третий повод для гордости – спортивный парк, который продолжает развиваться. Четвертый – социальная миссия нашего спортивного объекта. В частности, проект «Балтийское долголетие» стал модельным для всей России. У нас пять спортивных школ. Работаем для людей, и это важно, не все измеряется финансовыми показателями. В этом сезоне планируем открытие общедоступного памп-трека, скейтпарка и продолжить благоустройство территории, уже организованы новые места отдыха и качели. И конечно, наша команда смогла реализовать все наши проекты благодаря сотрудничеству с Госкорпорацией Ростех, поддержке министра спорта Калининградской области Натальи Сергеевны Ищенко и губернатора Антона Андреевича Алиханова