Велоспорт всегда был для России третьей по медалеемкости после легкой атлетики и плавания олимпийской спортивной дисциплиной. Будет ли он таковым на грядущих уже через полтора года Играх в Пекине и сколько денег надо потратить Росспорту, чтобы воспитать золотого призера Олимпиады, – об этом в интервью журналу BOLSHOI sport рассказывает президент Федерации велоспорта России Александр Гусятников.
Медальные планы на Пекинские игры 2008 года – вы их уже строите? Чего Федерация велоспорта ждет от своей сборной?
Планы не планы, но надежды у нас имеются. В Афинах в 2004 году у российской сборной было два «золота», два «серебра» и «бронза». В Пекине надо сделать так, чтобы было не хуже. Ну а если удастся прибавить еще одну медаль, особенно золотую, будет вообще замечательно.
В каких дисциплинах вы рассчитываете взять в Пекине дополнительные медали?
Мы не смотрим на свои задачи под таким углом зрения. Где возьмем – там возьмем. У нас один вид спорта.
И, кстати, весьма недешевый. Сколько стоит подготовить олимпийского чемпиона?
Такими подсчетами мы не занимаемся. Но сколько нам нужно для нормальной работы, представляем хорошо. При обсуждении этого вопроса в Росспорте я сказал, что на первый год нам необходим бюджет в 3,7 миллиона долларов. В последующие годы расходы несколько сократятся, так как некоторая техника, естественно, может эксплуатироваться не один сезон. Но начать надо именно с 3,7 миллиона.
И что вам ответили на такое заявление в Росспорте? Деньги дали?
Ну, это было бы слишком хорошо, если бы так сразу и дали. Но в целом мы не жалуемся на финансовую поддержку. Все свои обязательства Росспорт выполняет, хотя, например, при оплате сборов и соревнований использует не очень удобную систему: 30 процентов – предоплата, а остальное – по факту. За границей это очень многих не устраивает. Но что делать? Я понимаю: система государственная, громоздкая. Как-то выходим из положения.
Конечно же, очень помогает наш давний спонсор – компания «Итера». Благодаря ей мы можем не тратить государственных денег ни на содержание офиса, ни на мои разъезды по миру. В общем, положение наше если и не идеальное, то вполне нормальное. Работать можно, и мы работаем. Вот если бы еще пресса побольше внимания нашей работе уделяла, было бы совсем замечательно.
На Олимпиаде в Пекине впервые в истории будут проведены соревнования по ВМХ. Готова ли российская сборная к такому испытанию? И какими темпами идет освоение еще одной относительно новой олимпийской дисциплины – маунтинбайка?
Конечно, темпы освоения этих велодисциплин не так высоки, как хотелось бы, но мы набираем обороты. ВМХ – для нас дело новое, но Пенза уже собирается претендовать на проведение чемпионата мира 2010 года. А что касается маунтинбайка, то в России проводятся две международные гонки. И, кстати, мы уже имеем своих призеров (в том числе и золотого) чемпионатов мира в олимпийской дисциплине – кроссе.
А как обстоит дело с шоссейными гонками, ведь с недавних пор у России есть собственная профессиональная команда, организованная бизнесменом Олегом Тиньковым?
На данный момент о прорыве говорить сложно, ведь команда выступает в континентальном туре, а в нем мы и раньше занимали неплохие места. Вот если Tinkoff Credit System сможет пробиться в Pro Tour, тогда другое дело. И я уверен, что активность и целеустремленность владельца команды позволят достичь этого в ближайшее время и даже, возможно, в следующем году. И тогда мы сможем уже говорить о настоящем прорыве. Иметь свою команду в Pro Tour необычайно важно с точки зрения подготовки гонщиков к чемпионату мира и Олимпиаде.
«Владыками дорог» – назвал велосипедистов бельгийский писатель Гастон Дюрне. Не секрет, что во многих городах Европы таковыми они и являются. Однако в России велосипедистов не жалуют. Более того, даже профессионалы шоссейных гонок, проводящихся, как известно, на автомобильных дорогах общего пользования, вынуждены оттачивать свое мастерство в крайне тяжелых условиях. Как, по-вашему мнению, есть ли надежда, что в ближайшее время эта ситуация изменится к лучшему?
Она не изменится до тех пор, пока отношения спортсменов и других участников дорожного движения будут регулироваться старинной инструкцией, составленной еще в 1970-е годы. А ведь это очень опасное дело – выводить на шоссе группу гонщиков. Необходимы машины сопровождения, хотя бы с желтыми «мигалками», да и вообще много чего нужно сделать и обеспечить, дабы тренировка не обернулась трагедией. Но все наши предложения почему-то не находят понимания у ГИБДД, нас отсылают все к той же инструкции. И попутно вводят дополнительные запреты. Так, запретили выезжать на трассы федерального значения, еще больше сузив наши возможности, особенно если учесть, какого качества большинство российских дорог. Автомобилистам этого объяснять не надо – выбоина на колдобине, ни один велосипед такого не выдержит.
Но ведь в Москве существует Олимпийское кольцо в Крылатском, где нет других участников движения. Там вы чувствуете себя в большей безопасности?
Нет, потому что и в Крылатском других участников движения полно. Там гуляют с детьми мамы и бабушки, считающие это кольцо детским парком, а велосипедистов – заклятыми врагами. Доходит до того, что специально бьют бутылки об асфальт, чтобы «не гоняли тут всякие». Да и потом, не так нам просто попасть на это кольцо – платить надо, ведь оно в частной собственности находится. И деревья надо прореживать, спиливать ветки, мешающие обзору на поворотах, а здесь сразу зеленые подключаются, начинают протестовать. В общем, проблем хватает. Но мы стараемся находить шоссе на некотором отдалении от Москвы – в Ногинском районе, Дмитровском.
С условиями для других видов велоспорта ситуация столь же плачевна?
С треками получше. Помимо Москвы, они есть в Туле, Санкт-Петербурге, Пензе, Ярославле (там он, правда, требует реконструкции). Ведется строительство новых таких объектов, – например, в Самаре принято решение построить трек в рамках одного комплекса с легкоатлетическим стадионом. Проявляют заинтересованность администрации Читинской области и Адыгеи. Чего нам не хватает, так это трека где-нибудь на юге, где в период подготовки к сезону можно было бы сочетать занятия и на нем, и на шоссе, что очень важно. Но даже и со всеми нашими проблемами мы довольно уверенно смотрим в будущее.