Большой автоспорт зародился на дорогах общего пользования, и первые гонки проходили на серийных автомобилях. За его более чем столетнюю историю многое изменилось: спортивные болиды стали радикально отличаться от массовых моделей, а гонки – проходить на специально построенных трассах. Сегодня проводником спортивных технологий в мире «гражданских» автомобилей выступают тюнинговые ателье, многие из которых активно участвуют в профессиональных гонках. Однако существует и обратный процесс – тюнингованные автомобили и их владельцы активно приходят в автоспорт, принося с собой чисто уличные виды гонок.
Разумеется, под понятие «тюнинг» подпадают самые разные виды модификации автомобиля, и не каждый владелец мечтает о том, чтобы его автомобиль походил на участника кузовного чемпионата DTM или NASCAR. Аэрография, к примеру, никак не влияет ни на аэродинамику, ни на мощность автомобиля: это способ выделиться из массы, заявить о своих пристрастиях в искусстве или символически продемонстрировать приверженность определенным жизненным принципам – в этом отношении нанесение рисунков на кузов вполне можно сравнить с художественным татуажем. Щедро отделанные хромом и переливающиеся радужными металликами американские «лоу-райдеры» – автомобили 1960–1970-х с модифицированной подвеской, позволяющей большим седанам подскакивать на месте при нажатии кнопки – часть американской субкультуры хип-хопа, такой же атрибут «сладкой жизни» рэпера, как толстая золотая цепь на его шее. Аудиофилы зачастую отдают большую часть внутреннего пространства автомобиля под компоненты высококлассных акустических систем, не обращая внимания на экстерьер и ходовые качества автомобиля. Отдельная область – тюнинг джипов, владельцы которых в основном стремятся подчеркнуть или улучшить внедорожные качества автомобиля с помощью установки более длинноходной подвески, лебедок, защитных решеток и дополнительного освещения.
И все же 90 процентов автовладельцев обращаются к услугам тюнинговых ателье именно за дополнительной мощностью, скоростью, иначе – спортивностью, хотя бы чисто внешней. Большинство компонентов автомобиля можно модернизировать независимо друг от друга, и агрессивный внешний вид вовсе не обязательно подкреплять более мощным двигателем. В соответствии с областью приложения усилий тюнинг обычно подразделяют на кузовной, тюнинг интерьера и ходовой, предусматривающий модификацию или замену двигателя и подвески автомобиля. В любой из этих областей может быть разным как объем работ, так и их стоимость – от нескольких десятков долларов до нескольких десятков тысяч. В последнем случае владелец получает фактически другой автомобиль, в котором от изначального средства передвижения зачастую остаются только кузов и несколько панелей интерьера.
Но такой результат стоит затраченных средств и усилий. Широко разрекламированный суперкар Bugatti Veyron стоимостью более миллиона долларов считается самой мощной заводской разработкой – его двигатель развивает 1001 лошадиную силу. Однако еще до его появления отдельные тюнингованные автомобили превосходили порог мощности в тысячу лошадиных сил, при этом в качестве основы для их создания использовали преимущественно массовые модели стоимостью менее сотни тысяч долларов.
Предназначенные для автоспорта автомобили давно и далеко ушли от своих «гражданских» предков, образовав отдельную эволюционную ветвь автомобилестроения. От массового автомобиля требуют комфорта, практичности, топливной экономичности. В спорте всем этим жертвуют ради скорости и управляемости. Если посадить рядового водителя из среднестатистического современного автомобиля в подготовленный для гонок болид, он покажется ему слишком резким, слишком шумным, слишком неудобным. Жесткая, собранная подвеска, тугой руль, тесные кресла, царапающие землю аэродинамические «юбки» и огромные «этажерки» антикрыльев сзади – эти особенности созданных для состязаний автомобилей превращаются в достоинства только на скоростях около 200 км/ч и на извилистых «змейках» гоночных трасс.
Тем не менее многие автовладельцы готовы многое отдать, чтобы хотя бы иногда испытать ощущения участника гонки. Для таких давно существует особый класс автомобилей – спорткупе и суперкары, по своим характеристикам максимально приближенные к гоночным снарядам. Приземистые, широкие, с агрессивным дизайном и мощным мотором, они всем обликом заявляют о своем высоком предназначении. Однако спорткар известной марки (Porsche, Ferrari, Mercedes или BMW) стоит недешево, да и не все хотят жертвовать ради скорости возможностью хотя бы иногда взять с собой пару пассажиров и объемный багаж. Тогда связующим звеном с автоспортом становится тюнинг.
Кроме того, тюнинг позволяет потрафить спортивным амбициям автовладельца независимо от уровня его достатка и имиджа: для банкира или госслужащего красный Ferrari в качестве разъездного автотранспорта выглядит нелепо, но «шестисотый» останется «шестисотым», даже если после подготовки в тюнинговом ателье он способен на равных состязаться с суперкарами. Кстати, на тюнингованном специалистами Brabus Mercedes E-класса ездит Михаэль Шумахер. Чемпион «Формулы-1» не чужд своеобразного юмора, заставляющего некоторых выбирать в качестве объекта тюнинга автомобиль, обычно не ассоциирующийся с большими скоростями: Brabus T V12 Шумахера представляет собой «универсал», способный разогнаться до 320 км/ч. А вот на внедорожнике Mercedes M-класса с заводским «тюнингом» AMG ездит Мика Хаккинен.
Неудивительно, что многие тюнинговые компании вышли из большого спорта. Один из известнейших тюнингеров BMW – компания AC Schnitzer – начинала как дилер по продаже автомобилей. После того как в сферу деятельности этой структуры попали автомобили BMW, сыновья основателя компании, профессионально выступавшие в автогонках, переделали свое баварское авто и на нем начали завоевывать спортивные трофеи. Вскоре программа переделок была предложена «гражданским» автовладельцам, и благодаря авторитету, приобретенному в автоспорте, у АС Schnitzer появился постоянный поток клиентов. В настоящее время AC Schnitzer продолжает активную спортивную деятельность, сотрудничая с заводской командой BMW. За одни чемпионаты и важные соревнования отвечает заводская гоночная команда, за другие – тюнинговая компания.
Потенциал тюнингованных автомобилей не всегда удается реализовать на обычных дорогах, запруженных «тихоходами». Отсутствие достойных соперников и большая загруженность трасс днем заставляют владельцев скоростных автомобилей объединяться и устраивать неформальные состязания по ночам. Однако уличные гонки, или стритрейсинг, несмотря на окружающий их благодаря фильмам и компьютерным играм романтический ореол, опасны как для участников гонок, так и окружающих – пешеходов и автомобилистов. В ходе гонок участники часто нарушают правила дорожного движения. Факторами риска являются отсутствие защитной экипировки и специально оборудованных трибун для зрителей, которых, надо признать, часто собирается немало.
Тем не менее за рубежом хорошо организованные гонки на тюнингованных автомобилях проводятся давно и регулярно и признаны полноценным видом автоспорта. Они существуют как в формате обычных состязаний, так и в том виде, в котором практикуются стритрейсерами на обычных дорогах. К первым можно отнести японский чемпионат GT Championship, разбитый на два класса. Если в классе GТ500 соревнуются команды производителей автомобилей, то в GT300 выступают автомобили, подготовленные местными тюнинговыми ателье и производителями тюнинговых комплектующих – A’PEXi, BLITZ, SARD, STI, Zero Sports и другими. А состязания по драгрейсингу (парный заезд по прямой на четверть мили) и дрифтингу (гонки, большую часть трассы в которых автомобиль проходит в контролируемом заносе), которые сейчас проводятся по всему миру, – в чистом виде плоды стритрейсерской культуры.
Такие гонки организуются при поддержке серьезных спонсоров и изданий, привлекают немалое количество зрителей, в них участвуют как представители тюнинговых ателье, так и владельцы тюнингованных автомобилей. Немецкий чемпионат по гонкам на тюнингованных машинах Tuner GP проводится при поддержке журнала Sport Auto на профессиональной гоночной трассе, среди спонсоров – такие имена, как Yokohama. Все как в «больших» гонках – машины техподдержки, приглашенные гонщики, аппаратура, замеряющая результат до тысячных долей секунды. Состязания поделены на две части: в гонке на самое быстрое прохождение кольца состязаются команды тюнингеров, а в дрифтинге могут выступать все желающие на личных автомобилях. Tuner GP ежегодно привлекает множество зрителей, участие в нем явно выгодно и тюнингерам: количество ателье, выставляющих свои команды, постепенно растет.
В России немало как тюнинговых ателье, так и владельцев тюнингованных машин. По данным дилеров, каждый пятый проданный в России автомобиль подвергается тому или иному виду тюнинга. Среди обладателей тюнингованных «болидов» предостаточно желающих посоревноваться с единомышленниками: по некоторым данным, первые уличные гонки появились в Москве еще в 1997 году. В 2003 году стритрейсинг попытались «вывести из тени», организовав официальные соревнования в Крылатском. Однако затея провалилась: на состязания не обратили должного внимания ни спонсоры, ни тюнинговые компании. В конце прошлого года, тем не менее, столичные власти сделали новую попытку легализовать уличные гонки: было подписано распоряжение о выделении под состязания стритрейсеров целой улицы в Восточном административном округе Москвы. В январе 2007 года состоялся первый заезд на специально отведенной трассе, однако для толпы зрителей, которых набралось 10 тысяч человек, так и не оборудовали нормальных трибун, сам процесс гонок также не отличался организованностью. В результате милиции пришлось досрочно прекратить соревнование, сославшись на его небезопасность для зрителей.
Тем не менее отечественные тюнингеры признают важность спорта для развития своего бизнеса и готовы поддерживать различные виды гонок, в том числе с участием собственных клиентов. Павел Двали, директор техцентра «Авто Мастер Клаб» в Сокольниках, предлагающего, в частности, услуги тюнинга, надеется рано или поздно начать сотрудничество со спортивными гоночными командами: «Автоспорт заставляет владельцев по-другому взглянуть на свои «лошадки», заряжает их желанием сделать из имеющегося что-то более яркое и динамичное. Сотрудничество со спортивной автомобильной командой само по себе престижно, поскольку подтверждает высокое качество услуг и высокий уровень подготовки технических специалистов. А это очень важно для продвижения «розничных» услуг для клиентов, даже не намеренных осуществлять тюнинг».
В то же время компания пока не готова выставлять собственную команду на соревнования. «Мы не являемся спортсменами, поэтому непосредственно участвовать в гонках не будем, хотя с удовольствием окажем техническую поддержку таким мероприятиям. В то же время мы были бы рады поддержать хорошую команду с тем, чтобы наше имя стало известно более широкому кругу людей. Естественно, мы хотели бы иметь возможность указывать в рекламных целях свои название и логотипы вместе с фирменной символикой команды», – указывает Двали.
Глава техцентра отметил, что его предприятие находится в непосредственной близости от «официальной» трассы стритрейсеров в Сокольниках, что дало ему возможность лично оценить потенциал соревнований: «Позитивный заряд был обеспечен на долгое время. Просто красота. Красивые машины, красивые люди, воздух просто насыщен адреналином. Если гонки будут проходить и дальше, мы хотим предложить организаторам территорию нашего техцентра как некий пит-стоп для подготовки машин к заездам. В то же время, и на наш взгляд это является проблемой, привлечь к уличным гонкам крупных спонсоров невозможно, поскольку они обычно проходят как неформальное мероприятие и в «закрытом» режиме. После мероприятия мы провели несколько частных бесед с руководителями медиа-агентств и поняли: необходима инфраструктура, поддержка властей и заранее утвержденный план мероприятия. Тогда спонсоры придут, и, думаю, они будут не менее серьезными, чем, например, в уличном баскетболе или сноубордистских соревнованиях, которые проводятся при поддержке московских городских властей».