Благодаря кинематографу о стрит-рейсинге сегодня знает каждый. За более чем полувековую историю существования в уличных гонках появились собственный регламент и дисциплины, а чемпионаты с участием стрит-рейсеров вышли на международный уровень. Правда, в России развивать этот эффектный вид спорта пока не стремятся ни власти, ни представители крупного бизнеса. Между тем дрэг-рейсинг – это не только один из самых дорогостоящих, но и весьма прибыльный вид спорта.
Стрит-рейсинг в его современной форме зародился в Калифорнии после Второй мировой войны. Вернувшиеся с фронта парни болели обычной для вояк в мирное время болезнью: им не хватало острых ощущений. Спас не алкоголь и драки, а изобилие дешевых автомобилей и наличие хороших трасс, в том числе природных, в виде высохших соляных озер. Сначала гонки проводились спонтанно – договаривались у светофоров, затем появились правила, места постоянных сборов и зрители. Наиболее рукастые водители, из числа бывших механиков, стали поставщиками «гоночных болидов»: по бросовой цене покупался автомобиль 1920–30-х годов, на который устанавливали мощный и более современный двигатель. Кузов максимально облегчали, избавляя его от крыльев, а зачастую – даже капота. Такие «хот-роды» с весьма условной аэродинамикой выигрывали в специфической дисциплине стрит-рейсинга – дрэг-рейсинге: для заезда по прямой на четверть мили (около 400 м) важна мощность мотора, а не коэффициент лобового сопротивления или техническое совершенство шасси.
Постепенно сформировались основные виды гонок и классы автомобилей. Кроме дрэга, где соревнуются на время в заезде по прямой, современные стрит-рейсеры состязаются также в дрифте, гонках типа «пушечное ядро» (cannonball) и челлендже.
Именно челленджу стрит-рейсеры обязаны своей дурной славой у властей и добропорядочных граждан. Эти гонки проводятся на улицах, зачастую маршрут проходит через весь город. Экипажи (водителя обычно сопровождает штурман) должны доехать до финала, отмечаясь на контрольных пунктах – чекпойнтах. В ходе гонок участники «играют в шашки», резко меняя полосы в процессе обгона, не обращают внимания на светофоры и, разумеется, нарушают скоростной режим.
Скорость за 200 км/ч на городских улицах почти неизбежно приводит к авариям, поэтому стремление властей запретить подобные состязания выглядит вполне оправданным. Однако благодаря челленджу городские гонки сопровождает ореол уличной романтики: игра в салочки с законом добавляет остроты ощущениям, к тому же есть возможность щегольнуть на скоростной машине, часто с модифицированным экстерьером, не только перед друзьями-рейсерами и постоянными зрителями гонок, но и обычными прохожими и автомобилистами.
Дрэг-рейсинг – наиболее простой и безопасный вид уличных гонок. Небольшая протяженность трассы и невысокие требования к водительскому мастерству (по сути, требуется только умение вовремя переключать передачи на прямой) сделали дрэг наиболее массовой дисциплиной стрит-рейсинга. Достаточно сказать, что первая трасса для дрэга появилась в Калифорнии еще в 1948 году. Кроме того, в таком формате гонки наиболее удобны для зрителей.
В настоящее время соревнования по дрэг-рейсингу проводятся и на профессиональном уровне: они признаны Международной федерацией автоспорта (FIA), организатором большинства крупнейших автомобильных соревнований, включая «Формулу-1», для них строят специальные болиды – дрэгстеры. Они имеют мало общего с обычными автомобилями: на некоторые ставят реактивные двигатели, способные разогнать одноместные болиды до 500–600 км/ч. Такие джет-дрэгстеры (от английского jet – «реактивный самолет») внешне немного похожи на машины «Формулы-1» – колеса без крыльев, стреловидный нос, двигатель расположен позади единственного сиденья пилота. Это один из самых дорогостоящих видов спорта: за полтора километра пути (большая часть трассы в дрэге отводится под замедление автомобиля) джет-дрэгстеры сжигают около 40 литров высокооктанового топлива, быстро выходят из строя покрышки.
Дрифтинг зародился в Японии. Разумеется, прохождение поворота в контролируемом заносе гонщики, хулиганы и каскадеры практиковали во всем мире и до стрит-рейсера Кеичи Цучия, но именно этот японец в 1970-х годах сделал эффектное скольжение машины самоцелью гонок. Большую часть трассы дрифтеры проходят в заносе (дрифте), а очки гонщикам начисляются за его продолжительность, величину угла продольной оси машины относительно трассы (чем больше, тем лучше), скорость прохождения поворотов.
Дрифтинг предъявляет особые требования к автомобилю: он должен быть заднеприводным и достаточно мощным, угол развала задних колес изменяют для того, чтобы «расширенные» книзу покрышки крепче держались за дорогу и не подламывались при уходе автомобиля в занос. У популярных среди раллистов и стрит-рейсеров полноприводных спорткаров Mitsubishi Lancer Evolution и Subaru Impreza WRX STI модифицируют трансмиссию, оставляя привод только на задние колеса – настоящее кощунство в глазах поклонников японских моделей. Сейчас соревнования по дрифтингу проводятся по всему миру, однако FIA пока отказывается ставить эту дисциплину в один ряд с дрэг-рейсингом и «Формулой-1».
Гонки «пушечное ядро» проходят исключительно в Западной Европе и Северной Америке. Они – отголосок автопробегов конца позапрошлого века, когда автомобилями владели избранные и массовая гонка превращалась в яркое событие с участием знаменитостей, остановками в роскошных отелях и распитием шампанского. Маршруты современных гонок этого типа порой пролегают через несколько стран, а участвует в ней элита – как социальная, так и автомобильная: Ferrari, Porsche, Lamborghini, Bentley, редкие и экзотические автомобили, цена которых порой достигает миллиона долларов.
В России, по некоторым данным, уличные гонки зародились в середине 1990-х и сначала представляли собой спонтанные старты со светофоров – для приглашения посоревноваться было достаточно языка жестов или нажатой несколько раз педали акселератора. Массовую известность стрит-рейсинг приобрел после выхода на экраны в 2001 году фильма режиссера Роба Коэна «Fast and the Furious» (в российском прокате – «Форсаж»). Многих привлекли не столько гонки, сколько сама субкультура стрит-рейсинга с яркими модифицированными автомобилями, эффектными девушками в роли стартеров, дающих отмашку для старта, и независимостью участников, редко подчиняющихся правилам движения и закону в целом.
Тем не менее в Москве организованный стрит-рейсинг появился еще до выхода культового фильма. По словам Виталия-Биммера, одного из первых организаторов соревнований по стрит-рейсингу в Москве и основателя клуба «Street Racing», его клуб был официально зарегистрирован примерно за полгода до выхода на экран «Форсажа». Уже в следующем году на гонку, реклама которой появилась в Интернете за неделю до мероприятия, приехало около 3 тысяч машин, причем примерно тысяча из них – более-менее спортивные. «Клуб был создан с целью собрать вокруг себя тех, кому нравятся гонки, спортивные автомобили, адреналин – все, из чего состоит стрит-рейсинг. Официально зарегистрировались, чтобы название и логотип не украли другие клубы, ну и для имиджа – чтобы все понимали, что мы не просто кучка каких-то безбашенных отморозков», – вспоминает Биммер.
Что касается самих соревнований, то из всех «дисциплин» стрит-рейсинга в России пока не прижился лишь дрифт. «Лично я знаю только трех-четырех человек, которые могут управлять машиной в заносе, – говорит Виталий. – Рейсеров год от года становится больше, но их водительское мастерство не растет». Как и в других странах, в российском стрит-рейсинге автомобили делят на классы, в зависимости от объема двигателя. «У нас ездят в основном на Nissan и других японских автомобилях, а также на BMW, но довольно много и автомобилей отечественного производства, после хорошей подготовки они «рвут» тюнингованные японские и немецкие машины».
Отношения с властями у московских стрит-рейсеров неоднозначные. «Иногда гаишники приезжают на наши соревнования с целью закрыть мероприятие, но потом видят, насколько хорошо обеспечена безопасность зрителей и участников, разворачиваются и уезжают. Однако попытки вывести гонки в официальный формат сталкивались с отсутствием всякого интереса со стороны чиновников, к которым мы обращались», – сетует основатель «Street Racing».
К недавним попыткам властей легализовать стрит-рейсинг, официально выделив под него трассы, он относится с сомнением. Гонки в январе на Оленьем валу, который московское правительство решило отдать стрит-рейсерам, по всеобщему признанию, провалились. «Во-первых, заезды зимой не проводятся, мы соревнуемся только в сухую погоду, – перечисляет Виталий недостатки мероприятия. – Во-вторых, там плохое покрытие – люди, которые выбирали трассу, явно не понимали, для чего она предназначена. Наконец, организаторы затянули со стартом, зрителям пришлось несколько часов мерзнуть на морозе». Тем не менее новую затею чиновников, изменивших географические предпочтения в пользу Тушинского аэродрома, наш собеседник в целом поддерживает: «Если удастся организовать яркое, грандиозное шоу, то это должно понравиться и участникам, и зрителям».
Российская автомобильная федерация, курирующая автоспорт в России, формально приняла в свои ряды стрит-рейсеров, но, утверждает Виталий, поддержки от нее они не получают – да и не особо в ней нуждаются. «По идее, они должны помочь нам организовать хорошее шоу на специальной трассе, привлечь спонсоров, но этого не происходит, – говорит он. – И в общем-то они не могут сделать ничего такого, чего не сделали бы мы». Российским стрит-рейсерам даже удается зарабатывать деньги на своем увлечении, хотя большая часть этих средств идет на организацию гонок. «У нас время от времени появляются спонсоры. Так, однажды Hugo Boss продвигал с нашей помощью один из своих ароматов. Также нам предлагают сниматься в рекламных роликах, фильмах – скоро, например, на экраны выйдет российский фильм о стрит-рейсинге, где наряду с русскими и американскими звездами снялись наши люди и машины, – рассказывает Виталий, – а наши фирменные наклейки, как и подделки под них, сейчас продаются в любом магазине».
В том или ином виде, легальном или нелегальном, уверен Виталий, стрит-рейсинг в России продолжит свое существование. Основатель клуба уличных гонок не смог даже приблизительно назвать количество стрит-рейсеров в Москве, но, по оценкам столичных властей, в заездах на уличных трассах принимают участие около 25 тысяч человек. Вместе со зрителями получается вполне солидная аудитория, по-прежнему не охваченная ни властью, ни бизнесом.