Скажем прямо: в России ваш спорт не слишком популярен. Чтобы в детстве играть в футбол, надо лишь гонять во дворе мяч. А как начать ходить под парусом?
В конце 1970-х попасть в секцию парусного спорта было проще, чем сейчас. Тренеры ходили по школам и зазывали всех подряд. Меня, правда, привел двоюродный брат. Потом подключились друзья, и уйти я уже не мог.
Читали в детстве романы о пиратах, капитанах дальнего плавания?
Конечно. Только, как оказалось, парусный спорт и пиратская корабельная романтика – совсем разные вещи. Мамины знакомые, узнавая, чем я занимаюсь, восклицали: «Ой, как красиво!» Ничего красивого – постоянно мокрая задница и содранные в кровь руки.
Когда перешли на лодки с экипажем, сразу стали лидером? Какими качествами должен обладать настоящий яхтсмен-капитан?
Все очень просто – у кого лучше получается, тот и командует. Так сложилось, что я всегда был рулевым, а на судах с небольшим экипажем (таких как Go Beyond) рулевой выполняет функции капитана. Есть, правда, новомодный тренд – на лодках начали появляться так называемые тактики, командующие движением яхты. Но в моем экипаже не так.
Расскажите о вашей команде поподробнее.
Естественно, наш экипаж объединяют дружеские отношения. Люди приходят и уходят, так что скажу о костяке прошлого сезона. Во-первых, мой друг Андрей Полтанов, с которым знакомы с детства и выступали на яхтах класса «Луч». Также Олег Кустов – наш ровесник, в свое время также вместе гонялись. Елена Миндарь – замечательная девушка, очень экстремальная. В сезоне-2009 на чемпионате Москвы она выступала на шестом месяце беременности. Мы ее не заставляли, но после фразы «беременность – не болезнь» отказать не могли. Еще есть Юрий Новиков, появившийся лишь в прошлом году. У него тоже интересная история. Он сначала привел на тренировку дочку, а затем и сам полюбил ходить под парусом. И это в 40 лет!
Яхтенный спорт – не из дешевых. А за счет чего существуют яхтсмены? Насколько велика зарплата и из каких источников вы получаете финансирование?
Мы не профессионалы и не зарабатываем спортом денег. Хотя, безусловно, существуют коммерческие проекты, где получаешь прибыль, используя какие-то «парусные» знания.
Как попали в состав Go Beyond? У кого родилась идея создания команды?
Все началось задолго до появления бренда. Мы выступали вместе на других яхтах, в других классах, просто гонялись. Естественно, у каждого из нас была и есть основная работа, которой мы зарабатываем на жизнь. К примеру, я занимаюсь организацией различных автомобильных мероприятий – тест-драйвы, автоприключения. Также очень много времени я посвятил Camel Trophy – долго пытался принять участие, попадал в финальные стадии отбора, но немного не везло. Как известно, эти соревнования проходят на автомобилях Land Rover, вот я и связал жизнь с этой компанией. Сначала просто появилось много знакомых, а потом британская марка стала одним из моих клиентов. Когда зашел разговор о том, как получше рекламировать бренд в России, сразу подумалось о яхтах. Land Rover – премиальный автопроизводитель, связанный с активным образом жизни. Так что у меня в голове сложилась мозаика. Ни в каком виде спорта, кроме яхтенного, не выступает столько королей, принцев и олигархов. Во всем мире парусные команды спонсируются люксовыми брендами, а в России эта ниша довольно свободна. В общем, я предложил создать команду – и мы это сделали.
Как и чем помогает Land Rover?
Естественно, финансированием. Ведь лодке требуется постоянный уход, ремонт, модернизация, новые паруса. За три-четыре года выступлений мы почти полностью перестроили яхту. Именно это позволяет нам удерживать высокие позиции.
Какая судьба у вашей лодки?
Для выступлений мы выбрали класс «Четвертьтонник», потому что он самый многочисленный в килевом яхтенном спорте, а соревнования одни из самых интересных. Плюс к тому паруса яхт в этом классе большие – следовательно, рекламная поверхность достаточно велика. Но, к сожалению, новые четвертьтонники почти не строятся, они достались в наследство от Советского Союза. Наша лодка сделана в Таллине в начале 1980-х. Мы на ней гонялись, когда еще она называлась «Ватт», правда, тогда брали ее в аренду. А после начала проекта Go Beyond решили ее выкупить.
Где тренируетесь? Есть ли в России приемлемые условия для тренировок?
В Москве. Наш город – один из лидеров яхтенного спорта, потому что здесь много денег и какие-никакие условия. Во Владивостоке мощная парусная школа, там тоже очень много четвертьтонников, проводится отличная регата «Кубок залива Петра Великого». Мечтаем туда попасть, но соревнования пока совпадают с чемпионатом Москвы. Еще есть Нижегородская область – на водохранилище возле города Городец проходил чемпионат России. Еще отмечу Рыбинское водохранилище и Онежское озеро.
Какое достижение считаете самым значимым для вашего коллектива?
Мы участвуем в ряде рейтинговых соревнований, которые входят в Кубок Федерации: открытие и закрытие сезона, чемпионат Москвы и Банковский кубок. В позапрошлом году выиграли Банковский кубок и стали вторыми на чемпионате Москвы, а в прошлом году – наоборот. Вот когда выиграем за сезон все что можно, тогда и будем считать это достижением.
В чем секрет успешного 2010 года? Почему почти не встретили конкуренции?
Да, по итогам года мы с большим отрывом выиграли Кубок Федерации, во всех четырех гонках взошли на подиум. Но пару лет назад попадание в тройку было огромным достижением для нас. Сейчас же улучшилось и материальное обеспечение, и слаженность состава, и мой опыт как рулевого. Все-таки у меня был большой перерыв в спортивной карьере, так что приходилось вспоминать старые навыки и приобретать новые. Мы много тренируемся, в процессе подготовки обращаем внимание на детали. Поэтому Go Beyond среди лидеров – на нас равняются, перенимают опыт. Вскоре сильных коллективов станет больше, тогда и конкуренция возрастет.
За рубежом приходилось гоняться?
А как же! Только не на нашей лодке, очень уж утомительно возиться с доставкой к месту соревнований. Но, к счастью, найти другую прямо на месте не так и сложно. Много регат, открываются широкие возможности. Я даже корю себя за то, что раньше не начал выезжать за границу. Недавно вот вернулся с Открытого чемпионата Катара, там собрались ведущие яхтсмены Азии. Мы гонялись в классе «Лазер», выступали против участников Олимпийских игр. В этом прелесть нашего вида спорта – в спринте ты никогда не сможешь стартовать вместе с Усэйном Болтом, а вот нам, любителям, удается посоревноваться с сильными парусного мира. Кроме Катара уже успел поучаствовать в регатах в Венеции и Монако.
Поддержка Федерации парусного спорта России ощущается?
Финансирование крейсерского спорта совсем маленькое, но это и неудивительно, ведь Всероссийской федерации есть куда вкладывать деньги – и в олимпийские классы, и в детский спорт. А «Четвертьтонник» существует на деньги самих участников соревнований. От федерации мы получаем организационные и PR-ресурсы, ну и на том спасибо.
Если выиграть чемпионат России, есть шанс поехать на чемпионат мира?
Тут все не так просто. Так как класс неолимпийский, то отборов никаких не проводится. Приехать на регату может любой – только заявляйся. Хочешь – Россию представляй, хочешь – Land Rover. Нужно просто собраться, договориться с женой, урегулировать дела на работе, взять немного денег и полететь.
Есть такая поговорка «Каждого капитана на берегу ждет место на кладбище». Насколько правдиво это суеверие?
Ну, это, скорее всего, касается капитанов дальнего плавания. У меня же особых суеверий нет. Да и ритуалов командных тоже. Разве что кое-какие морские закидоны вроде разноцветных носков. Надеваю перед каждой гонкой красный и зеленый – в цвет навигационных огней. Но я не думаю о том, что если их не надену, то произойдет что-нибудь плохое. Просто традиция.
Помимо спонсирования вашей яхты Go Beyond, Land Rover также запустил интересный проект «Академия капитанов». Знаете о таком?
Не только знаю, но и имею к нему непосредственное отношение. Я благодарен Land Rover за возможность осуществлять данный проект, ведь он направлен на популяризацию парусного спорта. В наших интересах сделать так, чтобы как можно больше людей узнали о доступности и увлекательности парусного спорта. Суть проекта «Академия капитанов» в том, что в нем участвуют звезды, которых мы обучаем. Таким образом эти известные люди продвигают самих себя, Land Rover и яхтинг. Это что-то вроде благородной миссии – проект показывают по телевизору, в Интернете, на него могут обратить внимание, увидев знакомое лицо. Люди посмотрят, им понравится, и они придут сами или приведут детей. Так наш спорт будет расти и развиваться.