Гомер в «Одиссее» рассказывал об игре в мяч руками при дворе царя феаков, и именно в тех строках некоторые историки спорта усматривают первые упоминания о гандболе. Впрочем, древнегреческий поэт описывал, как юноши «подбрасывают мяч вверх по прямой линии», а это, согласитесь, очень далеко от современных правил одного из самых популярных олимпийских видов. Да и в средневековых литературных памятниках нет их детального описания.
Что бы ни утверждали некоторые апологеты, первые достоверные сведения об игре, которую с уверенностью можно назвать прообразом современного гандбола, датируются лишь XIX веком. В нее играли на территории Чехии, Словакии, Германии, Украины и даже Уругвая. Но родиной по праву считается Дания. Ведь именно там жил Холгер Нильсен, в 1898 году разработавший первые детальные правила гандбола. Призер Олимпиады-1896 по фехтованию и стрельбе из пистолета зарабатывал на жизнь, преподавая физическое воспитание, и с помощью изобретенной им подвижной игры решил развивать ловкость и силу своих учеников.
На международный же уровень гандбол вывели немцы. Во втором десятилетии минувшего столетия Карл Шеленц усовершенствовал правила, разрешив единоборства и уменьшив размер мяча, что сделало игру более зрелищной. Вскоре начали проводить чемпионат страны, а в 1925 году состоялся первый матч на уровне сборных – в нем встретились команды Германии и Бельгии. Через некоторое время Международная любительская атлетическая федерация (предшественница нынешней IAAF) утвердила единые правила соревнований. Уже в 1936 году гандбол дебютировал на Олимпиаде. Впрочем, в Берлине играли по правилам, далеким от современных. Действо происходило на травяном поле размером с футбольное, а команды состояли из 11 человек. В финале, под проливным дождем и в присутствии ста тысяч зрителей, хозяева обыграли австрийцев со счетом 10:6.
Тогда же состоялся конгресс Международной любительской федерации гандбола (IAHF), постановивший регулярно проводить чемпионаты мира в двух разных форматах – по 7 и 11 игроков в команде. Правда, до Второй мировой войны прошел только один турнир – в 1938 году, причем в обеих версиях первенствовала сборная Германии.
Возрождение гандбола началось в 1946-м. 11 июля в Копенгагене представители Дании, Финляндии, Франции, Нидерландов, Норвегии, Польши, Швеции и Швейцарии учредили Международную гандбольную федерацию (IHF), по сей день отвечающую за развитие этого вида спорта. Именно под эгидой IHF проводятся чемпионаты мира, первый из которых состоялся в 1954-м в Швеции и завершился триумфом хозяев. Шведы и сегодня самые титулованные в мужском гандболе: на их счету 11 наград первенства планеты, четыре из которых золотые. Россияне в данной номинации на 4-м месте – советская и ставшая ее правопреемницей российская сборные завоевали по три золотые и серебряные медали. Правда, в последнее время о победах остается только мечтать: на чемпионат-2011 команда Владимира Максимова даже не квалифицировалась. Но о причинах стремительной деградации российского мужского гандбола поговорим чуть позже. Сейчас же констатируем, что у русского женского гандбола дела обстоят значительно лучше. С десятью медалями планетарных форумов (7 из них высшей пробы) сборная России – самая титулованная в мире и в декабре нынешнего года будет защищать чемпионское звание в Бразилии.
На территории современной России первые гандбольные соревнования прошли в начале 1920-х годов, однако вплоть до послевоенного времени не имели широкого распространения. Первый чемпионат СССР состоялся в 1956-м, причем играли на открытом воздухе по 11 человек в команде, а на современную версию перешли только в 1962-м. Любопытно, что вплоть до распада СССР этот вид спорта официально именовался «ручным мячом».
Поначалу уровень конкуренции в первенстве страны считался достаточно высоким, но после обретения гандболом олимпийского статуса ситуация изменилась. Появились базовые клубы национальных сборных, в которые привлекались лучшие игроки. Под эти команды подстраивался календарь внутреннего первенства, проводившегося по весьма оригинальной системе.
Команды собирались в одном городе, где базировался клуб высшего дивизиона, и в течение нескольких дней проводили однокруговой турнир. Через некоторое время подобное соревнование принимал уже другой город, и так далее. Понятно, что при таком календаре болельщиков на трибунах было негусто, ведь матчи проходили в том числе в будние дни, в рабочее время. Да и интерес к поединку с участием двух неместных команд был невелик. Плюс отсутствовала интрига в борьбе за первое место. Достаточно сказать, что киевский «Спартак» побеждал в женском первенстве СССР с 1969 по 1988 год кряду. У мужчин длительными чемпионскими сериями могут похвастаться столичные МАИ и ЦСКА. Ситуация переломилась лишь в 1980-е годы, когда реальную конкуренцию московским армейцам начали составлять их минские одноклубники, а затем и коллективы из Краснодара и Астрахани.
Впрочем, подобная ситуация продолжалась недолго. После распада СССР финансовое положение команд ухудшилось, а сильнейшие игроки отправились на заработки за границу. Общий уровень национального первенства резко снизился, и мечтать о победах в еврокубках, как это бывало в советские годы, команды уже не могли.
И даже сегодня, когда в чемпионаты страны по хоккею, баскетболу и волейболу приезжают звезды мирового уровня, мужское гандбольное первенство представляет собой своеобразное «болото». Есть явный лидер – правопреемник ЦСКА «Чеховские медведи». По составу эта команда практически идентична сборной России, что и неудивительно: тренирует оба коллектива один человек – Владимир Максимов, также являющийся гендиректором подмосковного клуба, а до недавнего времени занимавший такую же должность в Союзе гандболистов России. Подобное совмещение постов дает фактически неограниченные возможности привлекать в клуб лучших игроков страны. И не только: по инициативе Максимова состав «медведей» пополнили вратарь Евгений Будко и полусредний Сергей Шельменко с Украины, а также коллега последнего по амплуа белорус Сергей Горбок. Всей троице оформляется российское гражданство с перспективой заигрывания за национальную команду.
Критики Максимова считают его главным виновником регресса национальной сборной, обвиняя в стремлении к тотальной власти в отечественном гандболе и умышленном ослаблении клубов-соперников. Сам же единый во многих лицах специалист уверен: не собери он лучших игроков в одном клубе, ситуация была бы гораздо плачевнее, ведь в регионах желающих вкладываться в этот вид спорта почти нет. «Сейчас надо искать того, кто имел бы возможность позвонить, условно, десяти губернаторам и сказать: “Дорогой мой, у тебя там, говорят, есть гандбол? Нужна такая-то сумма. Помоги виду спорта встать на ноги”. Но для такого разговора, как вы понимаете, необходим человек статусом повыше Владимира Григорьева» – так в 2008 году Максимов объяснил свою настоятельную рекомендацию членам исполкома СГР не переизбирать на пост президента этой организации советника руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. В итоге рулить отечественным гандболом стал Борис Алешин, ныне занимающий должность генерального директора Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского. Прислушаются ли к его просьбам выделить на гандбол «такую-то сумму» условные «десять губернаторов»? Откровенно говоря, в этой области подвижек мало. Возможно, ситуация изменится с принятием программы развития гандбола в Российской Федерации, которая разрабатывается совместно с Минспорттуризма страны. Да и тот факт, что Максимов в феврале нынешнего года потерял пост гендиректора СГР, став лишь руководителем организационно-методической комиссии, должен настроить его оппонентов на мажорный лад: рычагов влияния у тренера-функционера стало гораздо меньше.
Пока же состояние клубного мужского гандбола в России плачевно. Сильные спортсмены, по тем или иным причинам не попавшие в состав «Чеховских медведей», предпочитают уезжать на заработки в страны наподобие Белоруссии или Словении, а не выступать в национальном первенстве. На приглашение же классных легионеров нет денег. Вот и выходит, что лидером «Сунгуля», клуба, реально претендующего на медаль, является 49-летний вратарь Павел Сукосян. Спортивному долголетию двукратного олимпийского чемпиона можно позавидовать, но согласитесь: факт, что игрок в таком возрасте востребован одной из лучших команд страны, свидетельствует о невысоком уровне турнира, в котором она выступает. При этом очевидно, что создать классный гандбольный клуб гораздо дешевле, чем баскетбольный, хоккейный или футбольный. В подтверждение тезиса достаточно констатировать: мировой трансферный рекорд, установленный два года назад, составляет лишь 1,2 миллиона евро – именно за такую сумму Barcelona приобрел у Ciudad Real полусреднего Сергея Рутенко. «Гандбол, особенно в Европе, – это “деревенский” вид спорта, поэтому в большинстве случаев развит в небольших городах. Там люди буквально живут своим клубом», – говорит самый дорогой игрок в ручной мяч на планете. Однако «деревенский» – не значит непопулярный. В той же Германии матчи гандбольного первенства уступают по посещаемости только футбольным, а в Испании это третий по количеству зрителей командный вид.
В России, как и в этих двух странах, гандбол существует вдалеке от столицы: лучшие мужские и женские команды базируются в Астрахани, Краснодаре, Снежинске, Волгограде, Ростове-на-Дону… Только вот знают о них разве что местные жители: трансляций на федеральных телеканалах почти нет, публикаций в центральной прессе тоже. Чтобы кардинально изменить ситуацию, российскому гандболу нужен влиятельный лоббист во власти. В баскетболе в роли такого человека выступает вице-премьер правительства страны Сергей Иванов, в волейболе – секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев. Кто из фигур такого масштаба поддержит гандбол?