Перед началом прошлого чемпионата кончина ФК «Москва» не вызвала громкого резонанса. Клуб, возникший ниоткуда, существовавший в основном на деньги Михаила Прохорова, даже сумел кое-что заработать на своей ликвидации, обеспечив менеджеров высшего и среднего звена, а также неплохо трудоустроив большинство футболистов. Фанатов у «горожан» было немного, а у Прохорова появились иные интересы в российском биатлоне и американском баскетболе. А вот конец «Сатурна» неожиданно получился скандальным.
С 1999 года команда играла в элитном российском дивизионе, в последние годы ставила задачу попадания в еврокубки, но никогда ее не выполняла (UEFA Intertoto Cup в расчет не берем). В своем последнем сезоне героически отстояла место в премьер-лиге, не получая зарплату на протяжении шести месяцев. Клуб из Раменского все эти годы существовал за счет бюджета Московской области, обзавелся неплохой инфраструктурой, которая, как выяснилось после банкротства, «Сатурну» не принадлежала, и уже начинал комплектоваться собственными воспитанниками.
После краха команды всех поразили не только заработки «инопланетян», но и информация о выплатах посредникам, которые наживались на трансферах. «Сатурн» можно было спасти еще в середине прошлого года, продав двух лучших молодых футболистов – Александра Сапету и Эмина Махмудова. Ветераны подмосковного клуба шутили: «На тренировках этих ребят не трогать, это наша зарплата». Только «кто-то кое-где у нас порой» не заинтересован в том, чтобы выплачивать долги по многомиллионным контрактам футболистов.
«Сатурн» объявлен банкротом, из имущества в клубе оказались только два автобуса и несколько компьютеров в офисе. Самое интересное, что имена тех, кто довел дело до краха, и их доходы еще не обнародованы. В отличие от зарплат футболистов, которые те все-таки получали на протяжении нескольких сезонов.
Судьба подмосковного клуба весьма характерна для тех, кто превращает футбольную команду в прачечную по отмыванию бюджетных денег. Прозрачным бюджет «Сатурна», да и то лишь в части зарплат футболистов, стал только после кончины клуба.
В премьер-лиге большинство составляют команды, для которых главной кормушкой является региональный бюджет. Хотя в Татарстане и говорят о том, что бюджет «Рубина» (его оценивают в 120 миллионов долларов и считают вторым в лиге) формируется спонсорами, но все они так или иначе связаны с руководством республики. К тому же президент клуба, экс-начальник местного управления ФСБ Александр Гусев, настоятельно подчеркивает, что спонсоры просят не оглашать свой вклад в финансовую состоятельность «Рубина».
Существование на «бюджетной игле» сейчас возможно только в двух столицах да еще в Татарстане и Ханты-Мансийском округе. В последнем с учетом климата все же предпочитают вкладывать средства в биатлон, лыжи и хоккей. Остальные команды, ориентирующиеся на помощь местных властей, рано или поздно ждут нелегкие дни. Ведь выборы губернаторов в России давно отменены и поддержка футбольного электората главам регионов не нужна.
Судьба «Сатурна» клубам, которые условно можно назвать бюджетными, не грозит. Методика спасения от банкротства уже отработана на примере «Крыльев Советов», «Томи» и «Амкара».
Долги «Крыльев» копились на протяжении нескольких лет. В 2006-м и 2007-м команда занимала места, далекие от еврокубковой зоны. Бюджет оценивался в 15 миллионов долларов, из которых около 60 процентов шло на зарплаты игрокам и сотрудникам. Амбиции же руководителей простирались на еврокубки. В 2008 году самарцы довели бюджет до 45 миллионов «вечнозеленых», пригласив достаточно квалифицированных игроков. Естественно, звезды потребовали и соответствующие зарплаты.
Чехи Иржи Ярошик и Ян Коллер даже откровенно о них рассказали. Первый поведал, что зарабатывал в России за сезон 1,2 миллиона долларов, а второй – 2,3. Не все удалось вытрясти в связи с настигшей волжан рукой кризиса, но оба чеха претензий не имеют. Они уехали из России обеспеченными людьми.
Ничему волжан не научила ситуация 2004 года, когда команда за счет мощных финансовых инъекций сумела стать бронзовым призером чемпионата России, опередив в гонке за подиум «Зенит», но к старту в еврокубках вынуждена была продавать лучших игроков в Москву, Питер и другие места, где находились покупатели. Зато эта история очень понравилась бизнесменам, которые встали у руля самарской команды.
Доведший «Крылья» до первого банкротства Герман Ткаченко возглавил спортивно-маркетинговое агентство, которое ведет дела многих известных футболистов. Именно Герман взял кредит в 9,4 миллиона долларов у структур, аффилированных Романом Абрамовичем. Вернули его с процентами только недавно.
Сменивший Ткаченко на президентском посту Александр Барановский брал кредиты поскромнее, но у структур, связанных с ним лично. Договоры составлялись так грамотно, что нынешнее руководство «Крыльев» вынуждено упрашивать Барановского подождать с возвратом долгов. Все последние годы «Крылья» покупали игроков, которых можно было получить бесплатно, и переплачивали за тех, кого легко приобрести за очень скромные деньги, переводя средства на счета зарегистрированных в офшорных зонах компаний.
После команды премьера, содержавшей указания сохранить «Крылья», к финансированию подключились «Ростехнологии». Там тоже нашлись неплохие финансисты, которые сразу же смекнули, как вести футбольный бизнес. Госкорпорация привлекала деньги с некоторых своих прибыльных предприятий, но основную часть средств на содержание клуба выделял областной бюджет. Топ-менеджеры «Ростехнологий» при этом еще и зарабатывали.
В итоге долги клуба уже оценивались в 45 миллионов долларов, и в любой другой лиге мира «Крылья» объявили бы банкротом и перевели в низший дивизион. В Италии так поступили с популярнейшими Napoli и Fiorentina. В России же указания премьера не обсуждаются, а выполняются. Спасать «Крылья» вызвали бывшего футболиста команды, а ныне удачливого самарского бизнесмена Виктора Развеева. Как ему удалось рассчитаться с игроками, погасить долги перед Романом Абрамовичем и договориться с Александром Барановским – естественно, коммерческая тайна.
Хотя Развеев, приняв бразды правления в «Крыльях», пообещал сделать бюджет абсолютно прозрачным. Пока он лишь поведал о том, что за счет собственной деятельности (продажи билетов, атрибутики, телеправ) в 2010 году волжане заработали около 4 миллионов долларов. Нового Анюкова вырастить в дубле не удалось, да если бы и вырастили, вряд ли бы заработали на его продаже 28 миллионов «американских рублей», в которые оценивается бюджет «Крыльев».
У «Томи» амбиции поскромнее. Бюджет этого клуба, имеющего статус некоммерческого партнерства, его руководители оценивают в 900 миллионов рублей. Патриотично настроенные сибиряки оперируют числами в отечественной валюте.
Средства из областного бюджета, и без того не способного обеспечить достойную жизнь учителям, врачам и муниципальным служащим, привлекать не планируется. Только и заработать такие деньги в футбольном бизнесе «Томь» не может. Задача взять барьер в 250 миллионов рублей для сибиряков не менее сложна, чем попадание в еврокубки.
Остальные 650 миллионов планируется получить от спонсоров. Вот только найти их самостоятельно местным менеджерам не под силу. Приходится привлекать к этой работе на общественных началах Владимира Путина. Генеральный директор «Томи» Юрий Степанов в одном из интервью даже посетовал, что спонсоры не назначаются правительственным указом и каждый год приходится уговаривать руководителей крупных компаний выделить средства футбольной содержанке.
Многие ведь не понимают социальной значимости проекта, рассчитанного на поддержание благосостояния нескольких десятков футбольных менеджеров. Говорить о том, что интересами «Томи» живет весь город, где поход на футбол на протяжении значительной части сезона приравнивается к экстриму, не приходится. Не самый вместительный в премьер-лиге стадион редко заполняется до отказа.
Такая же картина и в Перми, где «Амкар» уже объявил было о снятии с чемпионата премьер-лиги, но затем отозвал свое заявление. Долгие годы уральскую команду считали образцом для дерзких провинциалов. Под руководством президента клуба Валерия Чупракова команда завода минеральных удобрений (ее название составлено из первых слогов слов «аммиак» и «карбамид») прошла путь от чемпионата области до еврокубков.
Бюджет пермяков всегда считался одним из самых скромных в премьер-лиге, но все равно с каждым годом оказывался все более тяжкой ношей для ОАО «Минеральные удобрения» и лично Валерия Чупракова. Тут и смена собственника подоспела, а контрольный пакет акций предприятия выкупило ОАО «Сибур», входящее в число акционеров «Зенита».
Чупраков решил расстаться со своим детищем и, как утверждали лидеры фанатских группировок «Амкара», отбить часть своих затрат путем негласной продажи места в премьер-лиге. План был сорван энергичными действиями болельщиков, вовремя обратившихся к премьер-министру и местным властям. Последние тоже действовали оперативно. Губернатор Пермского края Олег Чиркунов договорился с «Сибуром», а также с «Уралкалием» и «Сильвинитом». Две последние компании входят в холдинг Сулеймана Керимова, ставшего в нынешнее межсезонье большим футбольным боссом, полновластным хозяином «Анжи».
Бюджет «Амкара» оценивается в 20 миллионов долларов, и он сократился по сравнению с прошлыми сезонами. Новичку клуба Предрагу Мийичу положили зарплату 20 тысяч в месяц. Не только Кураньи с Роберто Карлосом, но и братья Березуцкие с братьями Комбаровыми иронично улыбаются. Только при этом бросившие клич «Соберем, сколько можем, для спасения любимой команды» болельщики «Амкара» набрали около 250 тысяч рублей, из которых сто тысяч с барского плеча отвалил экс-президент клуба Чупраков.
В Нальчике вряд ли бы нашли и такую сумму. Практически весь бюджет клуба формируется за счет фирмы «Синдика», принадлежащей президенту Кабардино-Балкарии Арсену Канокову и осуществляющей свою деятельность в Москве.
Среди клубов, которые не имеют проблем с финансами, – те, кто заручился поддержкой монополистов. «Зенит», хоть и провозгласил политику самоокупаемости, добился практически аншлаговой заполняемости стадиона и ведет грамотную политику в области менеджмента при активной поддержке городских властей, больше 60 миллионов долларов в год заработать не может. Тратит же где-то в три раза больше, но ведь у команды есть такой болельщик, как глава Газпрома Алексей Миллер.
Успехи «Локомотива» оплачивают те, кто пользуется услугами РЖД, даже если они болеют за «Спартак», ЦСКА или «Амкар». Амбиции «Динамо» подкрепляются ВТБ, по сути дела, государственным банком. Спартаковские фанаты хоть и называют свою команду «народной», но глас народа – это еще и деньги ЛУКОЙЛа и Леонида Федуна.
Особняком в списке успешных и финансово благополучных клубов стоит ЦСКА. Тайну армейцев приоткрыл в интервью испанским журналистам недолго проработавший в команде Хуанде Рамос, прямо указавший на связи Евгения Гинера и Романа Абрамовича. Поговаривают, эта откровенность испанского специалиста – основная причина его увольнения.
В России нет четкой законодательной базы, делающей футбол привлекательным для спонсоров. Все строится на личных связях и указаниях свыше. Хотя и льготы, предоставляемые желающим поддержать профессиональный спорт, в нашей стране дают не тот эффект. В свое время «Ротор» получил такие же привилегии по безакцизному ввозу табака и спиртного, какие имел канувший в Лету Национальный фонд спорта и до сих пор имеет отдел внешних сношений Русской православной церкви.
В Волгоград хлынул настоящий золотой дождь, но «Ротор» в лучшем случае завоевывал серебро. Серьезной базы в городе на Волге так и не создали, клуб довели до банкротства, отправили во вторую лигу. Сегодняшний «Ротор» – это балансирующая между первым и вторым дивизионами команда, живущая на дотации из областного бюджета.
Новым явлением в российской футбольной жизни стало появление частных команд. Нет, речь не о «Тереке», в котором ни один вопрос не решается без личного участия главы Чечни Рамзана Кадырова. В нынешнем сезоне он привлек к финансированию живущего в Швейцарии банкира Булата Чагаева, решившего порадовать жителей исторической родины. В Грозный пригласили самого Руда Гуллита, но подписание контракта с легендарным голландцем, не востребованным в последние годы в тренерском цехе, не идет ни в какое сравнение с трансферами «Анжи».
После долгих переговоров полновластным хозяином клуба из Махачкалы стал Сулейман Керимов, входящий в тройку российских богачей и постоянно фигурирующий в составляемом журналом Forbes топ-листе богатейших людей планеты. Давно обосновавшийся в Москве и проводящий значительную часть рабочего и свободного времени за пределами родины бизнесмен до недавнего времени покровительствовал борцам. Являясь председателем попечительского совета Федерации спортивной борьбы России, Керимов устанавливал премии чемпионам и призерам крупнейших соревнований, финансировал их подготовку.
С размахом начал «дагестанский Абрамович» и свой футбольный проект. Покупкой Роберто Карлоса работа на бразильском трансферном рынке не ограничилась. В Махачкале оказались Жусилей и Диего Тарделли, за которых заплатили 15 миллионов евро, за марокканского защитника брюссельского Anderlecht Мбарка Буссуфу – 8 миллионов в валюте Евросоюза. Это без учета расходов на транспорт, телохранителей, аренду жилья (не в Махачкале, а в Москве) и оплаты перелетов домой и обратно бизнес-классом.
За 5 миллионов евро выкуплен у «Краснодара» воспитанник дагестанского футбола Шамиль Лахиялов. Краснодарская команда тоже частная. Она полностью на содержании владельца сети супермаркетов «Магнит» Сергея Галицкого. Его «девичья» фамилия Арутюнян, но тесть убедил, что в Краснодаре бизнесмену Галицкому вести дела гораздо проще.
Зачем Керимову и Галицкому вкладывать деньги в такую дорогостоящую игрушку, как футбольный клуб? Прибыли в обозримом будущем ждать не приходится, преференций от местных властей – тоже. В Краснодаре есть «Кубань», президентом которой является губернатор края, а в Дагестане Керимов и так может все купить.
Все-таки пример Абрамовича оказался заразительным, а клубы английской премьер-лиги не каждый день выставляют на продажу. Да и тягаться с арабскими шейхами и американскими финансистами в условиях прозрачности футбольного рынка нашим бизнесменам нелегко. Вот и приходится обращать внимание на внутренние резервы. Вряд ли все жители Дагестана счастливы оттого, что в «Анжи» появился Роберто Карлос, сколько бы ни убеждали в обратном PR-менеджеры Керимова. Да, интерес к команде из Махачкалы чемпион мира 2002 года подогрел, но в дагестанской столице многим просто не до футбола. Работы нет, стадион в ужасном состоянии, лучшие умы и руки республики давно уже перебрались в Москву.
Вопрос о том, не лучше ли было бы вложить деньги в развитие инфраструктуры родного края, Керимову задавать бесполезно. Хозяин – барин. Куда хочет, туда и инвестирует средства. Хотя, когда компания «Нафта-Москва», которой владеет нынешний босс «Анжи», хотела купить… «Сатурн», сделка почему-то сорвалась.
В будущем году мы будем отмечать 20-летие новейшей эры российского клубного футбола. За это время он добился даже некоторых успехов: дважды наши клубы выигрывали Кубок UEFA, «Спартак» доходил до полуфинала Лиги чемпионов. Только в плане ведения бизнеса футбольная отрасль осталась на уровне лихих 1990-х. Деньги зачастую сомнительного или вовсе непонятного происхождения вкачиваются в ту или иную команду, чтобы добиться сиюминутного результата и потрафить амбициям владельца.
Ни один российский клуб не зависит от своих болельщиков. Они не могут обеспечить его достойное существование, покупая билеты на стадион, атрибутику, абонемент на просмотр матчей по платному каналу. Именно на этом зиждутся финансовое благополучие и стабильность клубов в Англии, Германии, Испании, Италии, Франции. Да, есть в бундеслиге Hoffenheim, обязанный своим взлетом бывшему игроку команды, а ныне одному из богатейших людей Германии Дитмару Хоппу.
Только и этот клуб последовательно переходил из лиги в лигу, не выбиваясь из грязи в князи. Сейчас же «деревенские» ведут футбольный бизнес в полном соответствии с его законами и традициями: зарабатывают на разнице в трансферной цене при покупках и продажах, строят новый стадион, который принесет прибыль в обозримом будущем, получают долю от телевизионного контракта.
В России пока все по-другому. Стоит ли удивляться, что вслед за громкими взлетами у клубов случаются оглушительные падения и выбраться из пропасти удается далеко не всем. Нет больше в Элисте «Уралана», декларировавшего амбициозные цели до тех пор, пока президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов называл футбол второй своей, после шахмат, любовью.
Нет камышинского «Текстильщика», игравшего даже в Кубке UEFA. В низших лигах затерялись следы саратовского «Сокола», калининградской «Балтики», новороссийского «Черноморца». А во Владикавказе до сих пор вспоминают «золотую» команду середины 1990-х, чьи успехи были достигнуты не только благодаря тренерскому гению Валерия Газзаева и мастерству игроков, но и сомнительному бизнесу, основой которого служил контрабандный спирт.
Вот и свежий пример подоспел. Сочинская «Жемчужина», выступающая в первой лиге, финансировалась московским бизнесменом Дмитрием Якушевым. Он организовал мощную PR-кампанию, к которой привлек даже Дэвида Бекхэма, пригласил для решения задачи выхода в премьер-лигу тренера Станислава Черчесова и экс-менеджера «Спартака» Евгения Смоленцева, собрал состав, с которым и в элите российского футбола выступать можно. И в этот момент бизнес Якушева пошатнулся. «Жемчужина» объявила о готовности сняться с соревнований в первом дивизионе. Ждем обращений к Владимиру Путину из олимпийской столицы.