В 1980-м Audi создала quattro – первый в мире автомобиль, оснащенный одновременно турбокомпрессором и системой полного привода. Эта комбинация оказалась настолько успешной в ралли, что через некоторое время стала фактически стандартом для болидов группы B. Именно на quattro Мишель Мутон стала первой – и до сих пор единственной – женщиной-пилотом, сумевшей выиграть этап чемпионата мира по ралли.
Audi RS 3 Sportback 2011 года собран по рецепту 30-летней давности: у него есть турбомотор, фирменная система полного привода quattro и кузов хетчбэк. По количеству лошадиных сил под капотом новинка даже приближается к раллийным машинам, оставляя далеко позади серийные quattro 1980-х. Но за рулем этого средства передвижения пилотом может себя почувствовать скорее женщина в более широком и традиционном понимании, чем досконально знавшая свой автомобиль Мутон. Женщина-мать, домохозяйка, нежное существо, рефлекторно чурающееся знаний о принципах работы механизмов под капотом, – теперь она может возить детей в школу и продукты из супермаркета на скоростях, недоступных большинству участников дорожного движения обоих полов.
Как и у первых quattro, двигатель у RS 3 Sportback имеет пять расположенных в ряд цилиндров. При рабочем объеме 2480 см3 двигатель развивает 340 л. с. и поддерживает крутящий момент 450 Н•м в диапазоне от 1600 до 5300 об/мин.
Сочетание высоких мощностных характеристик и редкой сегодня конфигурации произвело впечатление на экспертов: мотор, созданный на базе силового агрегата американского Volkswagen Jetta, получил титул «Двигатель года-2010». Мотор 2,5 TFSI дебютировал на прошлогодней Audi TT RS, но на купе подачей его мощности на колеса можно распоряжаться с помощью не только педали газа, но и рукояти 6-ступенчатой «механики». В Audi RS 3 Sportback водитель этой возможности лишен, и это стало, пожалуй, главным разочарованием автомобильных пуристов. «Автомат» делает RS 3 Sportback доступнее для всех – в том числе для женщин, незнакомых с понятиями вроде «торможения двигателем» и «перегазовки» даже понаслышке.
К самой трансмиссии претензий нет – 7-ступенчатая коробка передач S tronic с двойным сцеплением переключает передачи очень быстро, а последняя еще и неплохо экономит топливо (расход в смешанном режиме – 9,1 л/100 км). Но желающие энергично «прохватить» по дороге, используя ручной режим в привычном стиле, скорее всего, найдут алгоритм переключения передач с помощью рычага неудобным (качнул от себя – повысил передачу, на себя – перешел на пониженную), а хрупкие на вид подрулевые лепестки – чересчур «цифровыми».
Зато даже неподготовленный водитель легко сможет набрать первую сотню за почти «суперкаровские» 4,6 с – на секунду быстрее, чем это делают псевдораллийные монстры вроде Mitsubishi Evolution и Subaru Impreza WRX STI, которые также оказались в конкурентах у немецкого хетчбэка. Для этого нужно лишь надавить на педаль газа и крепко держаться за руль – остальное сделают S tronic и система полного привода, за миллисекунды перебрасывающая мощность с буксующих колес на ось, имеющую лучшее сцепление с дорогой.
Еще у Audi RS 3 Sportback есть заниженная на 25 мм спортивная подвеска, полностью отключаемая ESP, и углепластиковые колеса, существенно снизившие вес машины. Но главная ее прелесть не в динамических возможностях и управляемости, а в сочетании спортивности с практичностью и комфортом. На «спортивной спине» (как можно перевести Sportback) RS 3 можно перевезти 300 л багажа, не ущемляя личное пространство пассажиров, а при желании – разместить за передними сиденьями холодильник или водрузить что-то еще более габаритное на крышу, допускающую установку рейлингов.
Идеальный автомобиль для остепенившейся Мишель Мутон – если бы она, наконец, стала женщиной в широком понимании этого слова, а не кувыркалась в своем древнем quattro на гонке чемпионов в 60-летнем возрасте.