В последнее время самый популярный вопрос у болельщиков и журналистов перед очередным товарищеским матчем сборной в разных интерпретациях звучал примерно так: «Чего вы ждете, зачем вообще нужна эта игра?» Задавали этот вопрос и Адвокату, и футболистам, и самим себе. Ответ в большинстве случаев был следующий: собраться вместе, пообщаться…
В связи с этим все чаще возникало ощущение, что речь идет то ли о встрече бывших одноклассников, то ли о совсем молодой команде, начинающей свой путь через тернии к звездам. Ведь нынешней сборной, в которой больше половины людей помнят полуфинал Евро-2008, дано звучать во весь голос, а не «петь под фанеру», что она делает уже год практически во всех без исключения матчах. Не только товарищеских.
Поэтому раз уж Дик так настаивает на продолжении традиций Гуса, то от этой команды хочется и игры, и результата, хочется спрашивать с нее без скидок, по самым высоким стандартам. Простить неудачи можно коллективу, который только строится, формируется, где много новичков, но не отлаженному механизму, собранному «Микеланджело» Хиддинком.
Дику надо что-то срочно менять. Причем уже на ходу. Сетования на объективные и субъективные причины не принимаются – раз взялся за эту работу, значит, понимал все трудности и видел подводные камни. Не первый год замужем, то есть в России. Придется запрягать телегу, уже сидя в седле несущейся галопом лошади.
Сложно залезть в голову тренера, но чего он хотел добиться в Иране, похоже, никто не понял. Возможно, предполагалось посмотреть на левом фланге замену Юрию Жиркову и увидеть своими глазами, чего реально следует ожидать от нашей «английской» атаки – Романа Павлюченко и Андрея Аршавина. Убедил ли левый защитник Алексей Березуцкий (в первом тайме) и Динияр Билялетдинов (во втором)? Судя по стартовому составу матча с Арменией – нет. Убедил ли форвард Tottenham Hotspur – тоже нет. Что касается Аршавина, то его, похоже, Маленький Генерал намерен выпускать даже в случае инвалидности – угловые же надо кому-то подавать. Нынешний максимум полузащитника Arsenal в плане игры без пауз, игры, где он большой солист, – это 10–15, в лучшем случае 20 минут. Арсен Венгер уже понял это, в связи с чем и выпускает россиянина в концовке встречи, когда нужно запутать подуставшего соперника. Адвокат же настойчиво продолжает ставить Андрея в стартовый состав и держать на поле в течение всего матча.
Что касается функциональной подготовки команды в целом, то в разгар предсезонки требовать многого в этом плане было сложно. Сколько имелось сил у футболистов российских клубов после первых двух, обычно весьма изнуряющих сборов, столько они и выдали – хватило на тайм.
Другое дело – тут мы плавно подходим к мотивации – в матчах за сборную, даже товарищеских, требуется все же выдавать больше, чем в контрольных на клубных сборах. Эти встречи – футбольное лицо страны. В очередной раз приходится просить игроков: нам хочется видеть от сборной как большей заинтересованности в игре и результате, так и уважения не только к болельщикам, но и к самим себе.
Очевидно, что с некоторых пор товарищеские матчи с командами уровня Болгарии, Венгрии, Бельгии и Ирана сборной неинтересны. Мотивации «звериной», когда душу бередит даже не результат, а игра сама по себе, не хватает катастрофически. «Завод» появляется либо в официальных поединках, либо в «товарняках» с соперником уровня Нидерландов, Аргентины… Впрочем, с грандами у нас в последнее время проблем как минимум не меньше.
Если Дик не хочет или не может выступать под девизом «Гус навсегда», в соперники, видимо, все же стоит брать голландцев, аргентинцев или англичан с немцами. Если они требуют оплаты – надо платить. Лучше проигрывать серьезным командам и учиться на своих ошибках. А какие разборы полетов проводить после матча с Ираном? Какую пищу для размышлений он дал? Впрочем, и это может не сработать. Как говорил Николай Петрович Старостин: «Того, кто сгорел, уже не подожжешь».
На поле стадиона в Абу-Даби мы увидели кончину команды, которую несколько лет назад создал Гус Хиддинк. Таков уж наш менталитет: хорошо трудимся, отдаемся делу только тогда, когда чего-то не хватает: денег, имущества, женщин, славы, титулов…
На Евро-2008 нашим парням не хватало всего понемножку. Они были злой рабоче-крестьянской командой без звезд, темной лошадкой и не стеснялись этого. За ту свойскость и дерзкость мы их и полюбили. И не только мы. Но постепенно сборная мутировала в команду министров и капиталистов, этакое «временное правительство», оторвавшееся от реальности, словно мантру повторяющее, что «собрались пообщаться». Вспоминается восточная притча о драконе, которого можно было победить лишь в том случае, если потом им станешь сам.
Сборная превратилась в закрытый клуб, в который призываются только хорошо знакомые друг другу люди. Они знают, что вне зависимости от того, как проявят себя на поле, свой вызов они получат.
В Ереване каждая светская беседа начинается не с разговора о погоде, а с обсуждения, насколько хорош утром вид на Арарат. Впрочем, последние несколько дней до отборочного матча с Россией в Армении все больше говорили о видах на Евро-2012. Наутро после нулевой ничьей, окончательно запутавшей положение дел в группе В, Арарат был в тумане. Перспективы не забивающей голов уже третий матч подряд команды Дика Адвоката – тоже.
Самое веселое место на стадионе после матча – помещения перед раздевалками команд. Тем более в таких тесных коридорах, как под трибунами 15-тысячного Республиканского стадиона. В таких местах всегда шумно: здесь поздравляют победивших, подбадривающе хлопают по плечу неудачников, выясняют отношения с арбитрами, бормочут в микрофоны незамысловатые комментарии и обязательно находится тамада с главными хитами вечера. В который раз подряд в этой роли выступил президент Российского футбольного союза Сергей Фурсенко.
«Я считаю, что наши результаты на выезде блестящие» – никогда не поймешь, шутит глава РФС или говорит серьезно. Но над ухом кто-то хмыкнул. «В конечном итоге победа будет за нами. Я в этом убежден» – тут передние ряды журналистов уже с трудом удерживали сочувствующе-понимающее выражение лица. «Я уверен, что наш главный тренер все делает абсолютно правильно» – кто-то уже откровенно и очень громко рассмеялся. От попадания в сборник классических афоризмов российского футбола президента спас полузащитник Роман Широков. Главная, если считать по голевым моментам, ударная сила российской сборной в противоположном углу коридора брал на себя вину за то, что не обработал мяч, оказавшись во втором тайме в выгодной позиции перед чужими воротами.
Рядом пронесли доску, на которой тренеры, по идее, должны рисовать тактические схемы и прочие премудрости типа стрелок подключений в свободные зоны и розыгрышей стандартных положений. Она была девственно чиста. Дик редко говорит о тактике. Его стихия – турнирная стратегия. Он с ходу может разложить, кто и как из соперников сыграл в гостях, сколько у нас осталось домашних матчей, и тут же похвастаться 10 очками в четырех играх на выезде. Кажется, в любую свободную секунду идущего матча Адвокат способен без запинки продиктовать всю турнирную таблицу с учетом забитых и пропущенных мячей, а также на ходу подсчитать среднюю результативность вплоть до сотых.
При определении, во всяком случае, основного состава тренерский штаб в очередной раз не перенапрягся. Перед игрой с Арменией интрига была только по поводу позиции правого защитника: Адвокат мог совсем уж перестраховаться и на место дисквалифицированного Анюкова поставить не Шишкина, способного бороздить край, а надежного в обороне, но медленного при подключении к атакам Алексея Березуцкого. Остальные десять фамилий по силам с закрытыми глазами написать каждому из тренеров любого соперника сборной. Набросать план, как справляться с выдвинутым вперед Кержаковым, как страховать защитника, играющего на краю против Аршавина, и что делать, когда Дзагоев с правого фланга уходит в центр. Если бы FIFA составляла рейтинг самых предсказуемых расстановок, сборная Адвоката лидировала бы в нем с огромным отрывом.
За тот год, что Дик руководит национальной командой России, он не запомнился ни одной сколько-нибудь яркой тактической находкой. Таковой можно было бы признать смещение крайних атакующих игроков Аршавина и Дзагоева в центр поля, если бы оно выглядело не столь хаотичным и если бы два фланговых плеймейкера, встречаясь на поле, иногда делились друг с другом мячом. Говорят, сборная сейчас разбита на два лагеря – «питерских» и «армейских». В игре это проецируется в неспособность Аршавина и Дзагоева действовать в единой связке. Как следствие – почти шесть игровых часов без забитых голов.
Неожиданными, как для соперника, так и для самой команды, оказались только два подключения Широкова из глубины поля. В первом моменте он попал в бросившегося под мяч защитника, а во втором не сумел обработать мяч. «Еще была опасная срезка в середине первого тайма», – вспоминал после игры острые эпизоды у своих ворот голкипер хозяев Роман Березовский. И попутно раскрывал секрет, почему его команда столь удачно играет дома: «Среднегорье. Даже я, когда приезжаю из России в Ереван, первое время задыхаюсь. Но перед перерывом россияне оказывали очень приличное давление, владели территориальным преимуществом. Было неприятно». После Карского договора к любым вопросам территориального преимущества армяне относятся настороженно.
На утро воскресенья тактичные ереванцы, накануне загнавшие русского зверя в клетку (причем как в переносном, так и в прямом смысле – приезжим болельщикам пришлось наблюдать за матчем из огороженного стальным забором сектора), ни словом не обмолвились с гостями о футболе. Снова обсуждали вид на Арарат, а заодно и финансовые новости: 70 тысяч иранцев, сбежавшие от безалкогольных строгостей родной страны в Армению отмечать свой Новый год, за неделю оставили местной экономике 20 миллионов долларов. 11 футболистов сборной России за полтора часа подарили армянам нечто большее – отличное настроение и надежду на чудесное попадание в финальную часть чемпионата Европы.
Ближайшие матчи сборной с той же Арменией и Македонией должны ответить на вопрос: в том ли направлении мы движемся? Факт, что наша национальная команда медленно, шаг за шагом, отступает от самой себя образца лета–осени 2008 года, периода расцвета. Отступает игрой и ее качеством, и это притом что в лицо она почти абсолютно та же самая. И именно это напрягает. Риторике о «вере в ребят», об «отсутствии претензий», о том, что наступит миг серьезных испытаний – и Россия воспрянет ото сна, все мы предпочли бы реальные события. Мы не в церкви, мы на стадионе.
Как поверить в то, что новобранец сборной Ионов вдруг, после трех лет сидения на лавке и множества неиспользованных шансов, молниеносно пленит Генерала своей игрой? Как избавиться от неизбежных мыслей о том, что любой игрок соответствующего гражданства, выходящий в основе «Зенита», вызывается в сборную автоматически? Зачем нам метод слепого тыка? Хочется увидеть реальную, объективную нужность или ненужность нового члена сборной. Почему нельзя заменить футболиста, который не хочет играть, тем, которому есть что доказывать? Пусть он будет чуть ниже классом, но ведь Армению, положа руку на сердце, можно обыграть и дублем.
Дику пора понять, что этот состав уже делит матчи на важные и не очень, что по ходу встречи футболисты потеряли способность перестроиться, зажечься, переломить ситуацию. Это доказано даже не безвольной ничьей в Венгрии еще при Хиддинке или поражениями от Бельгии и Ирана. Это доказано позорной игрой в Мариборе. Так не пора ли влить свежую струю, последовать примеру Венгера и посадить Аршавина на «банку», а также пригласить двух-трех новичков?
Надо меняться. В конце концов, и Хиддинк не сразу создал команду, и времени у него тоже было в обрез. Сборную он выстроил в официальных матчах отбора к Евро-2008, и тогда тоже говорили, что нет игроков, поколение Лоськова–Титова–Смертина – сильнейшее в стране. Команда родилась не благодаря, а, скорее, вопреки. У нее тоже были свои провалы, которые в итоге обернулись триумфом. Гус не поверил в досужие разговоры – и все получилось. Не сразу, в муках, но получилось. Чего и Дику от всей души хочется пожелать. Единственным фактором, который сейчас работает на него, является страх. Страх рухнуть с пьедестала спасителя. Не сомневаюсь, что появились подобные мысли и у игроков. Страх перед позором – подчас весьма эффективный метод в борьбе с инфантильностью, присущей нашей команде.
Наступает время действий. Очень вовремя пришелся матч именно с армянами. На чужих полях на «морально-волевых» отборолись. Вязкие игры «на результат» позади. Теперь придется играть дома. Именно играть. Проявлять не только характер (а он наверняка остался), но также технические навыки и тактическую выучку – без них забить не получится. Пока ничего страшного не случилось. Семь очков, набранные на выезде в матчах с не самыми слабыми командами, позволили нам закрепиться в лидирующей группе. Вряд ли Дика кто-то станет серьезно ругать, если он даже при демонстрации, скажем так, не совсем красивой игры займет в группе первое место. Эстетики от нынешнего тренера сборной, видимо, ждать уже не стоит. Будем ждать хотя бы результата.