В ноябре Себастьян Леб в восьмой раз кряду выиграл чемпионат мира по ралли, став таким образом самым титулованным гонщиком в истории автоспорта. Корреспондент «Большого спорта» встретился с легендарным пилотом в Клермон-Ферране, куда лучший спортсмен Франции, как официально величают Себа в его родной стране, приехал, чтобы принять участие в международной конференции «Спорт и бизнес». И выяснил, зачем Леб создал собственную гоночную команду, почему он не принимает участия в «Дакаре» и как оценивает перспективы единственного россиянина в Мировой серии ралли Евгения Новикова.
Сегодня очень часто доводится слышать, что автоспорт все больше превращается в шоу. Вы это чувствуете?
Я не могу оценивать «Формулу-1» и другие дисциплины, в которых не участвую. В ралли же у нас честная борьба: у всех одинаковые шины, мощность автомобиля. Так что на первое место выходит именно квалификация пилота.
В завершившемся сезоне вам пришлось столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны молодого напарника Себастьяна Ожье. Была ли у Citroёn командная тактика?
Себастьян несколько раз занимал более высокое место, чем я. Следовательно, не давал мне набрать необходимые для победы в общем зачете очки. Конечно, в некоторых гонках мы использовали единую стратегию, которая позволила бы победить именно представителю нашей «конюшни», однако мы с Ожье являлись в первую очередь конкурентами.
Как вы оцениваете перспективы российского пилота Евгения Новикова?
Он молод и талантлив, хорошо управляется с автомобилем. Недаром уже в нынешнем году россиянину удалось продемонстрировать хорошее время в некоторых гонках.
Пилоты Citroën Junior Team выступают на таких же автомобилях, что и вы?
Как правило, да. Некоторые технические новинки раньше устанавливаются на машины основной команды, но в любом случае различия составляют не более 10 процентов. Новиков определенно должен прибавить, ему просто необходимо немного опыта и стабильности.
С приходом заводских команд Volkswagen и Mini конкуренция в WRC увеличится. Поспособствует ли это вашему решению продолжить выступления в Мировой серии ралли?
В плане повышения интереса к соревнованию участие большего числа команд, связанных с производителями, – значительный плюс. Но практика показывает, что захватывающими гонки делает наличие двух примерно одинаковых по силе «конюшен». Пока сложно сказать, какая машина будет у Volkswagen, позволит ли она бороться за лидерство или же не предоставит пилотам такой возможности.
Вы восемь раз подряд становились чемпионом мира. Нет ли желания попробовать себя в ралли-рейдах? Например, в «Дакаре»?
В данный момент – нет. Возможно, в будущем. Я не считаю такой вариант нереальным. Но скажу, что установление рекорда никогда не было для меня главной мотивацией. Это вы, журналисты, рассуждаете о моем месте в истории автоспорта и возможном «новом вызове». Десять лет назад я и мечтать не мог о том, что имею сейчас, но все равно выходил на старт. Просто я люблю водить машину, ощущать соревновательный дух.
На каком автомобиле вы ездите в повседневной жизни?
Конечно, на Citroën. Еще у меня есть Porsche.
Сколько процентов вашего успеха приходится на автомобиль, а сколько – на мастерство пилота?
Думаю, сейчас автомобили ведущих команд – Ford и Citroën – очень близки друг к другу по техническим возможностям, и именно от гонщика зависит, кто отпразднует победу. В то же время, согласитесь, выступай Себастьян Феттель в «Формуле-1» за HRT, а не за Red Bull Racing, он бы не победил. Поэтому я хорошо отношусь к тому, что компании используют мое имя для собственного пиара. В конце концов, именно они создают гонщику условия для успеха и платят ему зарплату.
Какие цели вы ставили, основывая свою собственную гоночную команду Sébastien Loeb Racing?
Это долгосрочный проект, непосредственно не связанный с моими текущими выступлениями. Я прекрасно осознаю, что сегодня уже нахожусь ближе к окончанию карьеры пилота, чем к ее началу. Констатация этого факта вовсе не означает желания в самом ближайшем будущем уйти из гонок. Но в любом случае это когда-то произойдет. А я тем или иным способом хочу остаться в автоспорте. Ради чего и организую новый проект – «конюшню», она будет участвовать в соревнованиях автомобилей GT.
Мы с вами беседуем на международной конференции «Спорт и бизнес». Чему за годы активных выступлений вы научились в деловом плане?
Я прежде всего пилот и, верите ли, никогда не задавался подобным вопросом. У меня есть машина, трасса и зарплата, а над тем, как работает механизм WRC, я не размышлял. Сейчас, когда решил создать собственную команду, мне придется немного погрузиться в эти вопросы. Но, думаю, оперативным управлением проектом будет заниматься мой компаньон Доминик Хайнц. А я по-прежнему в первую очередь останусь пилотом.