Посол олимпийского Лондона

Большой спорт №12-1 (58) Декабрь 2011 - Январь 2012
Дмитрий Маслов
В 1911 году Марсель Мишлен основал Спортивное общество Michelin. Несколько раз менявшая свое название организация благополучно просуществовала до наших дней и в ноябре отметила вековой юбилей. Одним из мероприятий, приуроченных к столетию Монферрандского спортивного общества Клермон Овернь (ASM Clermont Auvergne), стала международная конференция «Спорт и бизнес».

В 1911 году Марсель Мишлен основал Спортивное общество Michelin. Несколько раз менявшая свое название организация благополучно просуществовала до наших дней и в ноябре отметила вековой юбилей. Одним из мероприятий, приуроченных к столетию Монферрандского спортивного общества Клермон Овернь (ASM Clermont Auvergne), стала международная конференция «Спорт и бизнес». В числе ее гостей оказался олимпийский чемпион Адриан Мурхаус, по окончании карьеры пловца основавший консультационную компанию Lane4.
В интервью «Большому спорту» кавалер ордена Британской империи рассказал о трудностях перехода из атлетов в бизнесмены, Играх в Лондоне, причинах постоянного прогресса британских спортсменов, а также дал прогноз на исход олимпийских соревнований пловцов.

В марте вы вошли в список 27 наиболее именитых спортсменов Великобритании, ставших послами Лондона-2012. В чем заключаются ваши функции на этом посту?

Сразу скажу, очень рад тому, что ближайшие Олимпийские игры состоятся в Лондоне. Наша страна находится в стадии рецессии. Причем кризис даже не столько в экономике, сколько в психологии, негативных ожиданиях. И я верю в то, что такое значительное событие, как Игры, «зажжет» нацию, сплотит ее вокруг одной идеи. При этом от Олимпиады есть и материальная отдача – она привлекает в страну инвестиции. Как посол Лондона-2012 я пробуждаю интерес к главному спортивному событию года – организую различные промомероприятия, веду переговоры. Это, так сказать, внешняя задача. Но есть и другая. Когда на Играх в Сеуле я выиграл золотую медаль, на трибунах меня поддерживали лишь родители. Сейчас же поболеть за спортсменов придут все – родственники, школьные друзья, коллеги, VIP-персоны… Наша задача как послов Олимпиады – взять всю психологическую нагрузку на себя, сделать так, чтобы участники британской команды не отвлекались на посторонние вещи, избавить их от излишнего давления. А не «накачивать» разговорами о важности победы.

В России многие говорят: «Зачем проводить Игры в Сочи? Лучше потратить эти деньги на социальную сферу». Есть ли подобные настроения в британском обществе?

Были, но только в первые годы после того, как мы получили право принять Олимпиаду. Сейчас люди видят, что бюджет стабилен, обязательства выполняются, и у них нет повода говорить, будто Игры негативно сказываются на личном благосостоянии. Зато посмотрите, как изменились окрестности Лондона: появились новые спортивные объекты, и ими смогут пользоваться местные жители. Журналисты постоянно пытаются найти негативные моменты в самом факте проведения Игр в британской столице, но пока им это не удается.

Пекин-2008 стал самой дорогой Олимпиадой в истории. Какие рекорды установит Лондон-2012?

Финансовых точно не будет – наш бюджет в разы меньше. Я был в Пекине в качестве телекомментатора и чувствовал, что главное, чем там занимались, – внешний пиар. Мы же такой цели не ставим. Поэтому сможем просто сделать гостей соревнований счастливыми, дать им ощущение единства. Лондон – очень мультикультурный город, он удачно расположен географически, и я точно скажу, что болельщикам из большинства стран у нас будет комфортнее и интереснее, чем в Пекине.

Бюджет лондонской Олимпиады-2012 в разы меньше пекинской. Я был в Китае в качестве телекомментатора и чувствовал, что главное, чем там занимались, – внешний пиар. Мы же такой цели не ставим. Поэтому сможем просто сделать гостей соревнований счастливыми, дать им ощущение единства

В России многие спортсмены после завершения карьеры не могут найти себя в обыденной жизни. Как вам дался переход из пловцов в бизнесмены?

Я достоверно не знаю, как устроена система социальной адаптации бывших спортсменов в России, но на Западе за последние 15–20 лет в этом плане сделан большой шаг вперед. В Великобритании к профессиональным атлетам прикрепляется личный консультант, у него в общей сложности от 12 до 20 подопечных. Эти люди беседуют с клиентами об их интересах, дают советы, рассказывают, как составлять резюме, проходить собеседование. В то же время я заметил, что система «родитель – ребенок» постепенно уходит в прошлое во взаимоотношениях спортсменов и тренеров, уступая место диалогу. Даже в 1990-е годы я нес серьезную ответственность за собственную подготовку, принимал значительное участие в ее планировании. При этом понимаю, что в таких видах, как, например, гимнастика, где на топ-уровень выходят в совсем юном возрасте, подобное невозможно.
Вспоминая завершение собственной карьеры, скажу, что мне понадобилось около трех лет на то, чтобы приспособиться. Когда газеты постоянно называют тебя лучшим в мире и в один день это прекращается, немного теряешься.

Вы решили податься в бизнес, чтобы снова читать о себе в газетах?

Ни в коем случае. Мой отец занимается бизнесом, а брат – вице-президент европейского подразделения Coca-Cola, так что модель была перед глазами. К тому же я не забрасывал учебу в годы спортивной карьеры. Думаю, атлеты, на сто процентов посвящающие себя спорту, делают рискованную ставку. Даже если они и заработают достаточно денег за время активных выступлений, с большой вероятностью испытают трудности с адаптацией по завершении карьеры.

Почему же вы приглашаете в свою компанию бывших спортсменов?

Я беру далеко не всех, только удовлетворяющих необходимым критериям. Тех, кто хочет построить карьеру в другой области.

Это не форма социальной ответственности?

Интересный вопрос. Я пригласил пару человек, которые, завершив выступления, чувствовали себя несколько потерянными. Хотел помочь им, но таких буквально два-три. Всего же порядка 20 процентов сотрудников Lane4 профессионально занимались спортом.

В Великобритании к профессиональным атлетам, закончившим спортивную карьеру, прикрепляется личный консультант, у него в общей сложности от 12 до 20 подопечных. Эти люди беседуют с клиентами об их интересах, дают советы, рассказывают, как составлять резюме, проходить собеседование

Ваша компания занимается внедрением спортивных методов в бизнес. Насколько эти сферы близки друг к другу?

Во многом. Тренируясь, атлет старается улучшить технику, результат, победить, стать социально успешным… Так же и бизнесмен. Но он сталкивается с ленью сотрудников. Хороший руководитель должен разговаривать со своими работниками, знать об их интересах, стремлениях и приводить их в соответствие с собственными задачами. Возьмем марку Michelin, организовавшую мероприятие, на котором мы с вами присутствуем. У каждого человека есть потребность в безопасности. А это одна из ценностей компании, ибо хорошие шины – условие безопасности водителя. Еще одна – корпоративный дух, а чувство принадлежности к социальной общности – базовое для людей. Можно привести и другие примеры. Некоторые компании умеют «рассказывать» свою историю, прививать сотрудникам корпоративные ценности, другие – нет. Внутренний пиар, диалог внутри компании – очень важная составляющая успеха.

У вас есть коммерческие интересы в России или Восточной Европе?

Мы работаем только с англоязычными компаниями, преимущественно мультинациональными. Например, такими, как Coca-Cola, Oracle, Microsoft. Проводим семинары по лидерству, в том числе с помощью Интернета.

В России спортивное плавание развивается преимущественно за счет государства. А как в Великобритании?

Государственные вложения в спорт действительно велики. Проводится специальная лотерея, средства от которой идут на эти цели. Мой друг, отвечающий за развитие современного пятиборья в стране, рассказывал, что до того, как стала организовываться лотерея, на этот вид выделялось в общей сложности 100 тысяч фунтов в год. Сейчас же они получают по 15 миллионов. Лотерея стартовала в 1997 году, с тех пор на каждых следующих Играх наша страна завоевывает больше медалей, чем на предыдущих.

И сколько наград вы собираетесь получить в Лондоне?

В Пекине Великобритания стала четвертой в общемедальном зачете, завоевав 19 золотых медалей. Правительство ставит задачу выступить как минимум не хуже. Если мы войдем в первую тройку, будет здорово, но и сохранение позиций посчитаем успехом.

Вы комментируете соревнования по плаванию по BBC. Как думаете, в Лондоне Майкл Фелпс повторит свой пекинский результат?

На чемпионате мира в Шанхае блистал Райан Лохте. Считаю, именно он на сегодняшний день и является лидером сборной США. Фелпс же не будет выступать в столь большом количестве видов, как в Китае, следовательно, и наград завоюет меньше.

А что думаете об Иане Торпе?

Не думаю, что он вернется на свой прежний уровень и составит реальную конкуренцию лидерам.

А британцы?

В Пекине в плавании у нас было шесть медалей, из которых две золотые. Жду примерно того же.

Как оцениваете перспективы россиян?

Мне очень нравится Юлия Ефимова, у нее потрясающая техника брасса, ритм. Чтобы создать у вас позитивное впечатление о себе, пожелаю ей выиграть золотую медаль. Анастасия Зуева – сильная «спинистка», однако не думаю, что ей удастся победить. Фаворитом в этом виде я бы назвал 16-летнюю американку Мелиссу Франклин, которая обещает вырасти в великую пловчиху.

Могут ли на Играх «выстрелить» спорт­смены, пока не добивавшиеся серьезных результатов?

Практика показывает, что если за год-два до Олимпиады человек не попадает как минимум в финальный заплыв на первенстве мира, стать чемпионом ему очень сложно. Лично я ожидаю, что минимум 80 процентов медалей в плавании завоюют спортсмены, о которых мы уже хорошо знаем. Будут ли среди них удачно выступившие в Шанхае китайцы? Ответ на этот вопрос зависит от того, выстроена ли в этой стране четкая система подготовки пловцов или же акцент делается на конкретных спортсменах. Но за успешным выступлением в родных стенах обычно следует спад, особенно если соревнования проводятся в непривычных условиях.