Кругосветная гонка Volvo Ocean Race предельно сложна даже для самых опытных и подготовленных яхтсменов. Неслучайно ее традиционно называют «Эверестом парусного спорта». Ревущие сороковые, коварный мыс Горн, изнурительные штилевые зоны экватора – таковы декорации регаты, в которой командам предстоит пройти 39 тысяч морских миль. 5 ноября Volvo Ocean Race 2011/2012 стартовала из испанского города Аликанте.
В отличие от предыдущей Volvo Ocean Race, в этот раз нам не придется болеть за своих: российской команды в гонке нет. В спор за победу вступили шесть команд; по словам генерального менеджера соревнования Кнута Фростада, «никогда уровень состава участников еще не был так высок».
За 35 лет своего существования эта командная кругосветка претерпела немало изменений, став авангардной в техническом смысле и самой аскетичной в бытовом. В первые годы существования гонки Whitbread (так Volvo Ocean Race именовалась до 2001 года) жизнь на борту гоночных лодок мало чем отличалась от жизни на борту круизных яхт. Вино, мясо и прочие гастрономические изыски входили в меню большинства команд. Комфорт обитания был тоже на высоте – яхтсмены не хотели отказываться от любимых книг или музыки, и все это делало гонку больше похожей на увлекательное путешествие, чем на опасное соревнование. Сегодня все кардинально видоизменилось.
Теперь гонка Volvo – чистый экстрим, а бытовые удобства пали жертвой минимизации веса яхты. Сублимированная еда, протеиновые батончики, вода из опреснителя, минимум сменной одежды, бесконечная работа на заливаемой водой палубе и сон по 3–4 часа в сутки на узкой подвесной койке под грохот лебедок, чудовищный скрип корпуса и бесконечные удары волн – таковы непростые будни яхтсменов в этом соревновании. Как говорят многие участники Volvo Ocean Race, после такого испытания самые элементарные вещи оцениваются по-новому: жареная картошка, бифштекс или минеральная вода кажутся чудом, а горячий душ – настоящим раем. Сегодня пройти гонку Volvo от начала до конца – значит победить не только Океан, но и себя самого. Ну а прийти на финиш первым – удел избранных. «Эта гонка поднимает вас до каких-то высоких ощущений, но с такой же амплитудой она бросает вас вниз… Я многому научился за это время», – рассказывал Олег Жеребцов, создавший первую российскую команду, выступавшую в предыдущей гонке на лодке Kasatka.
Сегодня яхты оборудованы самыми передовыми системами навигации и коммуникации. Кроме возможности наблюдать позицию каждой команды в океане, зрители могут видеть все (ну или почти все), что происходит на борту, – каждая яхта оснащена видеокамерами, передающими информацию 24 часа в сутки. Теперь участникам крупнейшего парусного соревнования сопереживают миллионы зрителей по всему миру. Зрительский успех прошлой гонки добавил организаторам оптимизма: нынешняя Volvo Ocean Race, по их ожиданиям, будет еще более яркой и захватывающей. И это подтвердили уже первые 24 часа соревнования.
Volvo Ocean Race 2011/2012 началась с портовой гонки в Аликанте 28 октября. И первая победа досталась Abu Dhabi Ocean Racing Team. Команда Яна Уолкера показала впечатляющий результат, опередив ближайшего соперника (Puma Ocean Racing) на 14 минут. Третьей пришла Team New Zealand.
Ровно через неделю, 5 ноября, испанский кронпринц Фелипе дал старт первому этапу гонки. 60 тысяч зрителей провожали флот в путь до Кейптауна. Легенда французского футбола Зинедин Зидан присоединился к команде Abu Dhabi и прошел с ней первые мили после старта регаты. «Это было круто!» – сообщил Зидан после того, как, будучи абсолютно мокрым, покинул яхту, а команды ушли в открытое море.
Ветер в 30 узлов на старте стал хорошим началом для гонки, снискавшей славу самой сложной в парусном мире. И уже с первых миль море показало свой нрав: ветер разрушительной силы и сильные волны провожали гоночный флот вплоть до Гибралтара. Пока строить какие-то прогнозы довольно сложно – состав участников очень сильный. Победить может каждая из команд. Как всегда, главным действующим лицом в гонке является море, и предсказать его поведение не возьмется ни один синоптик. Но есть одна примета: в соревновании часто побеждает та команда, которая первой приходит на финиш первого этапа. Во всяком случае, в двух последних гонках было именно так.
Первые проблемы начались у команд уже в день старта. Ветер в 30 узлов, 3,5-метровая волна сделали свое черное дело – в 30 милях южнее Картахены на яхте Abu Dhabi Ocean Racing сломалась мачта. Никто из членов экипажа не пострадал, и им даже удалось спасти паруса, однако команда вынуждена была приостановить свое участие в соревновании. Утром следующего дня случилась новая беда: Team Sanya сообщила о повреждении корпуса. В 30 милях от испанского порта Мотрил лодка попала в жесткие условия с ветром в 43 узла и 10-метровой волной. Корпус дал течь, и команда была вынуждена сняться с первого этапа. Теперь перед Team Sanya стоит непростая задача: не только починить яхту, но и вовремя доставить ее к месту следующего старта в Кейптауне.
Остальные участники благополучно преодолели Гибралтар и вышли в Атлантику в поисках пассатов. «Нереальный старт! Случилось то, чего я никак не мог предположить! Треть флота получила повреждения в первые сутки после старта, – пишет Кен Рид с борта Puma. – Три лодки идут в одном направлении, и только французы отделились, выбрав классический путь вдоль африканского побережья». Надо отдать должное оригинальности идеи Groupama – пока она сохраняет лидерство. А вот удастся ли ей удержать его, мы сможем узнать через пару недель, когда флот Volvo Ocean Race доберется до Южной Африки. Наблюдать за гонкой в реальном времени можно на официальном сайте регаты www.volvooceanrace.com/en/racetracker/rdc.html. Сайт ежедневно пополняется новой текстовой, фото- и видеоинформацией. Искушенные болельщики могут принять участие в виртуальной гонке.
Впервые в рамках гонки Volvo организаторы решили провести соревнование среди лодок, участвовавших в эпической кругосветке в прошлые годы. 16 лодок, прошедшие Whitbread/Volvo, вышли на старт 22-мильной гонки, подарив любителям паруса незабываемое зрелище. В честной борьбе победила яхта L’Espirit d’Equipe, на 21 секунду опередившая пришедшую второй Telefónica Black. 30-летняя лодка одержала победу над современной карбоновой яхтой, лишний раз показав миру, что в гонке Volvo люди не менее важны, чем техника и технологии.
Как и в прошлый раз, гонка стартовала из Аликанте. Следующая остановка – Кейптаун (ЮАР). Далее яхты пройдут по маршруту Абу-Даби (ОАЭ) – Санья (Китай) – Окленд (Новая Зеландия) – Итажай (Бразилия) – Майами (США) – Лиссабон (Португалия) – Лорьян (Франция). Финиш состоится в июле 2012 года в ирландском городе Гэлуэе.
При разработке нового класса Volvo 70 особое внимание уделялось не только скоростным характеристикам лодок, их надежности и безопасности, но и снижению затрат, что очень актуально в сложившейся экономической ситуации. Яхты способны развивать скорость свыше 40 узлов (74 км/ч). Качающийся киль может отклоняться на 40 градусов в обе стороны, благодаря чему яхта имеет высокий запас стабильности и при этом малый вес. Число парусов уменьшено с 24 до 17, парусный гардероб от этапа к этапу может меняться. Все передние паруса укомплектованы закруткой, что облегчает работу на баке. Складирование парусов и прочего оборудования разрешено только в центральной части корпуса яхты. Каждая команда может иметь максимум два запасных гика, две мачты и два запасных пера руля. Экипаж состоит из 11 человек, включая бортового корреспондента. Желая снизить средний возраст участников гонки и привлечь больше молодежи, организаторы Volvo Ocean Race заложили еще одно требование – три члена экипажа должны быть рождены позднее 1 сентября 1980 года.
Победитель прошлой гонки Volvo 2008/2009 команда Ericsson 4 под руководством Торбена Граэля побила рекорд суточного перехода на однокорпусной яхте, который составил 596,6 морской мили (1104,9 километра). Средняя скорость яхты при этом достигала 24,85 узла. Общее время, за которое Ericsson 4 прошла 37 тысяч миль вокруг света, составило 127 дней 7 часов 46 минут и 17 секунд.
Максимальное количество баллов за каждый этап зависит от количества яхт, стартовавших в первом этапе. Баллы за офшорные этапы будут умножаться на 5, баллы за прохождение промежуточных точек – на 2. Баллы за портовые гонки будут присваиваться командам без коэффициентов.
Объединенные Арабские Эмираты впервые решились на участие в главном парусном соревновании планеты и сразу же громко заявили о себе, не только собрав опытную команду, но и инициировав новую остановку в маршруте легендарной кругосветки – Абу-Даби станет третьим принимающим портом Volvo Ocean Race. Пригласив в качестве шкипера Яна Уолкера, двукратного призера Олимпийских игр и участника прошлой Volvo Ocean Race (в качестве шкипера ирландско-китайской команды Green Dragon), арабские шейхи явно рассчитывали на победу. Более того, к моменту старта считалось, что именно Abu Dhabi обладает самой совершенной лодкой, что косвенно подтвердили и результаты первой портовой гонки, которую команда завершила с колоссальным отрывом от соперников. 28 октября в Аликанте на минуту очень многим показалось, что Volvo Ocean Race 2011/2012 станет большим арабским триумфом. Однако затем в дело вмешался Его Величество Океан. Сломав мачту уже в день старта, экипаж Abu Dhabi после некоторых колебаний принял решение сняться с первого этапа соревнования. И на момент подписания этого номера в печать все еще непонятно, будет ли лодка под арабским флагом в числе тех, кто 1 января 2012 года войдет в акваторию Персидского залива в районе Абу-Даби. Ведь во многом ради нее сейчас там возводится грандиозный комплекс Destination Village площадью в 55 тысяч квадратных метров и с соответствующим, чисто восточным, размахом.
Но несмотря на все трудности и неудачи, Abu Dhabi имеет полное право именоваться главной командой Volvo Ocean Race 2011/2012. Ведь именно приход арабских (а также китайских) денег во многом спас это престижное соревнование, подготовка к которому совпала с пиком кризиса в Европе.
Шкипером французской команды на лодке Groupama 4 является не кто иной, как легенда офшорного яхтинга Фрэнк Камм – неутомимый гонщик, имеющий в своем послужном списке Кубок Жюля Верна. В свое время на катамаране Groupama он обошел вокруг света за 48 дней 7 часов 44 минуты и 52 секунды, а также поставил и многие другие рекорды.
В прошлой гонке ярко-красная яхта с черной кошкой на парусах пришла на финиш второй. Поэтому в этот раз бессменный шкипер Puma Racing Кен Рид настроен на победу самым решительным и серьезным образом. Яхта Mar Mostro спроектирована аргентинским дизайнером Хуаном Куюмджаном. Теперь основные цвета лодки – красный и угольно-серый.
Испанская команда Telefonica участвует в гонке под руководством олимпийского чемпиона и дважды участника Volvo Ocean Race Икера Мартинеса. В прошлый раз Telefonica Blue пришла на финиш третьей. Задача новой команды – как минимум улучшить достижение предшественников.
Новозеландская команда обладает опытом целого поколения яхтсменов, которые побеждали в самых престижных мировых регатах. Шкипер команды – Крис Николсон, директор – Грэнт Далтон, лично участвовавший не в одной Volvo Ocean Race. В экипаже также один из сильнейших матч-рейсеров мира – Адам Миноприо.
Пригласив в качестве шкипера легендарного Майка Сандерсона – двукратного победителя Volvo Ocean Race, а также славящегося смелыми решениями молодого навигатора Акселя Магдалла, китайцы не успели построить к гонке новую лодку, а вступили в соревнование на старой – в прошлой Volvo Ocean Race на ней гонялась испанская команда Telefo´nica Blue. И это обстоятельство, безусловно, не совсем в пользу Team Sanya. Да и в целом старт для команды оказался неудачным: последнее место в портовой гонке в Аликанте и сильное повреждение корпуса почти в первый же день после выхода в открытое море. В итоге экипаж был вынужден отказаться от участия в первом этапе соревнований. Лодку грузовиком отправили в порт Гибралтара, где погрузили на контейнеровоз и уже таким образом доставили в Кейптаун, и в настоящее время там проводятся работы по ее починке. Все должно быть готово к 10 декабря, когда в Кейптауне состоится портовая гонка.
Кстати, на этот раз принимающим портом Volvo Ocean Race в Китае станет не Циндао (как в прошлый раз), а Санья, расположенная в провинции Хайнань. Интерес к регате в самом Китае огромный, что было заметно уже в Аликанте: на старт гонки в Испанию прибыло рекордное количество китайских журналистов.