Победу Марина Чилича на турнире St. Petersburg Open сложно назвать сенсационной: посеянный четвертым, 198-сантиметровый хорват под конец сезона приобрел впечатляющую форму и с каждой неделей улучшал свои позиции в рейтинге ATP. В Северной столице России Марин в финале обыграл серба Янко Типсаревича, после чего признался, что этот матч стал для него лучшим в году, а также пообещал приехать в город на Неве через год, чтобы защитить титул. А после поделился с «Большим спортом» впечатлениями о Петербурге, рассказал о перипетиях своей карьеры, тест-драйве автомобиля Peugeot 4007, в котором принял участие, и открыл некоторые секреты личной жизни.
Это не первый ваш приезд в Санкт-Петербург?
Я уже выступал здесь в 2006 и 2007 годах и сохранил прекрасные воспоминания о городе и турнире. Особенно удачным оказался второй приезд, когда, начав с квалификации, я смог дойти до полуфинала и после St. Petersburg Open впервые в карьере вошел в первую сотню мирового рейтинга. Рад снова удачно сыграть здесь.
Успели ли оценить городскую архитектуру?
Да, у меня на это было время. Красивейший город, с классическими зданиями, значительно отличающимися по стилю от современных. Я даже побывал в Эрмитаже, это восхитительное место. Когда по ходу сезона появляется возможность узнать что-то новое, получить свежие впечатления, стараюсь ею воспользоваться. Это даже на игре отражается положительно.
Неужели по ходу турниров вам хватает времени на музеи?
Когда как. Если играю в одной стране несколько турниров подряд, удается выкроить денек-другой.
Удобно ли вам выступать в помещении?
Для моего стиля крытые корты подходят. В нынешнем году я удачно сыграл в Марселе и Роттердаме, причем как раз ближе к завершению сезона.
В начале 2010 года вы занимали девятое место в рейтинге ATP, а потом несколько сдали. В чем причина?
Тогда я дошел до полуфинала Australian Open, после чего оказался объектом пристального внимания со стороны прессы и телевидения. Появились большие ожидания – как со стороны болельщиков и специалистов, так и личные: хотел побеждать в каждом матче. А это нелегко. Так что, можно сказать, не справился с давлением, несколько «поплыл». Уверенность в себе вернулась только минувшим летом: с июля я показываю по-настоящему классный теннис, и рейтинг неуклонно растет. До победы в Санкт-Петербурге вышел в финал в Пекине. Теперь настраиваюсь на Открытый чемпионат Австралии.
Вы живете в Хорватии?
В Монте-Карло. В моей родной стране теннис популярен, но не настолько, как футбол и некоторые другие командные виды спорта. По правде говоря, пик интереса к нашему виду пришелся на тот период, когда выступал Горан Иванишевич, и на 2005 год, когда хорваты выиграли Кубок Дэвиса.
Как вы пришли в теннис?
Я вырос в небольшом городке, и этим видом спорта занималась моя сестра. Я тоже решил попробовать, тем более что это было в диковинку – на все местечко был лишь один корт. Сыграл несколько турниров, понравилось.
Ваши братья тоже занимаются теннисом?
Нас четверо. Профессионально играет только младший, 17-летний. Он начал тренироваться в более позднем возрасте, чем я, – в девять лет и пока выступает не слишком успешно. Не знаю, станет ли игроком ATP Tour, но этот вид спорта ему определенно нравится.
Вы никогда не пробовали себя в баскетболе или гандболе?
В детстве я не был таким высоким, поэтому и предпочел теннис. К тому же к занятиям игровыми видами приступают в более позднем возрасте, лет в 10–11, а я к тому времени уже успешно выступал на корте.
198 сантиметров роста – серьезное преимущество?
Теннис открыт для всех – и для миниатюрных, и для Иво Карловича, который выше меня на десять сантиметров. Роджер Федерер среднего роста, так что многое зависит от стиля игры, упорства на тренировках. Если у тебя только одна сильная сторона, например подача, войти в элиту нелегко.
Но ведь отмечают, что теннис становится все более силовым…
Это действительно так. Покрытия искусственно «замедляются», розыгрыши мяча становятся все более длинными, матчи порой длятся по два-три часа. И в течение всего этого времени надо выкладываться на все сто процентов. Думаю, именно такой теннис демонстрирует Рафаэль Надаль, в некоторых матчах показывающий просто великолепную физическую подготовку.
Стало быть, именно его вы считаете сильнейшим теннисистом современности?
Думаю, таковым все же является Роджер Федерер, побивший массу рекордов. Но конкуренция растет. С каждым годом спортсмены подходят к своей подготовке все с большей щепетильностью – многие уже ездят по турнирам с тренерами по физподготовке и фитнесу. В этом году удивил Новак Джокович, выигравший три турнира «Большого шлема». Прогресс серба способствовал повышению интереса к нашему виду спорта: раньше в финалах крупных турниров, как правило, оказывались Федерер и Надаль, теперь же возникла интрига, появился третий фаворит.
По вашим собственным ощущениям, вы прогрессируете?
Конечно. Мне удается держать хорошую форму в течение более чем пяти месяцев и приближаться к элите. Сыграв много матчей, я могу как следует подготовиться к турнирам «Большого шлема».
Многие теннисисты жалуются на излишне напряженный календарь ATP Tour.
Не вижу проблем. Мы ведь не играем в течение всего года. Есть только восемь обязательных турниров серии Masters, в остальных же можно и не участвовать. Конечно, если хочешь добиться высокой позиции в рейтинге, выступать приходится часто, но всегда надо чем-то жертвовать.
Каковы ваши цели на карьеру и в личной жизни?
Хочу выиграть как минимум один турнир «Большого шлема». И создать хорошую семью.
У вас есть девушка?
Да, мы встречаемся уже два года. Она студентка, учится в Хорватии.
Что означает ваше прозвище Мраня?
Ничего особенного – ласкательно-уменьшительное от имени, меня с детства так называл дядя. Теннисисты именуют меня Чилой.
Как вы оцениваете перспективы хорватской команды в Кубке Дэвиса?
Очень важный для меня турнир, ведь представлять свою страну – это совершенно особые чувства, повышенная ответственность. У нас молодая команда, в которой я являюсь первым номером. Выступать в мировой группе – большая честь. Сохранить место в ней – основная задача на ближайшие пару лет, а потом можно будет думать о большем. В Сербии есть талантливая молодежь, хотя предсказать, кто именно станет по-настоящему большим игроком, сложно.
Слышал, что вы увлекаетесь футболом?
Да, я страстный болельщик. Болею за A.C. Milan – в нем выступали Звонимир Бобан и Деян Савичевич, а также Tottenham, цвета которого защищают Лука Модрич, Нико Кранчар и Ведран Чорлука. Сейчас у Хорватии молодая национальная команда, которая только формируется.
Вы много путешествуете. Какие страны поразили вас больше всего?
Я был в Марокко, ЮАР, Индии, но признаюсь, что предпочитаю не экзотические страны, а мировые мегаполисы. Такие как Нью-Йорк и Мельбурн.
В Санкт-Петербурге вы приняли участие в тест-драйве Peugeot 4007. Как вам этот автомобиль?
Хорошая машина, с высокой посадкой. Ею легко управлять, комфортная. Но лично я предпочитаю спортивные автомобили. Первую машину купил, когда мне было 18 с половиной лет. Сейчас у меня Mercedes купе, серийная модель.
Не планируете увеличить свой автомобильный парк?
Одной машины мне вполне достаточно. Я обычный человек – ничего не коллекционирую, не имею экстравагантных хобби. Музыку слушаю в основном хорватскую, а капелла, а также американские поп и рок.
Некоторые баскетболисты утверждают, что их виду спорта подходит рэп. А есть ли музыка для тенниса?
Уж точно не рэп, это какое-то сумасшествие. Возможно, скрипка? Мне нравится этот инструмент. Иногда в разговорах с коллегами в шутку сравниваю с ним свою теннисную ракетку.