Что бы ни говорили об упадке женского тенниса в России, рейтинг WTA пока свидетельствует об обратном: по результатам 2011 года в первой сотне оказались 12 россиянок, тогда как представительниц США – всего 6. Героиня нашего интервью отметилась в сотне лучших еще в прошлом сезоне, а в нынешнем совершила потрясающий рывок на 60 позиций вверх, ярко блеснув на Уимблдонском турнире. В интервью «Большому спорту» 7-я ракетка России Ксения Первак рассказала об удачных выступлениях, переезде в Братиславу и титуле самой завидной невесты Pro Tour.
Прошлый сезон вы закончили на 97-й позиции рейтинга WTA, нынешний – уже на 39-й, тем самым обеспечив себе неофициальный титул самой прогрессирующей теннисистки России. Что он для вас значит?
Я стараюсь не обращать на это внимания, продолжаю много и упорно трудиться. Пусть все идет, как идет. Огромный плюс в том, что в этом году обошлось без травм, я играла больше по сравнению с прошлым сезоном. А больше тренировок – больше матчей и, значит, больше побед.
Главные достижения сезона: первая победа на турнире WTA в Ташкенте и выход в четвертый круг Уимблдонского турнира. Какое из них важнее?
Скорее победа в Узбекистане. Первый титул – это очень приятно, я его заждалась. Но на Wimbledon эмоции были посильнее, все же я обыграла Пеер и Петкович, теннисисток из Топ-20, а в Ташкенте у меня был первый посев, то есть считалась фавориткой.
Победа в Узбекистане одержана на хардовом покрытии, в Англии же матчи проходят на траве. Какие корты вам ближе?
Хардовые. На них я чаще тренировалась, и отскок более предсказуем для меня. В общем, полегче на харде, хотя и на Wimbledon получилось неплохо.
На последнем Кубке Кремля вы выступили неудачно, с треском проиграв Марион Бартоли во втором круге. Что помешало показать себя перед родной публикой?
Совокупность факторов: расслабленность в конце сезона, легкая травма и, конечно, отличная игра соперницы, у которой оставались шансы на итоговый турнир WTA. Жаль, что трибуны оказались полупустыми. Билеты все же можно было сделать и подешевле, ведь люди сейчас считают деньги и не готовы отдавать огромные суммы за посещение теннисного матча. Да и рекламная кампания стартовала поздновато.
Вы часто играли в Москве на турнирах ITF и даже выиграли три из них. Как там обстояло дело с посещаемостью?
Ну уж на тех соревнованиях рекламой и не пахло. Если турнир был объединен с мужским, то зрители еще приходили, а на чисто женском собирались лишь друзья да родственники.
На сайте «Большого спорта» открылся проект «Молодые таланты большого спорта». Кого бы вы могли порекомендовать для него?
К сожалению, плохо знакома с нынешними юниорками, ведь тренируюсь за границей. Хватает собственных забот, нет времени следить еще и за молодежью. Когда выступала в юниорском разряде, знала всех досконально. Из моего возраста сейчас выше меня в рейтинге только Настя Павлюченкова, из иностранок – Полона Херцог. Также достойно выступали Петра Мартич и Симона Халеп, они и сегодня лишь на десяток позиций ниже. Мой год был очень сильный, теннисисток 1991 года рождения в сотне довольно много.
Как часто удается смотреть теннис по телевизору? Наблюдаете за неудобными соперницами?
Стараюсь делать это чаще, отдаю предпочтение женскому, конечно. Что насчет неудобных соперниц, то их, считай, и нет, ведь я не так давно в Туре. С кем-то сыграла всего раз, с кем-то вообще не удалось сразиться. Наибольшие трудности вызывала Анабель Медина Гарригес. У нее типично испанский теннис, много подкруток и резаных ударов – тяжеловато противостоять такому стилю. А в детстве моим кумиром была Анастасия Мыскина. Очень нравилась не только ее игра, но и поведение на корте и вне его.
А что насчет мужского тенниса?
Стараюсь следить по мере возможности. Из четырех лидеров ATP больше болею за Федерера. В последнее время он немного сдал позиции, видимо, возраст берет свое. Все же Маррей, Надаль и Джокович младше на 6–7 лет.
В парном разряде вы занимаете лишь 140-е место. Стараетесь сконцентрироваться на одиночных выступлениях?
Почему же, просто в последнее время я играла на достаточно крупных турнирах, где моего парного рейтинга просто не хватало. Если попадаю в сетку, то выступаю с удовольствием. В прошлом году с Аней Чакветадзе даже добралась до финала в Паттайе.
Есть ли какой-нибудь талисман, который сопровождает вас на всех турнирах?
Есть один камень, который мне подарили папа и брат, он всегда путешествует со мной. Честно, я даже не знаю, как он называется.
Ваш отец многое сделал для вашей карьеры. Раньше он всегда был рядом, а теперь вы живете в Братиславе. Часто контактируете?
Все время на связи, созваниваемся по 5–6 раз в день. Он всегда что-то советует, поддерживает. Иногда может и покритиковать, особенно за поведение на корте. Порой мне действительно сложно контролировать эмоции, и получается не совсем красиво.
Большие финансовые возможности Юрия Первака сильно помогли вашему становлению как теннисистки?
Ну не в деньгах же дело, есть много примеров, когда спортсменки из бедных семей пробивались на самый верх. Безусловно, без финансовой составляющей тяжело. Знаю, что некоторые родители тратят на детей раза в три больше, чем отец потратил на меня, но в итоге из них не получается новых звезд. Если ты талантлив, то тебя все равно поддержат: государство или спонсоры. Просто в моем случае спонсором был отец. Он и сейчас мне помогает – так проще и ему и мне, хотя призовых за год я заработала достаточно.
Продолжаете следить за московским «Спартаком»? Когда им руководил ваш отец, вы признавались, что болеете за красно-белых.
Естественно, переживала за команду отца, знала фамилии футболистов. Сейчас уже не смотрю футбол, хватает других забот, ведь живу в Братиславе одна.
К своим 20 годам вы пожили в четырех городах трех стран. Где чувствовали себя комфортнее всего?
Конечно, в Челябинске, ведь это родина, и самые счастливые моменты жизни связаны именно с этим городом. В Берлине я провела слишком мало времени, так что ничего не могу сказать, а вот удобнее всего в Братиславе. Мой тренер оттуда, но он был готов переехать куда угодно. Я сама решила перебраться в Словакию. Не хотелось оставаться в Москве, а в Братиславе хорошие условия для тренировок: есть спарринг-партнеры, тренер по физподготовке. Да и друзья появились, пара знакомых девушек также решили тренироваться в словацкой столице. Не так скучно.
Следующий год – олимпийский, но у вас пока нет права выступать на Олимпиаде.
Это больная тема. Ходят слухи, что мне предлагали выступать за другие страны, – да, это так, но я очень хочу защищать честь именно России. Это моя родина. Чтобы иметь право выступить на Играх, надо быть заигранной на Кубке Федерации. Время пока есть.
Не могу не спросить о личной жизни. Как обстоят дела на любовном фронте у самой завидной невесты WTA по версии журнала Ace?
Не так давно я рассталась со своим молодым человеком. Мы встречались около двух лет, пока жила в Москве. Разошлись по моей инициативе. Он был старше меня и более серьезно относился к отношениям, а я ведь все время в разъездах. Вот и приняла волевое решение, что лучше порознь, чем видеться раз в месяц.
И напоследок блиц-опрос. Самое любимое место на Земле?
Дубай. Безумно нравится там отдыхать.
Любимая книга?
«Война и мир». Сейчас еще «Финансист» Драйзера.
Любимый фильм?
Наверное, «Титаник». Из последнего – «Секс по дружбе» с Джастином Тимберлейком и Милой Кунис.
Еда?
Спагетти, пицца, шоколад, булочки, суши.
Парфюм?
Chanel и Marc Jacobs.
Одежда?
Zara, H&M, туфли Yves Saint Laurent.
Машина?
Езжу на Audi A3. Мечтаю о Porsche Cayenne, но пока не могу себе его позволить.