Церковь. Мир. Футбол

Большой спорт № март 2022 (149)
Текст: Борис Ходоровский
В феврале 2018 года перед матчем Лиги Европы «Зенит» - Celtic в Санкт-Петербурге было объявлено о создании Всемирной церкви футбола. Местом для совершения богослужений названы стадионы, спортивные бары и диваны напротив включенного на трансляции футбола телевизора. У приверженцев новой религии даже икона есть – Футбольный Джизус. В творении художника Владимира Мелешкина можно узнать бегущего по полю стадиона в Манчестере с футболкой, натянутой на голову, Игоря Денисова, автора победного гола в финале Кубка UEFA.

Традиционные конфессии не спешат принимать на равных футбольную религию. Более того, некоторые высокопоставленные священнослужители предают анафеме увлечение футболом. Спустя год после презентации Всемирной церкви футбола протоирей Дмитрий Смирнов, возглавлявший патриаршую комиссию РПЦ по вопросам семьи и защиты материнства и детства, жестко раскритиковал мужчин, которые свободное время проводят на стадионе.

Это заявление не осталось без внимания в РФС. «Во всем мире болеют за футбольные команды, – подчеркнул член комитета по этике Андрей Созин. – Не думаю, что нужно к этому ревновать или делать вид, что этого не существует. Церковь и футбол – это вообще несравнимые вещи».

Между тем, многие футбольные клубы имеют самое непосредственное отношение к церкви. Все началось на родине футбола. В 1879 году в Ливерпуле при методистской церкви был основан Everton. Настоятель храма преподобный Бен Чемберс проповедовал здоровый образ жизни и занятия спортом. Сама церковь располагалась в парке Гудисон, о чем напоминает название клубного стадиона.

У истоков Fulham в Лондоне и Manchester City также стояли священники, а первые стадионы этих команд были сооружены на церковных подворьях. Лондонский Arsenal в 1913 году арендовал землю для проведения футбольных матчей у колледжа Святого Иоанна Богослова. В условиях аренды было сказано, что матчи не будут проводиться в праздничные дни, а на стадионе не будет продаваться «дурманящий напиток». После того, как в 1925 году Arsenal полностью выкупил стадион, эти условия были отменены.

Выступающий в английской премьер-лиге Southampton даже носит прозвище «Святые». Клубным гимном является песня «Когда святые маршируют». Клуб был основан в 1885 году членами молодежной ассоциации церкви Святой Девы Марии (St Mary’s Church of England Young Men’s Association). Покровительство святой не всегда помогало команде из Саутгемптона. В 2009 году клуб вылетел в третий по рангу английский дивизион – Лигу 1. Да еще и вынужден был начать сезон с показателем «-10» очков.

Над «святыми» нависла угроза банкротства, но все же на небесах, видимо, наблюдали за страданиями клуба и ниспослали спасение в лице швейцарского миллиардера Маркуса Либхера. Он не только погасил долги клуба, но и пообещал вернуть «святым» былую славу. И слово свое сдержал. Сначала Southampton вышел в чемпионшип, а затем, всего через сезон, в премьер-лигу. Такого развития событий не ожидали даже самые ярые оптимисты.

Дерби Старой фирмы

Противостояние двух клубов из Глазго Celtic и Rangers называют Старой фирмой. Это дерби – нечто большее, чем обычное противостояние футбольных команд и их болельщиков. Оно напрямую связано с религией. Celtic был основан католическим священником, выходцем из Ирландии. Первоначально ни о каких титулах речь не шла. Матчи с участием «кельтов» проводились для сбора средств беднейшему населению восточных районов Глазго, где традиционно селились выходцы из Ирландии. А Rangers объединял протестантов. Еще в XIX веке на дерби Старой фирмы болельщики распевали песни, которые на противоположных секторах воспринимались как оскорбительные. И лишь в XXI веке шотландский парламент запретил исполнение одного из таких произведений, авторами которого были фанаты Rangers.

Долгое время невозможно было себе представить, чтобы фанат Rangers встречался с болельщицей Celtic. И наоборот. Переход футболиста из одной ведущей шотландской команды в другую рассматривался как предательство. Показательна история форварда Мо Джонстона. Он четыре года отыграл за Celtic, затем два сезона провел в чемпионате Франции, где играл за Nantes. Летом 1989 года Джонстон решил вернуться в Шотландию и подписал контракт с Rangers. Весь Глазго разделился на два лагеря. Болельщики Celtic, естественно, обвинили форварда в предательстве, фанаты Rangers пошли еще дальше. Они жгли у стадиона Ibrox Park клубные шарфы и сезонные абонементы. Смириться с тем, что католик будет играть за их команду, протестанты не могли. За всю историю шотландского футбола только один футболист, Альфи Конн, становился чемпионом страны и в составе Celtic, и в составе Rangers. Сегодня в заявке Celtic есть и православный, и мусульмане, и иудеи. Да и Rangers перестал быть клубом, цвета которого защищают только протестанты. Но дерби Старой фирмы остается главным событием в шотландском футболе.

«Реформация» по-российски

В конце 90-х первая «церковная» команда появилась в России. В Абакане, где существовала община Церкви Прославления (это религиозное объединение протестантского направления), пастор Руслан Белосевич организовал футбольный клуб «Реформация». Кстати, прихожанином Церкви Прославления в Москве является защитник ЦСКА и в недавнем прошлом сборной России Марио Фернандес. Абаканская «Реформация» быстро вышла на ведущие роли в Хакасии, а затем выиграла соревнования в любительской лиге в зоне «Сибирь» и достойно представила регион на финальном турнире ЛФЛ в Ростове-на-Дону, добившись права выступать во втором дивизионе.

Два года в Абакане был настоящий футбольный бум. Главным тренером «Реформации» стал известный в Сибири тренер Александр Кишиневский. Как утверждал президент клуба, с православным специалистом он легко находил общий язык в футбольных вопросах. Спонсоров приходилось искать самостоятельно, отвлекаясь от заботы о душах прихожан. Хотя глава Хакассии Алексей Лебедь всячески поддерживал команду. Даже попросил Белосевича привезти легионеров.

За ними президент «Реформации» лично отправился в Бразилию, где проводится чемпионат страны среди церковных команд. Привезли трех темнокожих парней, но закрепился в составе «Реформации» только техничный Веллингтон Медейрос. Два других бразильца, Клейтон Фернандес и Клаудио, даже требованиям второго российского дивизиона не соответствовали, и их отдали в аренду в светский клуб «Металлург» из Абазы, выступавший в любительской лиге.

Необычный для России клуб сумел продержаться в профессиональном футболе полтора сезона. Был в его истории яркий эпизод: визит в Абакан гостей из Самары. Как раз тогда «Крылышки Тарханова», как любовно называли болельщики «Крылья Советов», взялся спонсировать флагман алюминиевой промышленности из Сибири. Под его эгиду хотела попасть и «Реформация». Гостей из Поволжья (в составе «Крыльев» тогда еще играл Сергей Игнашевич) встречали на летном поле аэропорта Абакана с хлебом-солью, приняли с истинно сибирским радушием, а сам товарищеский матч завершился вничью – 1:1.

Только заинтересовать спонсоров ни с помощью побед на футбольном поле, ни с помощью молитв в Абакане не смогли. Хотя «Реформация» очень многое делала для развития спорта в регионе. Не только футбола, но и очень популярного в Сибири хоккея с мячом. Команда спортивной школы из Абакана по бенди даже становилась чемпионом России по своему возрасту. Сегодня в столице Хакассии нет профессиональных клубов ни по футболу, ни по бенди.

Православный «Пересвет»

Зато в ПФЛ-2 выступает ФК «Пересвет» из Домодедово. Он был основан окончившим епархальные курсы предпринимателем Алексеем Карбовским. Его фирма специализируется на охранном бизнесе. Задумывался созданный семь лет назад подмосковный клуб как команда единомышленников, объединенных общей религией. Только вскоре появились и спортивные амбиции. Добившись успехов в любительской лиге, «Пересвет» получил профессиональный статус и успешно дебютировал во втором дивизионе.

Клуб из Домодедово, по словам президента, является православной командой не только по форме, но и по содержанию. Правда, в заявке клуба нашлось место и нападающему Исламу Евлоеву, и полузащитнику Артуру Букушяну, приверженцу армянской ветви христианства. Да и атеистам необязательно принимать православие, чтобы попасть в состав «Пересвета».

Президент клуба видит свою задачу в том, чтобы привить футболистам православные ценности, и очень сожалеет, что некоторые игроки курят, и не всегда удается с кротостью принимать спорные судейские решения. Только на все матчи команды приходит духовник отец Даниил Зубов. В прошлом профессиональный футболист, воспитанник футбольной школы ЦСКА.

Клуб существует на частные средства. Точнее, на средства президента «Пересвета» и его друзей. В поисках спонсоров перед началом сезона они обратились к патриарху Кириллу и получили ответ: «Денег нет, но мы будем за вас молиться».