Какое место спорт занимает в вашей жизни?
Все началось с детства, когда я посещал различные кружки и секции. Бокс, гребля на байдарках, плавание, тяжелая атлетика, бег, лыжные гонки. Родители поощряли занятия спортом, но была и другая мотивация для занятий. Я вырос в маленьком закрытом городе Озерске, где действовал негласный закон: кто сильный, тот и прав. Надо было уметь постоять за себя.
Со временем пришлось много внимания уделить учебе, приоритеты сменились. С детства у меня сохранилась способность себя тренировать, она помогает достигать хороших результатов и в бизнесе. Каждый год с 1 по 10 января я составляю план, и в нем всегда есть новый вид спорта. Сейчас это плавание, два года назад были беговые лыжи, четыре года назад – бильярд, до этого – бег… Это развивает не только меня, но и окружение. Помимо плавания в планах на 2022 год большой теннис, к середине февраля я провел уже более 50 тренировок. Спорт позволяет переключаться, дает заряд сил. Не менее важна и коммуникативная составляющая. Когда начинаешь заниматься новым видом, расширяется круг общения. С одними бегаю в «Лужниках», с другими играю в теннис на Рублевке, с третьими катаюсь на беговых лыжах в Мещерском парке, с четвертыми – тоже на лыжах, но уже на Рублевке… С одной стороны, спортивная история – не рестораны и ужины, а с другой – открываешь деловых партнеров по-новому. Встаю в 6:30–6:45 и ровно час посвящаю спорту. В доме есть бассейн, беговая дорожка и тренажерный уголок. Главное – упражняться каждый день. Пока бегу, думаю о делах, строю планы. Два-три раза в неделю занимаюсь спортом вечером в компании. Нынешней зимой много снега – время лыж.
Я дружу с известными спортсменами. В частности с Александром Легковым. Поддерживаю гонку, которую он организует. Лицо Легкова мелькает на медиафасадах по всей стране. Бизнесмены видят это, стремятся общаться с ним и другими олимпийскими чемпионами. Мечтаю пробежать вместе с чемпионами «Лыжню России» или марафон в Италии. Такая дружба бизнеса и именитых атлетов дает точку роста спорта в стране. Каждый увлекшийся спортом бизнесмен заряжает своим интересом сотрудников.
В MAER мы начали проводить тренировки выходного дня, собираемся в «Лужниках». Никого не заставляю, но тем, кто присоединяется, дарю годовую карту в World Class.
Вы участвовали в «Осеннем громе», пробежали полумарафон. Ставите ли вы перед собой конкретные спортивные цели?
Никогда. Занимаюсь спортом в первую очередь для собственного равновесия. Час ежедневных тренировок – возможность побыть с собой. Впрочем, глобальная цель у меня есть: хотел бы в каждой стране мира пробежать марафон. Открываешь для себя новые места, путешествуешь. Время в данном случае вторично. В хорошем настроении бегу быстро, в плохом – с передышками.
Многие бизнесмены увлекаются триатлоном…
В ближайшее время будем продвигать этот вид – у меня дружеские отношения с Федерацией триатлона России, организаторами мероприятий. У MAER хорошие возможности популяризировать спорт: наши экраны можно рассматривать как медиа.
С чего начиналась ваша дружба с известными спортсменами?
Как-то в Екатеринбурге мы общались с Александром Карелиным и Александром Поповым. Меня пригласили на Кубок Александра Попова, там были представлены пять олимпийских видов. Проект заинтересовал – начал помогать, познакомился со спортсменами и с каждым выстроил отношения. Я никогда не бросаюсь деньгами. Прежде чем поддержать мероприятие, съезжу, посмотрю, как все устроено. Мне интересно помогать олимпийцам построить свое дело после завершения карьеры. Организовать гонку своего имени непросто: надо общаться с потенциальными партнерами, клиентами. В некотором смысле стать на ступеньку ниже – договариваться, просить.
Как вы в целом оцениваете позиционирование любительского спорта в России? Что делается правильно, а что бы вы изменили?
Популяризация спорта – задача государственного масштаба, надо массово транслировать мероприятия, обращать внимание бизнесменов. Это позволит привлекать в спорт частные инвестиции. Когда руководитель увлечен спортом, он начинает что-то организовывать в своей компании. Например, Сбер. Там работают более 300 тысяч человек, есть целый отдел, занимающийся спортом. Потому что руководители понимают: одними деньгами сотрудников не удержишь. Нужно выстроить сообщество. Проводится Сбербанкиада, где активно участвуют вице-президенты. Это единая команда со своим духом, объединена идеей. Куда они разбегутся? На спортивные мероприятия приглашаются компании-партнеры, укрепляются неформальные связи. Расходы, по меркам крупной компании, невелики. Приобрести форму в едином стиле, организовать соревнования или заявить команду в уже имеющиеся. Это взрыв в соцсетях, следовательно, реклама компании!
Считаю, что почти в каждом виде спорта можно организовать мероприятия под эгидой известного атлета. «Гонка Легкова» – пример не бизнес-проекта, а того, который реально развивает массовый спорт. Доходит до смешного: мой парикмахер там участвует, она просила поспособствовать с заявкой после официальной даты окончания их приема. Со схожим пожеланием обращался и директор молокозавода из Екатеринбурга.
Выделяя деньги на спортивное мероприятие, вы сразу записываете их в графу «расходы» или есть варианты окупаемости?
Материальная польза для MAER условна. Более того, считаю, что, если подходить к подобны активностям как к бизнесу, ничего не получится. Важен личный интерес, так что иду от обратного: помогаю с организацией – и смотрю на результат. Активом в данном случае может стать возможность пригласить на мероприятие имеющихся и потенциальных деловых партнеров, людей, общение с которыми может быть полезным для бизнеса.
По ходу Олимпийских игр в Пекине на медиафасадах MAER появлялись поздравления в адрес российских призеров, слова поддержки в адрес Камилы Валиевой. Вы получили ту реакцию общества, на которую рассчитывали?
Идея была на поверхности. Медиафасад – своего рода СМИ, источник информирования. Как телеканалы транслируют новости, так и мы. Ситуация с Валиевой развивалась в течение нескольких дней, была в топе. Так случилось, что наша кампания оказалась даже более резонансной, чем телевизионная. Мне лично написали 15 руководителей крупного бизнеса, которые видели трансляцию на медиафасадах. За месяц у нас охват около 80 миллионов человек, если за неделю увидели 10 миллионов – уже прекрасный результат. К тому же эту инициативу освещали СМИ, а это дополнительная аудитория.
Как российский спорт, в том числе массовый, должен себя «продавать»?
В первую очередь достижениями. Если говорить на конкретном примере: участниками «Гонки Легкова» являются именитые лыжники и биатлонисты. Я бы предложил бизнесу пойти по моему пути: поощрять сотрудников, занимающихся спортом. У меня нет контрактов с олимпийскими чемпионами, они не зарабатывают, посещая корпоративные мероприятия MAER. Но на наших спортивных активностях присутствуют руководители дружественных компаний. И я знакомлю их с выдающимися спортсменами, завязываются дружеские отношения. Возможно, сегодня люди не будут интересны друг другу в плане сотрудничества. Но через год-два, разрабатывая план корпоратива, бизнесмен предпочтет пригласить звезду спорта, а не поп-певца. Сразу добиться подобного эффекта нереально, надо вырабатывать привычку. Пример наших корпоративных активностей показывает, что интерес к выдающимся атлетам огромен. Многие хотят сфотографироваться вместе, подержать олимпийскую медаль. Считаю, что года за три мы сможем выстроить модель, по которой олимпийцы будут напрямую работать с брендами. Пока такое сотрудничество единично, но положительные примеры есть. Так, титульным спонсором «Гонки Легкова» стал Ozon. Кстати, MAER поддерживает также «Гонку Александра Панжинского», которая впервые организуется в этом году в Одинцовском парке.