Основоположник workout

Большой спорт №9(65)
Дмитрий Соловьев
«Большой спорт» продолжает представлять спортсменов, вошедших в золотой фонд проекта «Молодые таланты большого спорта». В этом номере – герой июля Данила Черкасов, стоявший у истоков развития в Москве нового для нашей страны вида физического совершенствования workout.

«Большой спорт» продолжает представлять спортсменов, вошедших в золотой фонд проекта «Молодые таланты большого спорта». В этом номере – герой июля Данила Черкасов, стоявший у истоков развития в Москве нового для нашей страны вида физического совершенствования workout. Данила рассказывает о том, чем именно он занимается и чего хочет достичь.

В Интернете вы представлены как основатель движения workout в Москве. Это правда?

Не люблю это слово. Основали подобное движение еще в Древней Греции. Я просто человек, ознакомившийся с направлением благодаря зарубежным интернет-сайтам, заинтересовавшийся, начавший практиковать этот вид спорта и выкладывать видео в Сеть. Так что не основатель, а основоположник, запустивший всю эту движуху. Поначалу было тяжело: первые полгода занимался буквально один, никто не проявлял интереса и внимания.

Workout – это вид спорта? Как складываются ваши отношения с представителями его традиционных дисциплин?

По сути, это физическое совершенствование. Для кого-то – хобби, если человек уделяет workout один час в два-три дня. Но некоторые уличные атлеты, занимающиеся по два-три часа утром и вечером каждый день, получают нагрузки, сопоставимые, скажем, с теми, что имеются у гимнастов. С другой стороны, workout нельзя назвать спортом по той причине, что здесь нет заработка.

И не предвидится?

Если человек занимается любимым делом и может на этом еще как-то увеличить свое благосостояние – прекрасно. Часто приводят в пример паркур. Сначала это была свободная дисциплина, потом ее загнали в рамки соревнований, фестивалей, тем самым как бы убив ее дух. Но на самом деле он сохранился. Если тебе нравится чувство свободного перемещения, выходишь на улицу – и вперед. Да, есть люди, пыта­ющиеся на этом заработать. Но при этом они никого не лишают возможности свободно заниматься и самосовершенствоваться. Вероятно, и в workout станут проводиться соревнования, участники которых поставят перед собой задачу заработать кучу денег. Но у каждого есть возможность не приезжать на них и просто заниматься любимым делом во дворе или на площадке неподалеку.

Отягощения в workout не приветствуются?

Поначалу наш вид рассматривался исключительно как работа с собственным весом. Сейчас же мы, и я повторяю это в своих статьях, предпочитаем слово «преимущественно». Если полностью убрать «железо» из тренировок, результаты падают. Поэтому мы используем жилеты и пояса-утяжелители весом 15–20 килограммов. Они позволяют делать те же самые упражнения качественнее.

Где вы тренируетесь зимой?

Если температура не ниже –20 ºС, занимаемся на улице от 40 минут до часа. Конечно, нет такой динамики, как летом. Также стараемся искать гимнастические залы или другие помещения, где можно поставить оборудование – металлические трубы, которые имитировали бы улицу.

Что представляют собой соревнования в вашем виде?

На фестивалях, как мы называем проводимые мероприятия, сохраняется дух дружественной поддержки. Уступивший всегда поздравит соперника. Мы говорим, что даже не занявшие призового места являются победителями, поскольку само умение освоить подобные упражнения в условиях улицы и без тренеров заслуживает уважения.

Существуют ли четкие критерии определения победителей?

Я бы назвал их субъективно-объективными. Сразу видно, насколько человек сделал элемент четко, легко. Судьи – это спортсмены, на собственном опыте узнавшие, сложно ли выполнить то или иное упражнение. Мы выделяем пять базовых моментов: сила, зрелищность, четкость, количество элементов в связке, харизма. Недавно ввели новый формат, так называемые баттл-соревнования. Выходят двое соперников. Сначала один показывает программу, затем второй. Со стороны прекрасно видно, кто из них круче. Подобную практику мы позаимствовали у брейк-данса.

Вы часто принимаете участие в проводимых Москомспортом мероприятиях?

Однажды я попал на прием к Сергею Собя­нину, рассказал ему о новом массовом направлении в физическом совершенствовании, а также об отсутствии инфраструктуры. Мэр заинтересовался и дал соответствующие распоряжения департаментам правительства столицы. Москомспорт действительно нам здорово помогает. Даже американцы, являющиеся основателями этого направления, в шоке: у них нет площадок, подобных той, что располагается в Краснопресненском парке, где мы с вами беседуем.

Москомспорт действительно нам здорово помогает. Даже американцы, являющиеся основателями этого направления, в шоке: у них нет площадок, подобных той, что располагается в Краснопресненском парке

У вас есть юридическое лицо, федерация? Собянину вряд ли можно делать предложения о поддержке того
или иного направления от собственного имени.

Я пришел к нему просто как Черкасов Данила, который четвертый год подряд развивает workout, проводит соревнования, снимает видео, формирует информационную базу. Был просто проект Workout 24 – некая идея по популяризации уличного спорта. Это сейчас, когда мы набрали обороты, общаемся с чиновниками, вся структура приняла форму юрлица – общества с ограниченной ответственностью. Поставлена цель: помочь развить workout не только в Москве, но и в других городах России. Сейчас поднят вопрос о создании некоммерческой организации – федерации workout Москвы. Со временем пойдем в регионы, создадим общероссийскую структуру.

Существует ли международная?

В начале августа в Риге прошли соревнования, на которых россиянин занял третье место, а первое и второе – представители Украины. В Латвии существует национальная федерация workout, они планируют инициировать создание и межгосударственной. Но для этого надо, чтобы федерации появились в нескольких странах.

В Лондоне завершились Олимпийские игры. Вы хотите, чтобы со временем workout вошел в их программу?

Мы не раз обсуждали этот вопрос. С одной стороны, будет строиться больше площадок, увеличатся количество занимающихся, возможности для развития уличного спорта. С другой – появятся жесткие рамки, людей ограничат в проявлении своей индивидуальности. Не исключаю, что разумнее двигаться в сторону Х Games, где больше свободы, но в то же время и значительная аудитория. В любом случае я смотрю в будущее с оптимизмом: даже если наш вид будет олимпийским, останутся энтузиасты, преподающие «правильную» идеологию уличного совер­шенствования. Смотришь соревнования из Лондона-2012 и видишь, как у человека, недобравшего на соревнованиях несколько тысячных балла до медали, случается истерика, депрессия. Это не тот подход. Не надо зацикливаться на результате. Главное – получать удовольствие от того, чем занимаешься, ценить саму возможность делать это. Смотрю, как российские олимпийцы дают интервью, и грущу: люди не могут связать двух слов. А хочется, чтобы спортсмены, представляющие Россию на мировой арене, были развиты не только физически.

Какая философская, мировоззренческая концепция наиболее близка представителям вашего движения?

Поначалу многие задавались этим вопросом, пытались привлечь некие теории из боевых искусств, паркура, «про свободу». А потом поняли: если человеку интересно привносить в свою жизнь некие идеи – пусть делает это. Главное, чтобы не было навязывания. Единственная наша общая философия звучит так: тренируйся когда, где и с кем угодно, получай от этого удовольствие. Совершенствуйся – пусть каждый день происходит какое-то улучшение. Будь то увеличение количества повторений, новый элемент, еще одна прочитанная книга. Философия, которой я сейчас придерживаюсь, формулируется просто: потихонечку что-то улучшай в себе.

Сколько человек сейчас в Москве постоянно занимаются workout?

Пару тысяч точно есть. Тех же, кто практикует это время от времени, в три-четыре раза больше. Я регулярно прихожу на различные площадки и вижу, что количество народа постоянно растет. В ближайшее время в России выйдет методическая книга с расписанием упражнений. При этом в тех же США о подобном и речи нет. В России и некоторых постсоветских странах наблюдается настоящий бум. Даже доводилось слышать, что руководители некоторых крупных компаний уверены, будто мы занесли чиновникам чемоданы денег, дабы те посодействовали развитию workout. Ответственно заявляю: ни копейки не потратили на это, все на чистой идее. Даже видео снимаем за собственный счет.

Тысячи крепких парней наверняка вызывают интерес у политических структур, желающих привлечь вас в ряды своих сторонников…

К нам уже приходили люди с лозунгами «Мы за здоровый образ жизни, единую трезвую Россию». Их идеология строится на некоем национализме. Я наблюдал за «трезвыми» пробежками, там некоторые в боксерских перчатках. И возникала мысль: «Хорошо, что я русский, иначе при встрече с такими ребятами может не поздоро­виться». Не хочется связываться с подобными людьми, как и с политикой в целом. Мы – парни мирные, тренируемся в доброжелательной атмосфере, лозунгов не выдвигаем, флагами не машем.

Каким вы видите свое будущее лет через пять?

Уверен, если буду здоров, продолжу занятия. Просто понял, что это мое. И в России наше движение станет развиваться. Недавно нас пригласили поучаствовать в проекте, в рамках которого по всей стране будет построено около 30 площадок. Его реализация станет значительным толчком вперед. С оптимизмом смотрю и на общемировые перспективы. Есть позитивная динамика в Европе, Австралии. Бурно развивается уличный спорт в Китае. Хочу туда съездить, что-то перенять, чем-то поделиться.