Финальный матч мужского волейбольного турнира на Играх в Лондоне, вне всякого сомнения, будет признан одним из самых красивых в истории этой игры. Уступая бразильцам со счетом 0:2 по сетам, в третьей партии сборная России сменила тактику и переломила ход встречи в свою пользу. Эти золотые олимпийские медали стали первыми для отечественных спортсменов с 1980 года и оттого вдвойне дороги. Один из лидеров национальной команды Максим Михайлов в интервью «Большому спорту» поделился впечатлениями от турнира, рассказал о дальнейших планах и заверил: в ближайшие годы сборная России не ослабнет.
После Лондона-2012 интерес прессы к волейболу в России вырос в разы…
Чувствуется ажиотаж. Наша сборная не добивалась подобного успеха более 30 лет. К тому же многие следили за драматичным финальным матчем. Сейчас все поздравляют, рассказывают, как переживали, болели.
При счете 0:2 и неудачно складывающемся третьем сете мне показалось, что финал с бразильцами не спасти. Когда сами поверили в возможность победы?
Именно тогда, в третьей партии, когда вырвали концовку. Психологический настрой сразу изменился. Пока этот матч я могу назвать главным в своей карьере: по интриге, желанию победить равных ему не было.
Какой результат вы бы назвали удовлетворительным перед началом Олимпийских игр?
Любой, в случае если бы команда продемонстрировала качественную игру. Как в Пекине, когда нам немного не повезло, заняли третье место. Но бронзовые медали – тоже очень хорошее достижение. Если понимаешь, что выжал из себя максимум, – повода для расстройства нет.
Нынешняя сборная России сильнее той, что играла четыре года назад?
Я бы их не сравнивал. Эта чуть помоложе, та была поопытнее. Думаю, что по уровню они примерно одинаковы, только тогда в полуфинале немного не повезло. Конечный результат зачастую зависит от нюансов.
Вы стали лучшим бомбардиром и признаны сильнейшим нападающим олимпийского турнира. Кого считаете его MVP?
Своей игрой я удовлетворен, прежде всего потому, что заняли первое место. При этом знаю, где должен прибавить, над чем стоит работать. А звание самого ценного игрока отдал бы Сергею Тетюхину, выступившему уже на пятых для себя Играх. Это лидер команды, ее самый полезный и универсальный игрок. Мы выиграли турнир, поэтому и лучшим его волейболистом должны были признать не бразильца Мурило, а представителя сборной России.
Тетюхин заявил о том, что заканчивает свою карьеру в сборной России. Есть кем заменить лидера?
Игроки подобного класса созревают годами. Всем нам есть над чем работать, где прибавлять.
Некоторое время назад мы обратились во Всероссийскую федерацию волейбола с просьбой порекомендовать спортсменов для участия в проекте «Молодые таланты большого спорта». Нам назвали ваши с Дмитрием Мусэрским фамилии и сказали, что больше молодых талантов в стране нет…
Считаю, что в России достаточно молодых ребят, которые в течение последних двух-трех лет доказывают, что не хуже других. Многие способны вырасти в хороших игроков. Уверен, что проблема смены поколений в сборной не стоит… Возможно, нас с Мусэрским выделяют из-за того, что выигрывали с командой трофеи.
Ключом к успеху в финальном матче с бразильцами многие называют решение главного тренера поменять вас с Мусэрским местами по ходу матча. Не опасаетесь, что теперь снова придется переквалифицироваться из диагонального в доигровщика?
Тогда Владимир Алекно действовал по принципу «пан или пропал». По ходу сезона случаются травмы, нештатные ситуации, связанные с нехваткой игроков той или иной специализации. Так что готов в случае необходимости сменить амплуа. Чем волейболист универсальнее, тем он полезнее.
Алекно заявил, что уже принял решение о том, продолжит ли работу со сборной России, однако озвучит его позже. Вы не знаете, каков выбор тренера?
Нет. Игрокам Владимир Романович этого не сообщал.
У вас нет усталости от совместной работы – все же и в клубе, и в сборной?
Ни малейшей. Наоборот, он хорош и как человек, и как тренер. Прогрессирует вместе с нами.
Алекно заявил, что у вас есть проблемы с голеностопом и, возможно, предстоит операция. Будете лечиться или готовиться к сезону?
Профессиональные спортсмены не бывают абсолютно здоровыми. Стараюсь укреплять голеностоп. Если ситуация станет безвыходной, придется оперироваться. Но пока он меня не беспокоит. Продолжу тренироваться и лечиться по плану.
У вас сейчас отпуск. Почему проводите его в Санкт-Петербурге, а не в теплых краях?
Устал от перелетов, смены часовых поясов. Хочется отдохнуть от них, побыть в кругу близких, родных, друзей. Так что поездки на юга и в планах не было. По ходу сезона налетаемся.
Из-за Олимпиады вам дадут дополнительные дни отдыха?
Вряд ли, разве что два-три.
Некоторые российские спортсмены высказывали недовольство условиями проживания в Лондоне, утверждая, что в Пекине они были лучше. Согласны?
У меня противоположное впечатление. В Лондоне уровень организации соревнований и быта был выше. Возможно, некоторым не нравилась еда. У меня нареканий нет, всем доволен. С каждым олимпийским циклом условия улучшаются.
У вас в номере был кондиционер?
Нет, погода стояла нежаркая, он не требовался.
Перед Играми вы говорили, что будете следить за баскетболом и плаванием. Удалось посетить соревнования по этим видам?
По телевидению часто смотрели, переживали за своих. Но выбраться на стадион в качестве болельщика не удалось из-за насыщенного графика: много тренировок, собраний, просмотра видео.
Выиграв золотую медаль Олимпийских игр, не утратили мотивацию?
На вершине нужно остаться и покорять новые. Еще много невыигранных турниров, как в сборной, так и в клубе. Олимпийское золото – особая награда, хочется завоевать ее снова. Даже победа на чемпионате мира с этим не сравнится.
Как вы оцениваете межсезонные изменения в составе казанского «Зенита»?
Они незначительны, поменялось всего три человека. Игорь Колодинский на позиции связующего составит серьезную конкуренцию Валерио Вермильо, Мэтью Андерсон не слабее Рида Придди. Так что команда как минимум не ослабела. Другое дело, что в начале сезона игроки будут находиться в разной форме. Тот же Андерсон потратил много сил на Играх в Лондоне. Главное – не рвать с места в карьер, выйти на пик к решающим встречам. Думаю, все будет в порядке: мы уже проходили столь же насыщенные сезоны.
С минувшего года чемпионат России стал открытым, появились команды из Белоруссии и Украины. Как оцениваете изменения?
Я их не почувствовал: эти клубы играли в другом дивизионе, и мы с ними не встречались. Но тот факт, что лига расширяется по типу КХЛ, оцениваю положительно. Думаю, иностранные новички прибавят в классе и станут сильными бойцами, в дебютном сезоне перед ними стояли более приземленные задачи: притереться, показать себя.
Как оцениваете идею разделения чемпионата на группы?
С одной стороны, это интересно, с другой – грустно. Порой зрители не смогут воочию увидеть матчи с участием своих любимых команд. К примеру, в минувшем чемпионате мы так и не встретились с одинцовской «Искрой».
Есть ли волейболист, с которым вы бы мечтали сыграть в одной команде, но пока не удалось?
Наверное, уже нет. Довелось выступать вместе и с Сергеем Тетюхиным, и с Ллоем Боллом. Так что в этом плане мечты сбылись. Болл выступал в чемпионате России до 40-летнего возраста, Вадим Хамутцких – до еще более зрелых лет.
Хотите для себя такого же спортивного долголетия?
Сразу скажу, что эти примеры никоим образом не свидетельствуют о слабости нашего национального первенства. Сейчас волейболистам легче сохранять себя, чем лет 20 назад: улучшилось финансирование, в каждой команде по несколько докторов и массажистов. Я не планирую выступать до такого возраста: хочется создать семью, уделять ей время, особенно когда появятся дети. Впрочем, я не загадываю: поживем – увидим.
Сейчас у вас периодически возникает ощущение, что из-за спортивной карьеры не реализовываете себя в других сферах?
Я доволен жизнью: сам сделал волейбол своей профессией, это мое любимое занятие. В то же время стараюсь уделять внимание хобби.
Вы как-то сказали, что, не стань спортсменом, связали бы свою жизнь с медициной…
Это просто мечты, скорее всего несбыточные. Для того чтобы стать врачом, надо много и серьезно учиться, а у меня нет на это времени. Я окончил педагогический институт по спортивной специальности, но пока не могу сказать, что стану тренером. Это очень тяжелая работа, переживаний больше, чем у спортсменов.
Кого из работавших с вами тренеров назвали бы «своим»?
Не стану никого выделять. Благодарен всем, кто внес лепту в мое развитие как спортсмена.
Какие у вас профессиональные планы на ближайший период?
К команде присоединюсь в начале сентября, а уже 29-го числа начинается чемпионат России. Затем – Лига чемпионов, первенство планеты. Задача везде одна: побеждать.
За золотую медаль Олимпийских игр вам вручили автомобиль Audi. Кто будет на нем ездить?
Я. Это все же подарок. Машину, полученную за Игры в Пекине, у меня угнали еще в 2009 году. Не нашли.