На Играх в Лондоне американский пловец Майкл Фелпс добился поставленной перед собой цели: стал самым успешным олимпийцем всех времен и народов. Благодаря четырем золотым (в эстафете 4х200 метров вольным стилем, комбинированной эстафете 4х100 метров, а также на стометровке баттерфляем и двухсотметровке комплексным плаванием) и двум серебряным наградам, завоеванным в Aquatic Centre в Стратфорде, он уверенно побил рекорд, установленный 48 лет назад советской гимнасткой Ларисой Латыниной по количеству олимпийских медалей. Теперь на счету Майкла 22 награды, причем 18 из них высшей пробы! Неудивительно, что 27-летний Фелпс, как и обещал, после своего заключительного олимпийского заплыва объявил об уходе из плавания. Ведь благодаря не только таланту, но и постоянным изматывающим тренировкам он добился всего, чего хотел. И теперь наконец-то может отдыхать и наслаждаться жизнью. Естественно, сбросив груз ответственности, Майкл с удовольствием вспоминал прошлое и рассуждал о будущем. Буквально через несколько дней после завершения карьеры Фелпс встретился с корреспондентом «Большого спорта» и его коллегами из ведущих мировых изданий в лондонском Omega House.
Для многих в 27 лет в спорте, по сути, все только начинается. А вы уже поставили точку…
Давно говорил, что не собираюсь встречать свое 30-летие, участвуя в турнирах. И, поверьте, слово сдержу. Настало время открыть новую страницу. Не забывайте, что я начал плавать на высшем уровне очень давно, впервые стал чемпионом мира еще в 2001-м. Все эти годы моя жизнь была целиком и полностью посвящена плаванию: подъемы в шесть утра, постоянные тренировки, день за днем без перерывов. Что ж, ни в коем случае не жалуюсь, но тем больше наслаждения мне принесет такой ранний выход на плавательную «пенсию». Самое важное преимущество заключается в том, что теперь смогу забыть о постоянном напряжении и расслабиться. Я действительно заслужил отдых! Мне хочется просыпаться по утрам и думать: «Сегодня хочу пойти туда». И затем просто вставать с постели и идти, куда и собирался. Делать, что действительно хочу. В общем, завершив карьеру, получу долгожданную свободу! И это, поверьте, по-настоящему круто.
Но вы и после Олимпиады в Пекине, где завоевали рекордные восемь золотых медалей, навсегда вошли в историю. Если так устали от сверхнапряженного графика, почему не ушли раньше?
Не скажу, что проблем с мотивацией не возникало. С другой стороны, продержаться после Пекина на высочайшем уровне еще четыре года – эта задача стала для меня серьезным и интересным вызовом. Да, не все шло гладко, случались не только взлеты, но и падения. Однако тем интереснее было стремиться к очередному олимпийскому успеху и в итоге его добиться. Помню, что Нью-Йорк претендовал на право проведения Олимпиады-2012. Немного жаль, что он проиграл борьбу, ведь ничто не сравнится с победным завершением карьеры перед своей публикой. Но зачем грустить по этому поводу? Тем более Лондон – прекрасное место для прощания со спортом. В отличие от Пекина здесь мне не требовалось побеждать всюду, где я участвовал, – имел право на ошибку. Даже если у меня появилась бы возможность вернуться назад и изменить что-то в подготовке к этим Играм, не стал бы этого делать. Я получил отличный опыт, подготовился к соревнованиям, как и задумывал. И ушел из плавания с высоко поднятой головой. Теперь, повесив свой плавательный костюм на гвоздь, могу искренне сказать: «Добился всего, чего хотел добиться!» Разве можно желать чего-то еще?!
Но все же без обидных поражений в Лондоне не обошлось. К примеру, на дистанции 200 метров баттерфляем вас буквально на пять сотых в сражении за золото опередил 20-летний южноафриканец Чад Ле Кло. Вы хорошо знакомы?
Я наблюдал за этим парнем несколько лет. Смотрел, как он мужал, прогрессировал, превращался в настоящую звезду плавания. Да, он меня обыграл, но заслужил эту победу в честной борьбе, поэтому, конечно же, обиды у меня на него нет. Разве что на себя, так как не сумел удержать преимущество. Чад – очень трудолюбивый и общительный парень. Мы разговорились, и он спросил: «Майкл, а почему бы тебе не приехать в Южную Африку?» «Отлично, приеду, и давай тогда нырнем с большими белыми акулами», – предложил я. И Ле Кло ответил: «Ок!» Что ж, надеюсь, мы не потеряем контакт и действительно реализуем столь интересную затею.
Вы побили медальный рекорд советской гимнастки Ларисы Латыниной. Доводилось встречаться с ней до нынешней Олимпиады?
Да, несколько месяцев назад в Нью-Йорке. Познакомиться с одной из легенд олимпийского движения было честью для меня, незабываемым ощущением. Латынина дала мне подержать свою золотую медаль образца 1960 года. Мы немного поговорили через переводчика, пошутили. Считаю, очень хорошо пообщались. Лариса пожелала удачи в установлении рекорда. И мне это удалось. Если побьют и мое достижение, отнесусь философски. Думаете, это невозможно сделать? Мне вот тоже говорили, что я никогда не смогу превзойти Латынину, а я сделал это. Так что никакой рекорд не вечен.
Сейчас вы уже можете рассказать, как обычно настраивались на победные заплывы? Каковы секреты вашей прекрасной психологической подготовки?
Не хотелось бы вас разочаровывать, но ничего особенно секретного никогда и не было. В день соревнований я просто ментально готовил себя к заплыву, к хорошему выполнению работы на дистанции. Конечно, сказать об этом намного легче, чем сделать. Мне же удавалось настроиться так, что ничего, абсолютно ничего не могло выбить меня из колеи. Как до старта, так и во время состязаний. Я заранее готовился к любому развитию событий, и это, признаюсь, всегда очень помогало.
Можете рассказать о самом запоминающемся моменте вашей олимпийской карьеры?
Думаю, это мое первое золото в Афинах в 2004-м на дистанции 400 метров комплексом. Но в любом случае очень сложно выбрать что-то одно. Не кривлю душой, само участие в Олимпиаде – уже праздник. Ты приезжаешь на Игры, ходишь по Олимпийской деревне, общаешься, знакомишься с лучшими спортсменами планеты, собравшимися в одно время в одном месте. Мы вдохновляли друг друга на честное и бескомпромиссное соперничество. А когда удавалось добиться победы…
Пусть у меня их в общей сложности 18, каждая неповторима. Как и то ощущение, когда ты стоишь на пьедестале почета с завоеванной медалью на шее, а в твою честь играет национальный гимн.
Все говорят о ваших грандиозных успехах, но наверняка они были бы невозможны без помощи тренера Боба Боумана?
«Помощи» – это еще мягко сказано. Совершенно точно, я не добился бы таких достижений без Боба. Люблю его до смерти, за всю его поддержку, за заботу на протяжении долгих пятнадцати лет, за все те страдания, которые он выдержал ради моих побед. Честно говоря, что бы я ни сделал для Боумана в знак благодарности и признательности, этого было бы недостаточно. После заключительного эстафетного заплыва Боб подошел ко мне и сказал: «Парень, так нечестно. Ты можешь скрыть свои слезы за плавательными очками, а мои текут по лицу».
Теперь вы кумир для многих юных атлетов. А кто был образцом для подражания для вас?
Майкл Джордан. Всегда внимательно следил за его игрой, поскольку он стал лучшим баскетболистом за всю историю.
Теперь я стал лучшим пловцом за всю историю. Вернее, мы стали. Повторюсь, без Боба это было бы невозможно.
Американский теннисист Джон Макинрой после завершения карьеры не смог заставить себя повесить ракетку на гвоздь. Он продолжал играть – причем не только в ветеранских турнирах, но и для удовольствия. Вы можете продолжить плавать в бассейне не ради высоких результатов, а просто так?
Покривлю душой, если скажу, что я и дня не смогу прожить без плавания, хотя, конечно, по-прежнему его очень люблю. Но уж точно не хочу участвовать в каких-то ветеранских заплывах, состязаниях из серии Masters. Соревновательная часть, плавание на скорость точно остались в прошлом. Может, во время каникул увижу бассейн или, к примеру, океан и захочу поплескаться в воде. Тогда просто возьму и сделаю это. Но одно могу гарантировать: плавание больше не будет занятием номер один в моей жизни.
Ходят разговоры, что вы можете пойти по стопам других знаменитых американских спортсменов – пловчихи Натали Куглин и звезды шорт-трека Аполо Антона Оно – и принять участие в популярной программе «Танцы со звездами»…
О моих танцевальных способностях люди знают немного. Но я говорил с Аполо и Натали на эту тему. И они признались, что получили удовольствие от участия в этом шоу. Испытали взрыв эмоций. Конечно же, я заинтригован. Поэтому не могу исключать и своего появления в «Танцах со звездами». Кто знает…
А кого бы выбрали в партнерши вместо профессиональных танцовщиц?
Я бы с удовольствием пригласил Куглин. Помню, Натали только и говорила, насколько весело ей было на шоу. Почему бы ей вновь не пережить те же позитивные эмоции? К тому же мы долгие годы тренировались и выступали вместе и у нас прекрасные дружеские отношения.
На данный момент более реально ваше участие в другом телешоу, где уроки по гольфу вам собирается преподать Хэнк Хэйни, тренировавший самого Тайгера Вудса. Неужели собираетесь всерьез заняться карьерой в этом виде спорта?
Раньше я много путешествовал, но из-за напряженного графика соревнований толком даже не мог осмотреть города и страны, где выступал. Теперь открыл новую главу в своей жизни. И приложу все усилия, чтобы стать конкурентоспособным в сферах деятельности, которые меня интересуют. Признаюсь, гольф – как раз одна из таких областей, позволяющая совмещать путешествия и спорт для удовольствия. Но мне хочется не только сыграть на лучших на земле полях для гольфа, но сыграть хорошо! И уроки Хэнка будут как нельзя кстати. Посмотрим, насколько ему удастся улучшить мою технику.