Конкуренция в современном спорте высших достижений настолько высока, что порой чемпионов от проигравших отделяют какие-то совершенно неуловимые для человеческого глаза мгновения. Но в точности результатов завершившейся Олимпиады в Лондоне, которые, как обычно, фиксировались оборудованием швейцарского часового бренда Omega, можно быть уверенным на 100 процентов. В этом лично убедился корреспондент «Большого спорта», изучив систему хронометража компании буквально изнутри. Для этого он побывал в самом сердце лондонского Aquatics Centre, где на Играх-2012 пловцы штамповали рекорд за рекордом.
Мы все уже привыкли к современным и наглядным для зрителей всех категорий системам хронометража, воспринимаем их как должное, в качестве неотъемлемого атрибута спортивного соревнования-шоу. Попробуйте следить за плаванием или легкой атлетикой без промежуточных и итоговых результатов на табло или специальных графических элементов, и вы тут же почувствуете разницу. При этом надо понимать: над созданием и усовершенствованием таких идеальных, исключающих малейшие ошибки систем ведется постоянная кропотливая работа. Понятно, что, говоря о фиксации времени на самых главных стартах планеты, мы подразумеваем Omega. В этом году компания отметила 80-летие своего присутствия на Олимпиадах и нынешним летом в Лондоне уже в 25-й раз выполняла обязанности официального хронометриста Игр.
Сотрудничество швейцарского бренда с Олимпийскими играми началось еще в 1932-м в Лос-Анджелесе, когда компания предоставила три десятка хронографов, фиксирующих результаты с точностью до пятой и десятой долей секунды. Позднее, на лондонской Олимпиаде 1948 года, впервые были применены фотоэлементы – мобильные, независимые от электроснабжения, а главное – водонепроницаемые.
С тех пор многое в мире изменилось: существенно повысились стандарты как в спорте, так и в часовой индустрии. Даже за последние четыре года, прошедшие с Пекина-2008 до Лондона-2012, был сделан немалый прогресс: оборудование хронометража уменьшилось в размерах, стало более компактным и по размеру похожим на старые кассетные магнитофоны.
«Оборудование Quantum AQ фиксирует результаты с точностью до тысячных долей секунды благодаря сконструированному специальному элементу. К тому же оно позволяет мгновенно передавать информацию на компьютер и далее по всему миру. Мы начали испытывать новую систему еще два года назад на различных соревнованиях – сначала параллельно со старой, а затем и в одиночку. И окончательно убедились в несомненных преимуществах Quantum AQ. Да, сегодня, согласно правилам Международной федерации плавания (FINA), тысячные не учитываются – и если, предположим, спортсмены в финале показали одинаковое время в борьбе за первое место, они оба получат золотые медали. Не хочу судить, справедлив такой подход или нет, но если FINA вдруг решит сделать хронометраж более точным, то мы к этому уже готовы», – заверил нас в специальном технологическом помещении Aquatics Centre менеджер Паскаль Россье.
Для его более опытного коллеги по Omega Timing Патрика Херцелера Олимпиада в Лондоне стала уже 16-й по счету. Он помнит множество занимательных историй, связанных с хронометражем. Причем не только в плавании, но и, например, в легкой атлетике. «За мою карьеру самым захватывающим был финал в беге на 100 метров у женщин на Играх-1996 в Атланте. Тогда Мерлин Отти из Ямайки и американка Гейл Диверс в борьбе за золото показали абсолютно одинаковое время. Телевизионщики не сомневались – выиграла Отти, однако наше оборудование отдало предпочтение Диверс. Естественно, пошли разговоры о несправедливости. На специальной пресс-конференции мы показали четкие кадры фотофиниша, и там было видно: да, Отти находилась впереди, но только уже после пересечения линии, а на самой финишной черте все же оставалась чуть-чуть позади», – вспоминает Херцелер.
Не забыл он и про плотные финиши, «ноздря в ноздрю» с соперниками, американского героя-пловца Марка Спитца в 1972-м, и, конечно же, про самого титулованного олимпийца всех времен и народов американца Майкла Фелпса. На Играх в Пекине Майкл установил феноменальный рекорд: завоевал восемь золотых наград! Но в одном из заплывов все же дал повод для пересудов. Тогда в финале стометровки баттерфляем серб Милорад Чавич едва не опередил суперзвезду из США. А многим зрителям даже показалось, что именно Чавич первым коснулся бортика на финише. Вот только в плавании касание само по себе ничего не значит, по правилам необходимо коснуться стенки бассейна с силой в два килограмма. Чавич же буквально чуть-чуть дотянулся до нее кончиками пальцев, в отличие от сделавшего правильное касание Фелпса. Так что та победа Майкла была вполне заслуженна и справедлива.
Кстати, на Играх-2012 в Лондоне Omega применила еще одно ноу-хау, очень полезное для зрителей, наблюдающих за соревнованиями непосредственно в здании бассейна и лишенных компьютерной графики. Теперь болельщикам на трибунах больше не нужно пристально всматриваться в результаты на табло, новаторская система световых сигналов Swimming Show позволяет с легкостью определить, какие три спортсмена пришли к финишу первыми. Swimming Show включает сигнальные лампочки, вмонтированные в стартовые блоки сенсорных панелей, которых пловцы касаются на финише заплыва. Большой световой круг на стартовом блоке указывает на победителя, два средних круга – на второго призера, а три маленьких световых кружка – на занявшего третье место. Надо сказать, болельщики восприняли световые сигналы на ура, и, думается, они теперь превратятся в неизменный атрибут плавательных стартов. Кроме того, можно быть уверенным, что Omega не остановится на достигнутом и продолжит внедрять инновации в искусство и науку спортивного хронометража. В том числе и на предстоящих в 2014-м Играх в Сочи. Ну и в дальнейшем, конечно, ведь недавно компания и Международный олимпийский комитет продлили соглашение о сотрудничестве до 2020 года.