Во время чемпионата России – 2025 по фигурному катанию, проходившего по многолетней традиции в декабре в Омске, из штаб-квартиры Международного союза конькобежцев (ISU) пришел пресс-релиз, возвестивший об окончании эпохи полной изоляции наших фигуристов от международных стартов. Функционеры ISU милостиво согласились допустить по одному участнику в каждой дисциплине фигурного катания к отборочному олимпийскому турниру, который пройдет в сентябре в Пекине, и назвать запасных участников в каждом виде. При этом в отношении потенциальных российских олимпийцев обозначено множество ограничений – от нейтрального статуса до тотального контроля за личными страничками в социальных сетях.
© Александр Вильф / РИА Новости
Даже такая «милость» со стороны ISU вызвала настоящий взрыв энтузиазма у участников чемпионата. Не только претенденты на медали и поездку в Пекин, но и те, кто в лучшем случае претендовал на место в конце первой десятки, говорили о желании побороться за олимпийскую квоту. Не смущали ни нейтральный статус, ни проверка на «благонадежность». Трехлетняя полная изоляция наших фигуристов многим уже стала в тягость. Самый возрастной участник в соревнованиях мужчин 26-летний Дмитрий Алиев, который еще помнит свою победу на чемпионате Европы 2020 года в Граце, несколько раз по ходу сезона сетовал: «Одни и те же арены, одни и те же соперники». Даже судьи были одни и те же. Хотя на это никто из российских фигуристов не жаловался.
Только при всех плюсах возвращения российских фигуристов на международную арену нельзя не заметить и минусы. Нужно отдать должное Федерации фигурного катания на коньках России (ФФККР). Сразу же после бана, наложенного ISU, оперативно были внесены изменения в календарь всероссийских соревнований. Этапы Кубка России заменили этапы Гран-при России. Это была не просто смена названия. Хорошим стимулом стал призовой фонд для победителей и призеров. Календарь был составлен таким образом, что Гран-при России проводился в те же сроки, что и Гран-при ISU.
Чемпионат России в Омске // © Александр Вильф / РИА Новости
Если раньше участники престижной международной серии автоматически попадали на чемпионат России, а немногочисленные оставшиеся путевки разыгрывали на Кубке России на маленьких аренах в небольших городах, то начиная с осени 2023-го все изменилось. Все сильнейшие российские фигуристы стали выступать на соревнованиях в родной стране, всех их можно было увидеть не один раз в году на чемпионате России, а по крайней мере четырежды. Ведь кроме двух обязательных этапов Гран-при в календаре есть и финал.
В выигрыше оказались российские болельщики. Мало кто из них мог позволить себе отправиться за своими любимцами в США и Канаду, Китай и Японию. Даже на французский этап Гран-при ISU немногие добирались. Оставался только Кубок «Ростелекома», где выступали по три участника или пары в каждом виде программы. Сейчас можно спокойно поехать в Казань, Магнитогорск или Санкт-Петербург на этап Гран-при России. Да и посмотреть в полном объеме телетрансляцию на сайте родного Первого канала можно без проблем.
В марте состоятся два топ-старта с участием сильнейших российских фигуристов: Кубок Первого канала (Челябинск, 14–17 марта) и турнир по шоу-программам «Русский вызов» (Санкт-Петербург, 21–23 марта)
Конечно, многие болельщики привыкли к тому, что непременно нужно радоваться, когда «наши» побеждают «не наших», и возмущаться необъективным судейством, когда происходит наоборот. Только истинные поклонники фигурного катания не могут не признать: уровень этапов и финала Гран-при России выше, чем Гран-при ISU, а уровень чемпионата России выше чемпионата Европы, а по крайней мере в трех дисциплинах – и чемпионата мира.
За время вынужденной изоляции мотивация у большинства фигуристов не пропала. Разве что Елизавета Туктамышева, посетовав, что на этапах Гран-при России конкуренция выше, а призовые ниже, чем на этапах Гран-при ISU, приостановила карьеру. Заметьте, не объявила о ее завершении. Не исключено, что в тиши тренировочного катка Императрица исполняет свой фирменный тройной аксель и при первой возможности еще вернется.
Немассовый отъезд
Не произошло и массового оттока российских фигуристов за рубеж, чего многие опасались три года назад. Из тех, кто может бороться за призовые места на Олимпиадах, чемпионатах мира и Европы, не уехал никто. Перешла в сборную Казахстана тренировавшаяся в последнее время в академии «Ангелы Плющенко» Софья Самоделкина, но она на последнем чемпионате четырех континентов заняла лишь седьмое место. Сменившие московскую прописку на ташкентскую Екатерина Гейниш и Дмитрий Чигирев на этом же турнире заняли восьмое место. Тренируются «узбекистанские» фигуристы по-прежнему в Москве у Нины Мозер.
А сколько копий было сломано вокруг танцевального дуэта Диана Дэвис – Глеб Смолкин! Главным образом из-за мамы партнерши Этери Тутберидзе. Молодой дуэт прорвался в сборную и представлял Россию на Олимпиаде-2022, а в условиях бана решил сменить спортивное гражданство. Рассматривали вариант со сборными США и Израиля, но в итоге остановились на Грузии. И что же? На предолимпийском чемпионате Европы в Таллине Диана с Глебом были седьмыми. После Олимпиады ушли три дуэта, которые были выше в итоговом протоколе, да еще и россиян не допускают, но на двух последних чемпионатах Европы «грузины» Дэвис – Смолкин стали лишь восьмыми. Хотя тренируются сейчас в монреальской школе, являющейся законодателем мод в танцах на льду. Стоит ли о них жалеть поклонникам российского фигурного катания?
Как и об Анабель Морозовой, уехавшей тренироваться к отцу в США вместе с партнером Игорем Еременко, а затем поменявшей его на американца Джеффри Чена. Сейчас «девушка трудной судьбы», занявшая на последнем на данный момент чемпионате США десятое место, вообще осталась без партнера. Чена дисквалифицировали за «нарушение этических норм».
Новые лица в танцах на льду
Тех, на кого рассчитывали в долгосрочной перспективе, никуда не отпустили. Для Дарио Чиризано, уехавшего на историческую родину отца в Италию, чешская федерация нашла партнершу, родители которой соглашались оплачивать его тренировки у Барбары Фузар-Поли. Естественно, при условии выступления за сборную Чехии. Только сейчас Дарио вместе с Елизаветой Пасечник тренируется в Москве у Анжелики Крыловой и радует своими танцами российских болельщиков.
Еще год назад казалось, что танцы – слабое звено в российском фигурном катании. Только всего за один сезон был осуществлен настоящий прорыв. Как подчеркнул в Омске тогда еще исполнявший обязанности президента ФФККР Антон Сихарулидзе, это стало результатом совместной работы спортсменов, тренеров и специалистов. От себя добавлю: и федерации.
По крайней мере четыре молодых дуэта: Пасечник – Чиризано, Софья Леонтьева – Даниил Горелкин, Василиса Кагановская – Максим Некрасов и Ирина Хавронина – Девид Нарижный, как говорят специалисты, скатались и превратились в зрелых танцоров. Да что там, дуэты, которые наступают на пятки, казалось, недосягаемым Александре Степановой и Ивану Букину, а также второму в нынешней иерархии танцевальному дуэту России Елизавета Худайбердиева – Егор Базин, которые тренируются в группе Александра Жулина!
Аделия Петросян выиграла финал Гран-при России, но осталась недовольна своим выступлением, заявив: «На красноярском льду я каждый раз учусь прыгать и вращаться заново. Все, что работает в других городах, здесь мне не помогает, зато идет невероятная поддержка от зрителей»
Аделия Петросян раздает автографы // © Сергей Бобылев / РИА Новости
Работа очень многих тренеров и постановщиков с нашими танцорами заслуживает аплодисментов, переходящих в овации. Разные школы, разные идеи, разные, но восхищающие зрителей дуэты! Пока еще даже на место в сильнейшей разминке в произвольном танце не посягают Анна Щербакова и Егор Гончаров. Только их ритм-танец в нынешнем сезоне произвел настоящий фурор.
В качестве музыкального сопровождения фигуристы должны были выбрать мелодии 1950–1970-х годов. На фоне «мелодий и ритмов зарубежной эстрады» явно выделялась хорошо знакомая композиция «Песняров». Ученики Екатерины Рублевой и Ивана Шефера блестяще продемонстрировали, как, по версии постановщика Сергея Плишкина, «косил Ясь конюшину».
Запомнился и произвольный танец Варвары Ждановой и Тимура Бабаева-Смирнова, хотя он и не принес ученикам Ксении Румянцевой призовых мест. Только на льду мы увидели настоящих актеров, показавших «Жестокий романс» Эльдара Рязанова посредством поддержек, дорожек и твизлов. Практически о каждом увиденном в нынешнем сезоне танце можно написать настоящее исследование, полное восхищенных эпитетов.
Варвара Жданова и Тимур Бабаев-Смирнов // © Александр Вильф / РИА Новости
Хотя за последние сезоны зарубежные спортивные пары и сделали заметный шаг вперед, но даже победители финала Гран-при ISU и чемпионы Европы, безоговорочные лидеры сезона Минерва Фабьен Хазе и Никита Володин на чемпионате России не смогли бы конкурировать с полностью российскими парами. Хотя у Володина питерская школа, а тренирует представляющую Германию пару работающий в Сочи Дмитрий Савин. Правда, с учетом нынешних реалий, чаще по видеосвязи с Берлином.
Кризис спортивных пар и трансформация одиночниц
В нынешнем сезоне в соревновании спортивных пар на этапах Гран-при России был явный недобор. Да и на чемпионате страны участников набралось всего на две разминки, хотя обычно бывает три. На это, безусловно, есть объективные причины. Две сильные пермские пары Екатерина Чикмарева – Матвей Янченков и Юлия Артемьева – Алексей Брюханов пропускают сезон по медицинским показаниям, а несколько дуэтов просто распались на этапе перехода из юниоров во взрослые. Партнерша еще не могла выступать по взрослым, а партнер – уже не мог по юниорам.
Повышение переходного возраста заметно повлияло и на российские соревнования, хотя по-прежнему у девушек он у нас на год ниже, чем предусмотрено правилами ISU. До бана на протяжении нескольких сезонов крен на всероссийских соревнованиях у одиночниц был в сторону усложнения контента при меньшем внимании к компонентам. Зачем работать над вращениями, дорожками, связками, стараться раскрывать образы, когда за счет трех-четырех элементов ультра-си можно было побеждать всех соперниц?
В последние сезоны российские болельщики могли не только оценить «попрыгуний» из группы Тутберидзе, но и по-настоящему женственное катание в исполнении Анны Фроловой, Ксении Гущиной, Ксении Синицыной. Пусть и без четверных прыжков и тройного акселя, но и их контент позволил бы бороться за самые высокие места с зарубежными соперницами, включая победительницу трех последних чемпионатов мира японку Каори Сакамото.
Двукратная чемпионка России Аделия Петросян в нынешнем сезоне продемонстрировала, по мнению специалистов, идеальный баланс между сложностью и артистизмом. Именно такое катание, как подчеркнул Сихарулидзе, хотят видеть руководители ISU и арбитры на международных соревнованиях. Ученица Тутберидзе могла бы и не работать так много над непрыжковыми элементами и выразительностью катания, а Даниил Глейхенгауз вполне мог приберечь замыслы своих блестящих постановок до лучших времен. Только мы увидели их на этапах Гран-при и чемпионате России. Увидели и зарубежные специалисты, которые, поверьте, внимательно следят за всем, что происходит сейчас в российском фигурном катании.
Возрождение мужчин-одиночников
Нет сомнений, что отметили они и ренессанс отечественного мужского катания. Во времена противостояния Алексея Ягудина и Евгения Плющенко два гения фигурного катания конкурировали только между собой. Третий номер сборной и приблизиться к ним не мог. Перед Олимпиадой в Сочи альтернативы вернувшемуся в большой спорт в третий раз Плющенко вообще не нашлось.
Сегодня любой фигурист из первой десятки по итогам чемпионата России мог бы замахнуться на пьедестал как минимум на чемпионате Европы, а лидеры внутренне уже готовы бросить перчатку непобедимому американцу Илье Малинину. В арсенале ведущих российских фигуристов весь джентльменский набор чемпионов: по два четверных прыжка в короткой программе, по три-четыре в произвольной. У Марка Кондратюка вообще пять. При этом каждый сезон появляются новые имена. В прошлом уверенно перешел из юниоров во взрослые Владислав Дикиджи, в нынешнем – Николай Угожаев. А программы Петра Гуменника и Евгения Семененко, Глеба Лутфуллина и Романа Савосина – это настоящие произведения искусства.
Евгений Плющенко рассказал о том, кого из российских фигуристов заявил бы на международные старты: «По сезону я отправил бы Владислава Дикиджи. Он достойно трудился и работал весь сезон. И, конечно же, Макара Игнатова — запасным»
Роман Савосин и его болельщики // © Александр Вильф / РИА Новости
Роман Савосин и его болельщики // © Александр Вильф / РИА Новости
Непростой выбор
Можно только посочувствовать руководителям ФФККР. Тут и трех сборников выбрать непросто, а уж одного основного и одного запасного участника отборочного, а затем и олимпийского турнира (квота-то именная!) без проклятий со стороны фанатов тех, кто не вошел в число избранных, просто невозможно. В отсутствие международных соревнований наши спортсмены, тренеры и постановщики ни на йоту не снизили требовательности к себе. Каждый год мы имели возможность видеть шедевральные программы в безукоризненном исполнении.
Право, жаль, что после возвращения на международную арену всех без исключения сильнейших российских фигуристов мы сможем увидеть один раз за сезон на чемпионате страны. После его завершения трем счастливчикам у одиночников, трем спортивным парам и трем танцевальным дуэтам будет доверена высокая честь защищать престиж российского фигурного катания на чемпионатах мира и Европы. Турнирах, уровень которых, увы, ниже уровня чемпионата России.
Марк Кондратюк рассказал о том, какой элемент хотел бы выучить: «В Америке есть один парень (Илья Малинин) и в Петербурге еще один (Владислав Дикиджи). Вот они делают четверной аксель. Было бы прикольно. Получится – отлично. Если нет – то не судьба»
Неудачникам можно будет лишь посочувствовать. Для них сезон будет практически завершен. Как тут не вспомнить печальную историю Елены Ильиных и Руслана Жиганшина! Из-за оторвавшейся детали костюма партнерши на чемпионате России-2016 в Екатеринбурге им сняли балл. Все по правилам, но этот вердикт арбитров отбросил танцоров на четвертую позицию. И шедевральный танец «Миллионер из трущоб» так и остался не оцененным по достоинству. А затем дуэт и вовсе распался, хотя Руслан только-только подобрался по уровню катания к Елене, выигравшей бронзу сочинской Олимпиады-2014 вместе с Никитой Кацалаповым.
Не только свет, но и тени будут сопровождать возвращение российских фигуристов на международные соревнования. И мы еще не раз вспомним о тех трех сезонах, когда всех сильнейших могли наблюдать на домашних стартах. Ведь кроме традиционных турниров были еще и командный Кубок Первого канала, и чемпионат России по прыжковым элементам, и турнир шоу-программ «Русский вызов». Вряд ли эти старты удастся безболезненно вписать в календарь, насыщенный международными соревнованиями.
Марк Кондратюк // © Александр Вильф / РИА Новости
Да и мотивация у тех, кто по итогам главного старта сезона не попадает в сборную, зачастую пропадает. А ведь далеко не всегда все зависит от классной программы и безупречного проката. Хотя стоит отметить, что за последнее время о закулисных играх в кулуарах турниров по фигурному катанию стали говорить намного меньше. Именно потому, что нет международных соревнований, на которые нужно пробиться любой ценой. Из-за этого были потеряны очень многие классные фигуристы, а иногда и целые поколения, оказавшиеся в тени фаворитов федерации.
А пока можно еще раз высказать слова восхищения в адрес фигуристов и тренеров, постановщиков и руководителей федерации. В сложнейших условиях санкций они не только сохранили отечественное фигурное катание, но и вывели его на более высокий уровень.