Вторая попытка Евгения Алдонина

Большой спорт №11 (47)
Дмитрий Маслов
Уроженец крымской Алупки, Евгений Алдонин переехал в Россию в 16-летнем возрасте, поступив в Волгоградский спортинтернат. В то время местный «Ротор» считался одним из сильнейших клубов страны и регулярно выступал в еврокубках...

Уроженец крымской Алупки, Евгений Алдонин переехал в Россию в 16-летнем возрасте, поступив в Волгоградский спортинтернат. В то время местный «Ротор» считался одним из сильнейших клубов страны и регулярно выступал в еврокубках. Однако к тому моменту, как Алдонин пробился в основной состав, волгоградцы превратились в середняков национального первенства. Что, однако, не помешало талантливому хавбеку ярко проявить себя и уже через два года после дебюта в сильнейшем дивизионе примерить форму главной российской команды. Затем последовали переход в ЦСКА, выступление на чемпионате Европы-2004, два национальных чемпионских титула, победа в Кубке UEFA… Став главным тренером сборной, Гус Хиддинк даже назначил Алдонина капитаном, но затем разочаровался в полузащитнике и не взял его на Евро-2008, где россияне стали бронзовыми призерами. В нынешнем же сезоне Евгений получил фактически первую в карьере серьезную травму, из-за которой выбыл на длительный срок.
О том, что он чувствовал, надолго оставшись без любимой игры, своем будущем в сборной России, ситуации в ЦСКА и российском футболе в целом Евгений Алдонин рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».

Вместе с Сергеем Семаком вы приняли участие в акции «Читайте книги». Какую литературу предпочитаете сами?

Я действительно считаю, что книги много значат в нашей жизни и с читающими людьми общаться гораздо приятнее. Так что буду рад, если, глядя на своих кумиров-футболистов, дети возьмут в руки книжку. Сам в бытность ребенком не был большим любителем чтения, это пришло несколько позже. Мой любимый жанр – приключенческий детектив, перечитал всего Бориса Акунина, сейчас вновь взялся за «Графа Монте-Кристо» Александра Дюма, люблю Дэна Брауна.

А вообще футболисты много читают?

Не думаю, что существуют «типичные футболисты», – у каждого свои интересы. В отпуске полюбил большой теннис, даже достиг определенных успехов. По собственным меркам, конечно.

Клуб не запрещает вам заниматься теннисом?

Наоборот, только поощряет – для поддержания спортивной формы. Это же не сноуборд, горные лыжи или езда на мотоцикле – такая активность, конечно, не приветствуется. Хотя мотоциклы я люб­лю, особенно американские чопперы с большим задним колесом – очень уж привлекательно смотрятся.

Где чопперы, там и рок-музыка. Это музыкальное направление вам ближе, чем поп?

По стилю жизни я не отношу себя ни к рок-, ни к поп-культуре. Стараюсь не ограничивать себя каким-то одним стилем как в музыке, так и в одежде.

Вы выступаете за ЦСКА с 2004 года. Сильно ли изменились за время жизни в Москве?

Конечно. В Волгограде я переживал период становления, здесь же повзрослел, набрался жизненного опыта. Стараюсь общаться не только со спортсменами, в Москве у меня появилась семья.

Нынешний сезон складывается для вас не слишком удачно. Как пережили длительный период восстановления после травмы?

В этой ситуации мне здорово помогла семья. За семь лет в ЦСКА я впервые выбыл на столь долгий срок. Самым психологически тяжелым моментом стала поездка в Германию на реабилитацию. Жил в маленькой деревушке вдалеке от близких и друзей, там совершенно нечем было заняться, кроме как восстановлением здоровья. В Москве, когда семья рядом, все хорошо.

Не думаю, что дверь в сборную для меня закрыта. Нужно только набрать хорошую спортивную форму и постоянно выступать в основном составе ЦСКА. Тогда тренеры национальной сборной обратят на меня внимание. Надежды на это не теряю

В юности вы выступали на позиции плеймейкера. Сейчас не тянет действовать поближе к атаке?

В школу амстердамского Ajax вообще берут одних форвардов, а затем уже делают из них хавбеков и защитников, каждому прививают навыки завершать атаки, забивать голы. Помню, в «Роторе» меня попросили сыграть персонально с бразильцем Пауло Эмилио из «Алании», получилось неплохо, так и стал действовать ближе к обороне. В профессиональном футболе не принято указывать тренеру, на какой позиции ты хочешь играть, – наставник сам подметит хорошие качества футболиста и определит место на поле. Мое амплуа опорного полузащитника давно известно, и мне в этом качестве комфортно.

В период дозаявок ЦСКА пополнили несколько именитых новичков. Как считаете, они уже вписались в команду?

Думаю, что и руководство клуба, и болельщики рады тому, как проявляют себя Зоран Тошич, Сейду Думбия и вернувшийся в ЦСКА Вагнер Лав, стиль игры которого несколько изменился: – бразилец стал отдавать больше передач, действовать в созидании. Все наши новобранцы мотивированы, хорошо понимают, в какой именитый клуб они попали. А тот факт, что Юрий Жирков уехал в Chelsea, а Милош Красич – в Juventus, является лишь дополнительным стимулом.

«Зенит» приобрел Сергея Семака и Александра Бухарова, что в условиях лимита на легионеров делает команду Лучано Спалетти безусловным фаворитом чемпионата России…

Мне кажется, разговоры о том, что «Зенит» становится базовым клубом сборной страны, несколько надуманны. Покупки питерцев ориентированы в первую очередь на Лигу чемпионов, и их непопадание в групповую стадию турнира стало большой неудачей для всего российского футбола. Не думаю, что «Зенит» будет гоняться за всеми талантливыми молодыми игроками России и перекупать их. Спалетти видит сильные и слабые стороны своей команды и усиливает ее, не думая над тем, выступает ли тот или иной футболист за сборную страны. В ЦСКА тоже хватает отечественных игроков, так что лимит на легионеров не является проблемой.

В нынешнем сезоне некоторые российские клубы провалились в еврокубках. Значит, разговоры о росте уровня национального первенства оказались преждевременными?

Российский чемпионат прибавляет с каждым годом – это очевидно. Появляются квалифицированные легионеры. В нынешнем году сразу два наших клуба выступают в групповом этапе Лиги чемпионов. С другой стороны, первенство страны, по итогам которого завоевывались путевки в еврокубки, закончилось минувшей осенью, а стартовали в Лиге чемпионов они почти год спустя. За это время значительно обновляется состав и команды становятся, по сути, другими. Это аргумент в пользу перехода на систему «осень–весна».

То, что сильнее становятся «Зенит» и ЦСКА, очевидно. А «середняки»?

Тоже. Сейчас практически нет проходных матчей с заранее известным результатом.
Сегодня в стране есть пять-шесть команд, которые могут друг друга обыграть.

Вы подписали «Кодекс чести российского футбола»?

Честно говоря, не помню. Возможно, игроки ЦСКА подписывали его, когда я был в Германии на реабилитации. Конечно, слышал об этом документе и думаю, его появление – положительная тенденция. Футболистам необходимо уважать друг друга, поскольку все мы зарабатываем этим, содержим семьи. Игра может быть жесткой, но не грубой.

Президент РФС Сергей Фурсенко заявил, что сборная России в 2018 году должна стать чемпионом мира. Вы в это верите?

Обязанность руководства – ставить задачи, а наша – выполнять. При создании соответствующей инфраструктуры нет ничего нереального. В России достаточно талантливых ребят, которые при должном усердии и условиях для подготовки к 2018 году смогут составить конкуренцию кому угодно. Это не бравада, просто нужно очень много работать, причем всем: от чиновников до игроков. Но объявляя о таких целях, необходимо предпринимать конкретные шаги для их реализации.

Часто ли вы ездите в Волгоград?

Давно уже не был. Каждый год в декабре собираются ребята, выступавшие со мной в «Роторе», приглашают, но в это время у ЦСКА обычно еще длится сезон. Надеюсь все же повидаться с давними друзьями, с ностальгией вспоминаю тот коллектив.

Многие ваши одноклубники по «Ротору» уже закончили карьеру и пробуют себя на новом поприще. Вы уже думали, чем будете заниматься в дальнейшем?

Конечно, размышлял о будущем. Но считаю, раз чем-то занимаешься, надо полностью посвящать себя этому делу. А сейчас я футболист.

Российский чемпионат прибавляет с каждым годом – это очевидно. Появляются квалифицированные легионеры. В нынешнем году сразу два клуба из России выступают в групповом этапе Лиги чемпионов. С другой стороны, первенство страны, по итогам которого завоевывались путевки в еврокубки, закончилось минувшей осенью, а стартовали в Лиге чемпионов они почти год спустя. За это время значительно обновляется состав и команды становятся, по сути, другими. Это аргумент в пользу перехода на систему «осень–весна»

У вас физкультурное образование?

Да. Но не факт, что остановлюсь на этом. Для тренерской карьеры его, может, и достаточно. Если же решу заняться чем-то иным, надо будет подучиться.

Сейчас у вас нет никаких бизнес-проектов?

Есть, но не хотелось бы их озвучивать – все довольно зыбко. Лучше сначала сделать и рассказывать уже о факте, чем сотрясать воздух.

Вы никогда не хотели поиграть в зарубежном чемпионате?

Такое желание было. В 2005 году, когда ЦСКА выиграл Кубок UEFA, появилось желание выступать в Европе. Но затем родился ребенок, и я придерживаюсь принципа «от добра добра не ищут». Мне очень комфортно в фактически родном клубе. Так что изменить что-то решусь, лишь получив предложение, от которого невозможно отказаться. Я сейчас не о деньгах, а о возможностях сыграть за команды такого калибра, как Chelsea и Juventus. Всем хочется повариться в этом котле. Это огромный опыт и в некотором плане достижение – играть за один из лучших клубов мира.

Последний ваш матч за сборную России уже сыгран?

Не думаю, что дверь в сборную для меня закрыта. Нужно только набрать хорошую спортивную форму и постоянно выступать в основном составе ЦСКА. Тогда тренеры национальной команды обратят на меня внимание. Надежды на это не теряю.

Вы родились и выросли в Крыму. Не было вариантов играть за Украину?

Я переехал в Волгоград, будучи почти неизвестным на родине, и ни в какие сборные там не приглашался. На Укра­ине до сих пор живут мама, брат, друзья. Каждый год приезжаю туда в отпуск. Я космополит – ощущаю себя комфортно и в Крыму, и в Волгограде, и в Москве. Это зависит от отношения клубного руководства, коллег, окружающих.

Жизнь профессионального спортсмена накладывает много ограничений. Нет ли ощущения, что, став футболистом, вы не реализовались в какой-то другой области?

Заниматься футболом я начал с детства и, возможно, с таким же рвением осва­ивал бы другую профессию. Спорт развил во мне качества: самоорганизацию, стремление к повышению собственного уровня. Мне удалось добиться многого с командой, а чем больше ты выигрываешь трофеев, тем ярче доказываешь свою состоятельность и правильность сделанного выбора. Отец в детстве учил меня играть в настольный теннис и был уверен в блестящих перспективах, но я не видел себя в этом виде спорта. От футбола получаешь гораздо больше удовольствия, поэтому я его и выбрал. А родители прислушались к моему выбору.

Довольны ли вы тем, как складывается ваша спортивная карьера?

Вполне. Конечно, могло быть и лучше. Но в то же время и хуже. Так что живу под девизом «сохранить и приумножить». Многое еще впереди. Есть масса примеров, когда футболисты играли до куда более серьезного возраста. Тот же Сергей Семак. Спортсмен сам чувствует, когда в его карьере наступает некий рубеж. Абсолютно счастливых людей нет, каждый стремится к чему-то большему, но мне нравится, как складывается моя жизнь. Растет дочка – ей скоро исполнится четыре года, она уже делится своими мыслями о жизни, делает собственные выводы. Супруга Юлия Началова работает в США, мы поддерживаем друг друга. Радует, что у жены есть страсть к музыке, которую она удовлетворяет, записывая новые альбомы.

Ваша дочь чувствует, что ее родители знамениты?

Мы всячески стараемся отгородить ее от этого, хотим, чтобы всего в жизни она добивалась сама. Конечно, в этом присутствует элемент бравады, но я твердо уверен: ребенок должен жить с мыслью, что его любят мама и папа, а то, кем они являются, вторично. Главное – родительская забота и любовь. У Веры есть музыкальный слух, постоянно что-то напевает, а еще она спортивная, обожает резвиться на детских площадках. Конечно, мы будем всячески помогать дочери, но мечтаем, чтобы она принимала самостоятельные решения в жизни.


Алдонин выбирает Hyundai

Это интервью с Евгением Алдониным состоялась на Московском автосалоне, на стенде компании Hyundai – официального партнера ПФК ЦСКА. Особое внимание полузащитник обратил на концепт-кар RB, ставший прототипом модели Solaris. Эта новинка будет производиться в России, на новом заводе полного цикла в Санкт-Петербурге – Hyundai Motor Manufacturing Rus. «Сразу бросается в глаза отличный дизайн автомобиля, я могу даже поставить его в один ряд с лучшими немецкими брендами. Хороший седан. К сожалению, мне так и не удалось посидеть внутри, но уверен, качество исполнения интерьера ничуть не уступит экстерьеру» – так оценил Евгений Solaris, подчеркнув, что популярность модели будет зависеть от ее готовности к климатическим и дорожным условиям России. «Если с нашей зимой эта машина справится, она, несомненно, найдет своего покупателя», – уверен футболист.