Новое поколение Toyota Land Cruiser с готовностью работает на две мифологии – общемировую, в которой внедорожник представлен в образе неутомимого конкистадора, и российскую, в которой этот автомобиль символизирует деньги и власть. Несмотря на двойную игру, образ получился весьма цельным.
Toyota Land Cruiser для определенных кругов России – что-то вроде обменной валюты и одновременно особой единицы измерения. В «круизерах» измеряется охрана чиновников, высокие государственные лица поощряют ими более низких, на Севере же страны плотность этих автомобилей на квадратный километр определяет перспективность нефтяных скважин. Land Cruiser в России – как обручальное кольцо, скрепляющее союз власти и больших денег. Шлейф мифической славы, сопровождавший здесь эти добротные внедорожники, видимо, стал заметен даже из Японии: в новом поколении Land Cruiser выглядит как памятник самому себе и российскому к нему отношению.
Предыдущее поколение Land Cruiser обладало стремительным, поджарым телом, как будто втянувшим брюхо для пущей проходимости на бездорожье. «Двухсотый» же производит впечатление своей монументальностью – машина словно прибавила не 6 см в длину и 3 – в ширину, а целую тонну лишнего веса, осевшую на лоснящихся боках. Автомобиль настойчиво стремится заполнить собой пространство в трех измерениях: более рельефными стали не только боковины, но и передние фары, отрастившие наросты в области поворотников.
Своеобразное «брюшко» появилось и у центральной консоли, верхнюю часть которой венчает 9-дюймовый сенсорный экран. Легкими прикосновениями к нарисованным кнопкам, привычным для пользователей современных смартфонов, можно управлять микроклиматом в салоне, системой навигации, календарем-органайзером, мультимедийной системой (6 дисков, 9 динамиков) и настоящим бортовым летописцем – Land Cruiser готов напомнить владельцу о точной дате замены масла, тормозных колодок или шин.
Салон внедорожника от поколения к поколению становится все менее утилитарным, приближаясь к стандартам представительского класса: высочайшее качество сборки, материалы вставок «под дерево» и «под алюминий» все ближе по ощущениям к имитируемым. Для того чтобы поддерживать заданную температуру в четырех отдельных зонах салона, нагретый или охлажденный воздух подается из 28 воздуховодов. Система кондиционирования в Land Cruiser готова охлаждать не только воздух – между передними сиденьями функционирует холодильник, оформленный в виде изящного бокса с кожаной обивкой и декоративными вставками.
Хотя общая длина автомобиля увеличилась не намного, новая компоновка подкапотного пространства позволила удлинить салон на целых 13 см. Это означает, что даже пассажиры третьего ряда (по бокам багажного отделения примостились «книжечки» сложенных сидений) не испытывают никаких неудобств. Впрочем, в их отсутствие можно сложить не только третий, но и второй ряд сидений – тогда Cruiser превращается в очень дорогой грузопассажирский фургон, за передними креслами которого можно возить шкафы и холодильники.
Более 90 процентов проданных в России Toyota Land Cruiser 200 никогда не реализуют весь внедорожный потенциал, заложенный конструкторами в этот автомобиль. Высокий клиренс (225 мм), позволяющий не обращать особого внимания на бордюры, мягкая подвеска, незаметно для пассажиров заглатывающая «лежачих полицейских» на скорости 60 км/ч и выше, полный привод, придающий уверенности при движении по снежной каше, – это минимум потенциала LC 200 и максимум того, что потребуют от него большинство его будущих владельцев.
А ведь новый Land Cruiser проектировался с тем, чтобы превзойти прежнее поколение не только в роскоши отделки. Начиная с рамы, которая стала на 40 процентов жестче на скручивание и на 20 процентов – на изгиб, Land Cruiser 200 создавался как достойный преемник одного из лучших внедорожников в мире, несшего службу в войсках ООН в самых разных частях света. Подвеска сохранила огромные ходы, но теперь это ничуть не мешает при движении по ровному асфальту: система кинетической стабилизации (KDSS) автоматически меняет параметры подвески в зависимости от характера поверхности. Когда автомобиль съезжает на бездорожье и ямы с ухабами вызывают скрещение осей в противофазе, гидравлика реагирует на это, размыкая замки стабилизаторов, – и подвеска становится «полностью независимой». Как только LC 200 попадает на ровную дорогу и колеса перестают «плясать», их снова привязывают друг к другу стабилизаторами – это значительно улучшает управляемость на асфальте.
Еще одна «умная» система, которая, возможно, никогда не будет задействована типичным владельцем Toyota Land Cruiser, – Crawl Control, своеобразный круиз-контроль для движения «ползком» (со скоростью от 1 до 5 км/ч) по особо сложным участкам. Выставил «пешеходную» скорость – и можно забыть о педалях газа и тормоза, полностью сосредоточившись на рулевом колесе. Невостребованным в «двухсотке» останется и умение правильно тормозить на различных покрытиях: адаптивная АБС (Multi-terrain ABS) самостоятельно определяет, что находится под колесами автомобиля, и на рыхлых поверхностях позволяет колесам блокироваться, буквально зарываясь в снег или песок.
В качестве силового агрегата для Land Cruiser 200 можно выбрать одну из двух «восьмерок» – бензиновую или дизельную. Дизель объемом 4,5 л проигрывает по мощности 4,7-литровому бензиновому (235 л. с. против 288), но его характеристики лучше подходят для автомобиля, чья полная разрешенная масса составляет 33 центнера: с ним у Land Cruiser лучше динамика (8,6 с против 9,2) и даже максимальная скорость (210 км/ч против 200). Правда, в любом случае средний расход топлива составит 18 л на 100 км. Но разве это волнует тех, кто, сидя в роскошном салоне Cruiser, фигурально при этом «сидит» еще и на нефтяной трубе?