С распадом СССР многими российскими футболистами овладела охота к перемене мест. Прежде всего из-за банальной необходимости зарабатывать на жизнь. Но если одни покоряли ведущие европейские первенства, другие отправлялись за счастьем в самые отдаленные уголки футбольного света. И порой становились там настоящими кумирами.
«Большой спорт» составил свой рейтинг российских легионеров, игравших в самых экзотических зарубежных чемпионатах.
За свою карьеру знаменитый российский форвард успел поиграть в сборных СССР, СНГ и России, да и в немецкой бундеслиге в 1990-е явно не затерялся. Но в 30 с хвостиком карьера Сергея пошла на спад, пришлось искать новое место работы. В 2001-м Кирьяков решился на переезд в китайский клуб Yunnan Hongta, где забил за два сезона почти два десятка мячей. А затем, в 2003-м, нападающий перебрался в Shandong Luneng Taishan, который возглавлял известный российский специалист Валерий Непомнящий. Наставника-соотечественника Сергей не подвел: исправно поражал ворота соперников, достойно выдерживал как конкуренцию с французом Николя Уэдеком, так и паузу в чемпионате, вызванную эпидемией атипичной пневмонии.
В Китае Кирьякову нравились условия для тренировок, удобные апартаменты для проживания и, конечно же, достойная зарплата. Да и уровень чемпионата был довольно высок. Как впоследствии рассказывал форвард, он неплохо освоился в Поднебесной. Обучил своих китайских партнеров футбольным приколам (например, подкладывать кирпичи в сумки) и русскому мату, сам совершенствовал навыки в китайском домино. От товарищей по команде получил прозвище Тзили. Мог бы Сергей играть в Китае и дальше, но новое руководство федерации футбола «закрутило» гайки и денежные вливания заметно сократились. Маршировать строем на тренировки и игры за гроши Кирьяков не захотел и фактически завершил карьеру.
Звание двукратного чемпиона Англии в составе Manchester United говорит о многом. Полузащитник сборной России Андрей Канчельскис провел в Туманном Альбионе (за исключением вылазки на Апеннины в Fiorentina) около десяти успешных сезонов, но к началу 2003-го прочно обосновался на скамейке запасных в Southampton. И потому решился на футбольную авантюру. А как иначе назвать подписание контракта 34-летнего Канчельскиса с чемпионом Саудовской Аравии Al-Hilal из города Эр-Рияд? Опыт Андрея, увы, не помог его новому клубу – команда быстро вылетела из азиатской Лиги чемпионов, а в национальном первенстве заняла только пятое место. Впрочем, без трофея россиянин не остался, в составе Al-Hilal выиграв Кубок страны.
За четыре месяца азиатской командировки Андрей заработал довольно скромные по нынешним меркам 200 тысяч долларов. За них он выходил на поле в экстремальных погодных условиях, вполне сравнимых с аномальной жарой в Москве образца лета 2010-го. А также частенько играл в шахматы с главным спонсором Al-Hilal принцем Абдуллой. Но шахматы шахматами, а результаты – результатами. По окончании сезона руководители клуба с Канчельскисом расстались, выдав следующую формулировку: «Не приспособился к здешним особенностям футбола и не продемонстрировал силу и самообладание, когда это было особенно нужно». Впрочем, после Саудовской Аравии Канчельскис и не думал вешать бутсы на гвоздь и не без успеха на протяжении трех сезонов играл в России за «Сатурн» и «Крылья Советов».
Настоящий Одиссей от футбола. Начав карьеру в новороссийском «Цементе» и продолжив ее в дубле ЦСКА, Мельников сыграл за основу армейцев всего один матч. После чего, в 1995-м, будучи 20 лет от роду, начал свои скитания по миру – выступал в Израиле, Турции, Вьетнаме и Гонконге. Но больше всех Вячеславу приглянулась Малайзия, где на протяжении многих сезонов он играл за ведущие клубы страны Pahang и Penang. Так, в 1998-м с 17 мячами Мельников стал лучшим бомбардиром местного чемпионата. Более того, долгое время российского футболиста считали одним из лучших нападающих малайзийского первенства. Правда, с недавних пор в этой юго-восточной стране ввели запрет на легионеров.
Этот превосходный футболист и весельчак много лет играл в Испании, однако в 1998-м на один сезон решил сменить обстановку и отправился из Real Sporting de Gijón в Страну восходящего солнца – в клуб Yokohama Flügels, куда его пригласил тренер Карлос Рексач. 29-летний на тот момент полузащитник все возложенные на него надежды оправдал с лихвой, проявив талант бомбардира и забив 15 мячей в 23 матчах. Причем уровень чемпионата был тогда довольно высок, в местной J-League выступали такие суперзвезды, как болгарин Христо Стоичков, югослав Драган Стойкович, бразильцы Дунга и одноклубник Ледяхова Сезар Сампайо. Однако в конце сезона футбольный чемпионат Японии накрыл финансовый кризис. Flügels вообще прекратил существование, объединившись с Yokohama Marinos, а Ледяхов вернулся в Хихон. По словам Игоря, он ехал в Японию познакомиться с великой технократией XX века и не ошибся – в плане высоких технологий японцы намного опередили весь мир. Понравилась ему и его семье японская еда, а вот японские футболисты Ледяхова разочаровали – уж больно слабо в конце 1990-х они были подкованы тактически.
В родном чемпионате Николай Ткаченко никогда не хватал звезд с неба, даже в элитном дивизионе поиграть ему не удалось. Этот атакующий полузащитник засветился только в первой и второй лигах. Зато стал серебряным призером чемпионата Вьетнама в составе команды Song Da из Намдиня. Вместе с товарищем Сергеем Шмокиным Николай отправился в Юго-Восточную Азию в конце 2003-го. Скорее в поисках футбольных приключений, а не больших денег – 3000 долларов в месяц (плюс премиальные – около 300 долларов за победу) можно было при желании заработать и в России. Хотя, по словам Ткаченко, в российском футболе в низших дивизионах тогда нередко задерживали зарплаты, а вьетнамцы платили как по часам. И вообще относились к российским легионерам с большим уважением.
Николаю в далекой стране понравилось, правда, откровенно поразили некоторые причуды местного тренировочного процесса – к примеру, по словам футболиста, вьетнамцы никогда не проводили в дождь занятия на открытом воздухе, а сразу прятались в зале. На матчи команды ходило по 25 тысяч человек, а детские футбольные школы в те времена отличались от российских в лучшую сторону. Впрочем, долго во Вьетнаме Ткаченко не продержался – в 2005-м перешел в клуб второго российского дивизиона «Алнас» из Альметьевска.
В начале 2000-х Максим Усанов подавал большие надежды, был капитаном дубля питерского «Зенита», привлекался в юношескую сборную России. Но взрослая карьера не задалась, хоть защитник и успел поиграть за рижский Skonto, «Аланию», «Спартак-Нальчик» и «Краснодар». Довольно неожиданно у Усанова появился шанс проявить себя в Северной Америке, и 25-летний парень им с радостью воспользовался. Максим быстро закрепился в клубе MLS Toronto, в составе которого стал чемпионом Канады (этот титул и путевку в Лигу чемпионов CONCACAF по традиции в отдельном турнире разыграли три сильнейшие канадские команды). Уровень американской Лиги MLS весьма высок, ведь сегодня в ней играет немало мастеров экстра-класса во главе с французом Тьерри Анри. В Toronto также выступает именитый легионер из Европы – испанец Миста. Сейчас Усанов вместе со своим канадским клубом ведет борьбу за место в плей-офф и радуется новому приятному повороту в карьере.
Гражданин СССР, России, Таджикистана и Южной Кореи – это все о нем. Известный голкипер московского «Торпедо» Валерий Сарычев уехал в Страну утренней свежести в 1992-м, в 32 года, чтобы доиграть и подзаработать денег на «футбольную пенсию». Но вместо этого обрел вторую молодость, превратившись в настоящую икону корейского футбола, образец для подражания. Он стал четырехкратным чемпионом Южной Кореи, победителем Кубка чемпионов азиатских стран, Суперкубка Азии и Межконтинентального Кубка Азии и Африки, получив первым из иностранных спортсменов гражданство, а заодно и новое имя Шин Вуй Сон, что в переводе означает «Рука Бога».
Сарычев выходил на поле до 2005-го, после чего остался в полюбившейся ему стране жить и тренировать. Корейские журналисты даже активно сватали его в национальную сборную на домашнем чемпионате мира-2002, но сенсации так и не произошло.
Согласитесь, что не каждый российский футболист может похвастать выступлениями в столь экзотическом первенстве, как чемпионат Бангладеш. Хотя опыт полузащитника Александра Дозморова все же не уникален, в 1992-м вместе с ним в составе одного из ведущих клубов страны Abahani Limited из Дакки играли и другие бывшие московские торпедовцы: Алексей Арефьев, Сергей Жуков и Александр Полынков. Кстати, специально для неискушенных в географии, Бангладеш по численности населения (около 160 миллионов человек) превосходит Россию, да и на футбол там обычно ходит больше народу – 50 тысяч человек на трибунах в матчах национального чемпионата отнюдь не редкость. Причем в агрессивности местные фанаты намного превосходят российских «ультрас», после игр они любят покидаться в футболистов камнями. Неудивительно, что игроки и тренеры из России в этой стране особо не задерживаются.
Бразильцами в чемпионате России никого не удивишь, а вот россиянами в чемпионате Бразилии… Но и такое возможно. Все дело в том, что долгие годы ахиллесовой пятой местных футбольных команд были голкиперы. Возможно, именно поэтому в 1991 году бразильский клуб Rio Branco обратил внимание на 28-летнего вратаря московского ЦСКА Юрия Шишкина. Россиянин приехал на просмотр и оставил очень недурное впечатление, следствием чего стал годичный контракт. К сожалению, вскоре Шишкин получил травму и смог сыграть в чемпионате штата Сан-Паулу лишь семь матчей. А ведь будь со здоровьем все в порядке, мог рассчитывать и на большее. В любом случае Шишкин – единственный легионер из России, выступавший в самой Бразилии!
Первым российским легионером в национальном первенстве Фарерских островов в 1994-м стал Эдуард Атальков, а в сезоне-1998 на Фареры «высадились» сразу двое столь же неизвестных поклонникам футбола игроков – форвард Андрей Стаханов и полузащитник Сергей Крекшин, примерившие форму клуба B68 Toftir. По словам Крекшина, жизнь на островах ему понравилась – прежде всего из-за доброжелательности местного населения. Не мешали даже суровый климат с постоянными сильными ветрами и… обязательная работа в местном порту. Дело в том, что по контракту российские новички B68 Toftir были обязаны не только играть и тренировать фарерских мальчишек и девчонок, но и три раза в неделю разгружать траулеры с рыбой. Впрочем, ничего зазорного в этом не было – вместе с россиянами трудились и президент их клуба, а также ведущие фарерские игроки. Таковы уж особенности местного футбола.