В 1988 году чемпионом СССР по регби стал кутаисский «Мшенебели», в следующем сезоне повторивший успех. Правда, уже под названием «Айя». Главным тренером этих клубов был Дуглас Кавтелашвили, ныне возглавляющий московский «Спартак GM». Сын именитого специалиста Георгий Виноградов также выбрал регби, причем принимал участие как в первенстве страны по классической версии игры, так и по регбилиг. О своей спортивной карьере, нелюбви к получившей олимпийский статус «семерке» и перспективах российского регби игрок московской «Славы-ШВСМ» рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».
Ваш отец – известный тренер по регби. Видимо, вопрос о том, каким видом спорта заниматься, не стоял?
То, что я до сих пор играю, – результат собственного желания и настойчивости. Родители в определенный момент начали убеждать меня, что регби – совсем не то, чем надо заниматься по жизни: не будет большого успеха, надо пробовать себя на другом поприще. В частности, научном – я являюсь аспирантом Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела.
Как получилось, что, начав заниматься регби, вы перешли в регбилиг, а затем вернулись к классическому варианту?
Игра с овальным мячом, по большому счету, одна. Просто немного отличаются способы сделать попытку. Но ее цель, философия не меняется. История знает немало примеров, когда игроки успешно выступали за национальные сборные своих стран по обоим видам. Нюансы, конечно, присутствуют. В частности, в регби-13 нет раков, молов. Откровенно говоря, я еще не до конца понял, как надо правильно действовать в стандартных ситуациях.
Вы выступали за сборную России по регбилиг, в «пятнашке» же пришлось фактически начинать с нуля. Зачем вы это сделали?
Российский регбилиг деградировал до любительского уровня. После принятия «семерки» в олимпийскую семью все финансовые потоки устремились в этот вид, туда же перешли многие игроки. Костяк «Локомотива» тоже сейчас играет в регби-7. Я игрок нападения и не обладаю необходимыми скоростными данными для «семерки». Да и не нравится мне она, если честно. Как сказал один мой хороший знакомый, это «легкая атлетика с мячом». Конечно, в качестве способа физической подготовки поиграть можно, но на постоянной основе заниматься этим я не хотел бы.
А что вас привлекает в регби-15?
Контактная борьба, скорость, игра с мячом… Вот за что мы любим этот вид спорта. Он всесторонне развивает человека. В Россию регби попало опосредованно – через Румынию. Думаю, здесь сработал эффект испорченного телефона, когда при получении информации через третьи руки что-то потерялось. Как-то в составе российской сборной по регбилиг отправился в Новую Зеландию, где с нами работал тренер из этой страны. Он не давал каких-то неизвестных или непонятных упражнений, но то, как он их комбинировал, меня поражало – за три недели не было ни одной повторяющейся тренировки.
У вас никогда не было желания попробовать себя в зарубежном клубе?
В молодости – да, сейчас – нет. Пробовал уехать в новозеландский клуб, но Федерация регбилиг России не дала разрешения.
Вам было интересно играть в чемпионате России 2010 года?
У команды хватало напряженных матчей, первенство получилось интересным. К сожалению, из-за проблем со здоровьем я пропустил немало игр. Четвертое место, которое заняла «Слава», – это минимально приемлемый результат. Думаю, чемпионство для нас – мечта не запредельная. Хотя «ВВА-Подмосковье» – базовый клуб сборной России, игроки которого в матчах за национальную команду приобретают колоссальный опыт. Мы же его лишены.
Ваш отец Дуглас Кавтелашвили – один из создателей «Спартака GM»…
Создатель – Мамука Лосаберидзе, воспитанник кутаисской школы регби, в частности моего отца, который работает в «Спартаке GM» главным тренером. В первом сезоне существования клуба я выступал за него, параллельно играя в регбилиг за столичный «Локомотив». Думаю, «Спартак» прогрессирует, что и доказал в нынешнем сезоне. В частности, однажды сыграв вничью со «Славой», хотя еще год назад уступал с разгромным счетом.
Кстати, о счете. Вам не кажется, что в чемпионате России слишком велик разрыв в классе между клубами?
Это следствие того, что в течение длительного времени регби было в немилости у спортивных функционеров. Поэтому команды создаются фактически с нуля. Те же «Фили» до недавнего времени не имели регулярных тренировок. А «ВВА-Подмосковье» – базовый клуб сборной России с постоянной практикой матчей с зарубежными соперниками. Как эти клубы можно сравнивать? «Слава» ведь тоже поначалу не входила в число команд, с которыми надо считаться фаворитам. Но мы развивались и уже претендуем на медали. Подтягиваются Новокузнецк, Пенза, так что общий уровень российского чемпионата растет.
У «Славы» есть собственная спортивная база?
Иногда ездим на сборы, а в течение сезона ежедневно тренируемся на стадионе, приезжаем туда из дома. Можно заниматься дополнительно в любое удобное для регбиста время – двери арены всегда открыты.
Почему в «Славе» нет легионеров?
У нашего клуба очень сильная детская школа, так что есть возможность опираться на собственных воспитанников. Нет смысла приглашать из-за границы игрока, равного по силе местному, и платить ему больше. А на регбистов топ-класса, видимо, нет средств.
Как спортсмен вы продолжаете прогрессировать?
Впервые я подумал, что вышел на пик карьеры, лет пять-семь назад. Но сейчас так не считаю. В жизни каждого спортсмена есть взлеты и падения. Надеюсь, продолжаю развиваться, по крайней мере, по сравнению с двумя предыдущими сезонами стал сильнее. Каждый игрок хочет выступать за сборную своей страны, я – не исключение.
Национальная команда России впервые отобралась на Кубок мира…
Это уже прорыв сам по себе. Надеюсь, в финальном турнире выиграем хотя бы один матч, что уже будет большим достижением.
Вы наверняка обсуждаете с отцом ситуацию в российском регби. Оно прогрессирует?
Когда Дуглас Кавтелашвили был тренером чемпионов СССР, в первенстве страны играли коллективы из Грузии, Украины, Латвии, России, все с разным игровым стилем. Например, считалось, что грузинские регбисты более техничные, а российские – физически выносливые. Сейчас же подобного «единого котла» нет, поэтому делать сравнения несколько неуместно. Мне кажется, было бы здорово создать в регби турнир по модели КХЛ – в некоторых постсоветских странах регби популярно. В той же Грузии это фактически спорт номер один. А все потому, что успеха добивается национальная команда и мальчишки мечтают пойти по стопам игроков сборной. Большинство из которых, кстати, выступают во Франции. Если россияне на Кубке мира выиграют хотя бы несколько матчей, в русское регби будет большой приток людей.
Как реагируют люди, узнав, что вы профессиональный регбист?
Недавно я встретился с актером Артуром Смольяниновым, и он поразил меня своей осведомленностью о том, что происходит в регби. Надеюсь, уже в ближайшее время в России станет меньше людей, путающих наш вид спорта с американским футболом.
Почему на матчи «Славы» ходит мало болельщиков?
Трибуны заполняются в Монино, Красноярске – городах, где нет большого выбора развлечений и спорт объединяет. В Москве же в этом плане огромная конкуренция, поэтому регби априори не может быть очень популярно. Думаю, логично развивать наш вид спорта в небольших городах, где ему будет уделяться больше внимания.
По окончании карьеры вы планируете остаться в регби?
Что означает подобная перспектива? Надо быть или тренером, или арбитром, или чиновником от спорта. Не могу сказать, что готов к подобному. С другой стороны, возможно участие в некоем бизнес-проекте. Идея создать свой клуб и вывести его в чемпионы страны выглядит очень красиво.