Один из основных принципов философии Toyota – «кайзен» (kaizen), постоянное совершенствование. Инженеры и дизайнеры компании в очередной раз улучшили Avensis. Avensis, в свою очередь, готов применить принцип «кайзен» по отношению к жизни своего владельца и его близких.
Новое, уже третье поколение Toyota Avensis – коренной европеец: инжиниринг, дизайн и сборка автомобиля были целиком возложены на Toyota Motor Europe. Дизайном кузова занимался внештатный «вольный художник» Сотирис Ковос, автор нескольких последних моделей Lexus, а к интерьеру приложил руку Владимир Пирожков – перед возвращением в Россию он несколько лет проработал дизайнером французской студии Toyota ED2 в Ницце. В том, что касается внешности, между первым Avensis, который в 1997 году сменил в Европе модель Carina, и третьим поколением – целая пропасть: абсолютно безликий автомобиль с усредненной внешностью эволюционировал в яркий динамичный спортседан с почти однообъемным кузовом и превосходной аэродинамикой (коэффициент воздушного сопротивления составляет 0,28–0,29).
Внутри Avensis стал более консервативен и сдержан, ведь в качестве референса по эргономике и качеству интерьера выступали немецкие автомобили, прежде всего Audi A4. Помимо логотипа на руле, о японском происхождении может напомнить разве что отделка центральной панели в топовых комплектациях: сведущие автолюбители поймут, что она имитирует фактуру и рисунок такесуми, японского бамбукового угля.
Хотя колесная база (2700 мм) у Avensis осталась прежней, а кузов подрос всего на 50 мм в длину и ширину, технически автомобиль совершенно новый. В его основе – платформа популярнейшего кроссовера RAV4. Бензиновые двигатели тоже новые: агрегаты объемом 1,6–2 л обладают впечатляющими мощностными характеристиками. Прироста мощности (двигатель объемом 1,8 л теперь выдает 147 л. с. против прежних 129!) удалось добиться с помощью системы изменения фаз газораспределения Valvematic, являющейся дальнейшим развитием фирменной «тойотовской» VVT-I. Ход клапанов теперь изменяется бесступенчато.
Еще одно нововведение – бесступенчатый вариатор Multidrive S. Как и все вариаторы, она обеспечивает высокую топливную экономичность за счет использования в каждый момент оптимальной скорости вращения коленвала, а за счет плавно изменяемого передаточного числа переход на новые передачи происходит незаметно. Инженерам Toyota удалось избавить трансмиссию от ноющего звука, сопровождающего обычные вариаторы при движении на высоких скоростях: если часто и сильно нажимать на педаль газа, Multidrive S начинает функционировать как 7-ступенчатый «автомат» традиционной конструкции. В режиме Sport вариатор будет поддерживать передаточные числа, более соответствующие динамичной езде, а при желании выбирать передачи можно и вручную – на самой мощной, 2-литровой, версии (152 л. с.) для этого даже предусмотрены «формульные» лепестки за рулем.
Несмотря на агрессивный дизайн и мощные двигатели, новый Avensis – это, прежде всего, семейный автомобиль. Сомневающиеся могут заглянуть в багажник модели с кузовом универсал, для проектировки которого, похоже, привлекали шведов и шведок из IKEA. Это настоящий пластиковый рай для рачительного хозяина, привыкшего с любовью сортировать и укладывать семейный скарб. Объем багажника по сравнению с прежним поколением увеличился на 23 л (до 543 л), а если раскладывающуюся по частям спинку заднего сиденья уложить заподлицо с полом грузового отсека, в автомобиль можно загрузить до 1609 л груза. В «подполье» хранятся полноразмерная запаска и удобный «пенал» – короб с несколькими отсеками для мелких вещей. За дополнительную плату можно установить и релинговый органайзер: салазки, вдоль которых ходит поперечина, прочно удерживающая груз в поворотах.
При таком богатом внутреннем мире универсал отнюдь не выглядит скучным хозяйственником. Дизайн Toyota Avensis Wagon разрабатывался параллельно с дизайном седана, а не на его основе. Поэтому универсал с его динамично взмывающей подоконной линией и спойлером над дверью багажника выглядит даже атлетичнее поджарого трехобъемника.
Впрочем, владелец Avensis Wagon наверняка не станет пытаться изображать из себя спортсмена, стараясь реализовать потенциал мотора на большом универсале. Его убаюкают уже традиционно мягкая для модели подвеска, тишина в салоне (уровень шума стал ниже на 5 дБ, приблизившись к показателям премиального сегмента) и мелодичный женский голос, на русском языке дублирующий указания навигатора на 7-дюймовом сенсорном дисплее. Он смирится с авторитарностью неотключаемой системы стабилизации VSC+, которая для предотвращения заносов оперирует не только тормозной и топливной системами, но и немного поворачивает руль, подсказывая, в какую сторону его вращать в экстремальной ситуации. В конце концов, понятие «удовольствие от вождения» растяжимо, и вряд ли кто-то будет против того, чтобы включить в него комфорт, безопасность и, чего греха таить, возможность привезти домой две тележки продуктов из супермаркета, не побив яиц.