В 2008 году во Франции российская команда «Воздух» в составе «лыжника» Дмитрия Оводенко и оператора Игоря Калинина стала победителем чемпионата мира по скайсерфингу. Не исключено, что последнего в истории. Увы, этот вид спорта сегодня находится в откровенном кризисе, и будут ли когда-либо возобновлены первенства планеты, пока не известно.
О будущем скайсерфинга и особенностях работы оператора в воздухе в интервью журналу «Большой спорт» рассказывает Игорь Калинин.
Валерий Розов считает, что скайсерфинг фактически находится «при смерти». Вы согласны со столь пессимистичной оценкой ситуации?
Я бы не сказал, что «при смерти», – команды по-прежнему прыгают, соревнования проводятся. Но чемпионатов мира категории A действительно больше не будет. А вот соревнования категории B – национальные первенства – по-прежнему организуются.
В каких соревнованиях вы и Дмитрий Оводенко собираетесь участвовать в ближайшее время?
В национальных чемпионатах 2010 года, в США и Великобритании.
Сколько совместных тренировок нужно провести «лыжнику» и оператору, прежде чем выйти на соревновательный уровень?
Для того чтобы занимать призовые места, любой оператор, вне зависимости от уровня мастерства, должен тренироваться вместе со скайсерфером минимум полгода.
Вы когда-то самостоятельно выступали в скайсерфинге. Почему же в итоге переключились на операторскую работу?
Это полноценная командная работа, и при неудачной съемке оценка сильно снижается. Делать видеосъемку в воздухе не так-то просто, и легче переучиться с «лыжника» на оператора, чем наоборот.
Какой камерой вы снимаете?
Нужны каска и специальная коробочка из стекловолокна для ее крепления, а камера обычная. Не совсем бытовая, конечно, – есть определенные требования по стабилизатору, управляемости, возможности использовать широкоугольную оптику. Я снимаю Sony SX100.
Оператор прыгает после «лыжника»?
Как правило, оператор выпрыгивает из самолета на долю секунды раньше «лыжника» – в зависимости от фигуры расстояние между ними порядка двух метров. При выполнении различных фигур скорость «лыжника» отличается в разы и может достигать 270 км/ч. Задача оператора – сделать так, чтобы перепады не были заметны и создавалось впечатление, будто люди не падают, а летят.
С какой высоты вы прыгаете?
Рабочая высота – 4000 метров, при большей необходимо иметь кислород на борту. Парашют открывается на высоте 900–1000 метров, но по требованиям безопасности нужна «разбежка», чтобы «лыжник» и оператор делали это не одновременно.
Оператор в воздухе не мешает «лыжнику», не отвлекает его от выполнения фигур?
Во многих фигурах «лыжник» использует оператора как ориентир, в некоторых случаях происходит прямое взаимодействие в воздухе.
Люди, занимающиеся скайсерфингом, им же и зарабатывают? Или этот вид спорта пока приносит лишь расходы?
Заработка от скайсерфинга как такового нет. Это скорее увлечение.
Раз в спортивном плане скайсерфинг не слишком перспективен, нет ли у вас желания попробовать себя в какой-либо иной дисциплине, поддерживаемой Международной авиационной федерацией?
Параллельно мы тренируемся с командой по фристайлу, планируем вместе с Дмитрием Оводенко выступать на соревнованиях.
Сколько человек в России занимаются скайсерфингом?
Если говорить о соревновательном уровне, то в национальном чемпионате от России было две команды. Есть еще и начинающие.
Если скайсерферов в стране буквально единицы, кто же учит операторскому искусству в воздухе?
Сначала человек должен научиться правильно перемещаться в свободном падении, затем – смотреть. Как таковой школы воздушного операторского искусства нет. Сам я учился методом проб и ошибок – смотря на съемки других операторов, что они делали в воздухе руками, ногами, куда смотрели, – и тем самым анализировал собственную работу. Можно учиться и работая с другими операторами, снимая друг друга, подмечая свои и чужие ошибки. Если ко мне обращаются за советом – я, конечно, подсказываю.
Как вы оцениваете систему судейства в скайсерфинге? Много ли в этом виде спорта субъективности?
Критерии оценки прописаны в правилах, но раз нет никаких объективных показателей – килограммов, секунд, то, конечно, возникает определенная предвзятость. Подача апелляций в скайсерфинге запрещена, поэтому рассуждать о субъективности бессмысленно. Начиная заниматься этим видом спорта, человек просто должен принять существующие правила. Ограничения по безопасности, высоте прыжка, скорости на выброс спортсменов из самолета прописаны до начала соревнований.
Возникали ли у вас в соревновательных условиях внештатные ситуации?
Не думаю, что стоит об этом говорить. Многие наши действия, даже переход автомобильной дороги, таят в себе некую опасность. В скайсерфинге же риск достаточно лимитирован. Высота прыжка, открытие парашюта, наличие запасного парашюта – все прописано в правилах.
На каких соревнованиях вас можно будет увидеть в ближайшее время?
В 2010 году состоится чемпионат мира по фристайлу в Мензелинске, это Татарстан.
Тренером сборной России по артистическим видам парашютного спорта по-прежнему является Валерий Розов?
Нет, после того как эта должность стала общественной, Розов ушел и назначили Глеба Воеводина. Но, на мой взгляд, эта позиция – что-то наподобие «свадебного генерала»: и не тренер, и не менеджер. Отбором в сборную России занимается Федерация парашютного спорта.