В этом году чемпионат мира по скайсерфингу не состоялся и вряд ли будет возобновлен в следующем. После того бума, который этот вид спорта пережил во второй половине 1990-х, сегодня он медленно умирает. И тому есть два ряда причин. Во-первых, деньги. Скайсерфинг – крайне дорогой и очень рискованный вид парашютного спорта. Во-вторых, позиция Международной авиационной федерации (FAI), в свое время не слишком удачно пытавшейся упорядочить формат и правила проведения соревнований. В итоге российский спортсмен Дмитрий Оводенко и его оператор Игорь Калинин, сумевшие победить в мировом первенстве-2008, вполне могут стать последними чемпионами в истории скайсерфинга.
Экстремальный, уникальный, сверхсложный и очень рискованный. Все эти эпитеты без труда применимы к скайсерфингу. По сути, обычному серфингу, только с одной «маленькой» особенностью – все свои трюки при помощи доски спортсмены выполняют не на воде, а в воздухе, в свободном падении, на высоте нескольких тысяч метров. Именно поэтому скайсерфинг превратился из индивидуального в командный вид спорта. Ведь увидеть и оценить фигуры высшего пилотажа в исполнении скайсерфингистов можно только в записи с камеры оператора, также парящего в воздухе.
Естественно, скайсерфинг появился не на пустом месте. Сначала был скайдайвинг, который, в свою очередь, берет начало от обычных прыжков с парашютом. Так что при желании историю скайсерфинга можно отсчитывать аж с конца XVIII века, когда инспектор французской армии Андре Жак Гарнерин совершил первый в истории прыжок с парашютом с воздушного шара. Конечно, высотой 1000 метров, с которой француз сиганул вниз, сегодня уже никого не удивишь, но в 1797 году столь смелая выходка произвела на современников ошеломляющее впечатление. По духу Гарнерин явно был под стать современным экстремалам и впоследствии довел высоту прыжка до 2,5 километра. Он поставил еще немало воздухоплавательных рекордов, пока не погиб во время одного из них в 1823-м.
Дебютные соревнования по парашютному спорту состоялись только в 1930-е годы, а официального признания дисциплина удостоилась лишь двадцать лет спустя, в 1951-м. Первые же скайсерфингистские пируэты начали проделывать в 1986-м французские парашютисты Доминик Жаке и Жан-Паскаль Орон. На следующий год их соотечественник Жоэль Крусиани совершил первый прыжок в так называемой классической позе скайсерфера, то есть стоя на доске для серфинга, с установленными на ней креплениями для сноуборда. Любопытно, что за двадцать лет до того американец Гэри Пэтмор также прыгал с доской для серфинга и даже выполнял на ней трюки. Однако делал это в положении лежа – устоять на борде ему никак не удавалось. Свое развлечение американец назвал эйрсерфингом (airsurfing), однако этот термин не прижился, и именно французов, а не американцев сегодня принято считать родоначальниками «небесного серфинга».
Развитие этого вида спорта в последующие годы также было заслугой французских парашютистов. Самый яркий след в его истории оставили Лоран Буке и Патрик де Гайардон. Оба решили отказаться от громоздкой серфингистской доски и начали прыгать на куда более компактных скейтбордических. Попутно адаптируя их к новым целям и задачам, Буке первым стал использовать стабилизирующий парашют и придуманную им же систему отцепки креплений, что было значительным шагом вперед в вопросах безопасности. Де Гайардон же изобрел мягкие крепления, очень похожие на современные. Кроме того, оба пионера скайсерфинга активно способствовали его медийной раскрутке. Так, в начале 1990-х Лоран Буке снялся сразу в двух фильмах – Silver Surfer и Pushing the Limits, благодаря которым массовый зритель впервые воочию увидел трюки «небесных серферов». Примерно в то же время де Гайардон презентовал новую модель доски, сделанную специально для него одним из производителей сноубордов.
Яркий, экстремальный и молодежный имидж нового вида спорта особенно понравился рекламщикам и маркетологам – они почувствовали, что ролики со скайсерферами будут приняты подрастающим поколением на ура. И действительно, все так и произошло. В начале 1990-х скайсерфинг прочно вошел в моду. «Тогда мы переживали особое время: рождались новые движения, появлялись новые форматы. Сноуборд завоевывал все больше поклонников, особенно среди альтернативно настроенной молодежи. А скайсерфингистская доска очень похожа на сноубордическую. К тому же наш вид спорта очень зрелищный, что и сделало его востребованным в рекламном бизнесе. Но главное – всех поразил ролик Reebok с участием де Гайардона, транслировавшийся буквально по всему миру», – вспоминает сегодня те времена самый титулованный российский скайсерфер Валерий Розов.
Во многом именно благодаря ролику Reebok «небесный серфинг» смог завоевать массовую популярность и, самое главное, покорить США. Первопроходцем этого вида спорта в Америке стал Джерри Лофтис. Вскоре он открыл первую в мире фирму по производству досок для скайсерфинга – с графито-кевларовым наружным покрытием и дюралюминиевыми сотами внутри. Стоимостью всего 600–700 долларов, доски Лофтиса отлично продавались, и скайсерфинг вступил в новую стадию своего развития.
В 1991-м появилась идея совместных прыжков парашютиста и оператора, был разработан свод правил для соревнований. А годом позже скайсерфинг признала Федерация парашютного спорта Франции, и в качестве демонстрационной дисциплины его включили в программу третьего чемпионата мира по фристайлу.
В 1993-м в Испании провели уже полноценное мировое первенство с участием 15 команд из 40 стран. Победу на турнире одержал Патрик де Гайардон вместе с американцем Гасом Уингсом. Буквально через несколько месяцев первый чемпион планеты с командой сильнейших скайсерферов принял участие в красочной церемонии открытия зимней Олимпиады-1994 в Лиллехаммере. В следующем мировом первенстве участвовала уже 51 команда из 18 стран, а победителями стали Роб Харрис и Джо Дженнингс из США. Также впервые состязания в отдельном зачете прошли у женщин (лучшей стала итальянка Гауденция Мартиненго), а чемпионы получили денежные призы в размере 5 тысяч долларов.
В 1995-м скайсерфинг появился на Extreme Games, организованных американским телеканалом ESPN и впоследствии вылившихся в полномасштабный проект – X Games. Победа на турнире в Ньюпорте с призовым фондом в 20 тысяч долларов досталась Робу Харрису (увы, в декабре того же года спортсмен разбился насмерть на съемках рекламы), а в чемпионате мира приняли участие россияне. Правда, особых лавров русские скайсерферы тогда не снискали, зато уже через два года, в 1997-м, Валерий Розов и Александр Криштопа сумели ворваться в элиту мирового скайсерфинга и дебютировать на X Games, получивших статус чемпионата мира среди профессионалов, и в коммерческой серии Pro Tour, также организованной телеканалом ESPN.
К сожалению, в 1998-м Криштопа трагически погиб во время исполнения тренировочного прыжка. В том же году нераскрывшийся парашют стоил жизни и легендарному Патрику де Гайардону. Но даже эти драматические события не помешали дальнейшему развитию «небесного серфинга». В том числе и его коммерческой составляющей.
Валерий Розов вместе с оператором Клиффом Берчем из США одержал победу на X Games–1998, причем призовой фонд Игр составил уже 50 тысяч долларов, а первый приз в 12 тысяч долларов стал рекордным за всю историю парашютного спорта. Розов и Берч вышли на лидирующие позиции в мировом скайсерфинге, что и подтвердили победой на любительском чемпионате мира 1999 года в Австралии.
Но золотой век скайсерфинга оказался недолог. В самом начале 2000-х интерес к нему начал угасать. Главной причиной такого поворота событий стало исключение этого вида спорта из программы X Games. Почему же устроители Экстремальных игр пошли на такой шаг? Все очень просто – из-за денег. «Скайсерфинг всегда был очень дорог для организаторов. Требовались самолеты, аэродромы, дорогостоящая аппаратура, ведь сигнал с камеры оператора напрямую передавался на землю. Поэтому на каком-то
этапе владельцы X Games предложили производителям экипировки и снаряжения для ряда дисциплин, в том числе и для скайсерфинга, поучаствовать в проведении соревнований материально, то есть оказать X Games спонсорскую поддержку. Кто-то согласился, но у скайсерфинга не такой массовый рынок, как у сноуборда или скейтбординга. Денег на наш вид спорта никто не дал, и нам указали на дверь. В итоге парашютисты постепенно потянулись в другие дисциплины», – объяснил сложившуюся ситуацию Валерий Розов.
Кроме того, мода на скайсерфинг также начала проходить, рекламщиков больше не впечатляли новые, сверхсложные трюки. Но перспективы у дисциплины еще оставались, если бы не позиция FAI. Стремясь превратить этот вид спорта в олимпийский, федерация предприняла ряд непопулярных мер. Например, запретила интернациональные команды, разрушив годами наработанные связи между спортсменами и их виртуозами-операторами, что сильно ударило по зрелищности скайсерфинга. Кроме того, были введены новые правила судейства в виде таблицы сложности, что означало жесткие ограничения для райдеров и фактически ставило крест на прогрессе в этом виде спорта. Арбитраж оставлял желать лучшего, судьи FAI часто просто не понимали, что вообще делают в небе лучшие скайсерферы.
Конфликт нарастал, и в итоге сильнейшие райдеры просто перестали появляться на мировых первенствах. Так, Валерий Розов «завязал» с этими состязаниями еще в 2003-м. Конечно, чемпионаты мира продолжали проводиться и без звезд X Games, но количество участников с каждым годом уменьшалось. В итоге в 2000-м кворум не был набран, и первенство планеты пришлось отменить. Так что победа россиянина Дмитрия Оводенко и его оператора Игоря Калинина на ЧМ-2008 во Франции стала, вполне возможно, последней в истории этого вида спорта.
«В олимпийскую программу скайсерфинг так и не включили. Думаю, в FAI сейчас сами жалеют о своих действиях, но уже ничего вернуть назад нельзя. Еще одна проблема заключается в том, что у парашютистов в России, да и в большинстве стран, нет никакой поддержки. Люди сами вынуждены создавать себе условия для тренировок и организовывать сборы. Сейчас, конечно, остались спортсмены, способные заниматься скайсерфингом, но таковых буквально единицы. Шансы на возрождение у этого вида спорта, честно говоря, почти минимальны», – уверен сегодня Валерий Розов.
Команда по скайсерфингу состоит из двух человек – райдера (в России спортсмена-скайсерфера часто называют просто «лыжником») и оператора (он прыгает без доски, но с камерой, установленной на шлеме). Райдер отделяется от самолета на высоте 4000 метров и в течение 50 секунд зачетного времени выполняет в воздухе различные акробатические элементы: сальто, «бочки», тройные закрутки, вращения вниз головой, заднее сальто с пируэтом вокруг оси 720 градусов и т.д. Рядом со спортсменом, на расстоянии 3–5 метров, летит оператор и производит съемку, по которой судьи на земле и оценивают выступление райдера.
Баллы ставятся за технику, сложность, артистизм и операторскую работу. Все это суммируется и выводится одна общая оценка за один прыжок.
Вертикальная скорость падения в скайсерфинге составляет примерно 230 км/ч (50–60 м/с). В зависимости от исполняемой фигуры скорость колеблется от 180 до 280 км/ч.
«Небесный серфинг» – один из немногих экстремальных видов спорта, в котором российские райдеры добились значительных успехов. В 1997-м дуэт Валерий Розов – Александр Криштопа стал первой командой из России, приглашенной на американские X Games, и уже через год Валерий Розов вместе с оператором Клифом Берчем одержали на Играх свою первую победу.
В 2004-м чемпионат мира в Бразилии выиграла команда «Воздухе» в составе «лыжника» Дмитрий Одовенко и оператора Игоря Калинина. С тех пор этот именно этот российский дуэт удерживают в скайсерфинге беспрекословное лидерство.