Деньги на победу

Большой спорт №10(36)
Николай Орлов
«В биатлоне никогда не знаешь заранее, кто выиграет» – так объясняет причину популярности своего вида спорта исполнительный директор Союза биатлонистов России Сергей Кущенко.

«В биатлоне никогда не знаешь заранее, кто выиграет» – так объясняет причину популярности своего вида спорта исполнительный директор Союза биатлонистов России Сергей Кущенко. И, судя по всему, на грядущей Олимпиаде в Ванкувере такой взгляд на биатлон окажется как никогда верным. На олимпийские медали сегодня претендуют десять стран, а это значит, что борьба за золото будет отчаянной и непредсказуемой. Увы, российская сборная поедет в Канаду без своих главных лидеров – победительница Турина-2006 Альбина Ахатова и чемпионы мира Екатерина Юрьева и Дмитрий Ярошенко были уличены в применении запрещенных препаратов и дисквалифицированы на два года. Их отсутствие на Играх еще больше закручивает медальную интригу.

Кто из биатлонных держав готов к ванкуверской Олимпиаде лучше всего? Мы постарались ответить на этот вопрос, проанализировав системы финансирования биатлона в странах, считающихся основными конкурентами России в борьбе за ванкуверское золото.

Германия

За развитие биатлона в стране отвечает основанная еще в 1905 году ведущими спортивными клубами Ассоциация лыжных видов Германии (DSV). Именно в ее штаб-квартире в Планегге, близ Мюнхена, принимаются и утверждаются решения, касающиеся назначения тренеров и включения в национальную команду тех или иных спортсменов. У DSV есть несколько спонсоров во главе с Audi, но основные деньги биатлонисты получают не от этой организации.

Биатлон в Германии курирует Министерство внутренних дел, и элитные спортсмены числятся его сотрудниками. В частности, Магдалена Нойнер формально работает на таможне. Помимо призовых от Международного союза биатлонистов (IBU) и DSV, а также зарплаты таможенницы, самая молодая в истории обладательница Кубка мира имеет значительные доходы от спонсоров – у Нойнер 15 личных контрактов с разными компаниями, общая сумма отчислений по которым превышает 1,5 миллиона евро в год. Впрочем, остальные члены национальной сборной по этому показателю несколько уступают Магдалене.

Есть в Германии и организация, аналогичная Фонду поддержки олимпийцев России, – Sporthilfe, финансируемая ведущими бизнес-структурами страны. Она выделяет средства в основном молодым перспективным спортсменам, в том числе и биатлонистам.


Претенденты на медали в Ванкувере
Отобраться в олимпийскую сборную Германии не намного легче, чем завоевать награду на самих Играх. Особенно сильна женская половина команды, а это значит, что полностью германский пьедестал почета в одной из гонок вряд ли станет сенсацией на грядущей Олимпиаде.

Норвегия

Организация с замысловатым названием «Норвежский олимпийский и паралимпийский комитет и конфедерация спорта» финансируется непосредственно государством и распределяет деньги между федерациями по видам спорта, среди которых есть и Союз биатлонистов Норвегии (NSSF). Он, в свою очередь, материально поддерживает свои региональные отделения. Спортсооружения, построенные за счет федерального правительства и местных бюджетов (а таких большинство), используются жителями Норвегии бесплатно, что позволяет профессионально заниматься спортом самому широкому кругу желающих. Биатлонистам, входящим в национальную сборную, государством выплачивается достаточная для комфортной жизни зарплата. Помимо нее, у ведущих спортсменов есть и личные спонсорские контракты. В частности, «король биатлона» Уле Эйнар Бьорндален имеет рекламные соглашения с девятью компаниями.


Претенденты на медали в Ванкувере
Уле Эйнар Бьорндален и его коллеги по мужской сборной в эстафете и личных гонках, Тора Бергер
в личных гонках, женская команда в эстафете.

Австрия

Система финансирования биатлона здесь имеет немало общего с немецкой. За развитие этого вида спорта отвечает Федерация лыжных видов Австрии (OSV), а спортсмены в массе своей являются военнослужащими, за что и получают зарплату. Правда, в отличие от Германии, где биатлон – самая популярная в стране зимняя дисциплина, в Австрии пальму первенства держат горные лыжи, и суммы, выделяемые представителям других дисциплин, непосредственно зависят от показываемых результатов. После Олимпиады в Турине, где два австрийских биатлониста были замешаны в допинг-скандале, для представителей этого вида в материальном плане настали нелегкие времена – средств на подготовку национальной сборной почти не выделялось. Однако сейчас ситуация стабилизировалась и проблем с государственным финансированием у австрийских биатлонистов уже нет.

Ведущие спортсмены имеют также и личные спонсорские контракты. У Доминика Ландертингера таковых аж девять. Помогает одному из самых перспективных биатлонистов мира и Sporthilfe. Как и в Германии, эта организация поддерживает перспективных молодых спортсменов, финансируется же она в основном за счет спонсорской помощи, а также доходов от самостоятельно проводимой лотереи.


Претенденты на медали в Ванкувере
Доминик Ландертингер, Кристоф Зуманн, Симон Эдер в личных гонках, мужская сборная в эстафете.

Девушки-ковбойки времен покорения Дикого Запада – в таком образе французские биатлонистки позировали для календаря на 2010 год в преддверии Олимпийских игр в канадском Ванкувере. Каждая спортсменка сама выбирала себе костюм. Так, лидер сборной Сандрин Байи предпочла брюки с бахромой, короткий жилет и револьвер

Франция

В этой стране государство выделяет на биатлон весьма незначительные суммы, да и то исключительно на выступления в крупнейших соревнованиях (уровня мировых первенств и Олимпийских игр). Спортсмены тренируются за счет своих клубов и в большинстве своем служат в вооруженных силах, за что и получают зарплату. В частности, Сандрин Байи имеет звание сержанта в горной военной школе в Шамони. Подобная профессия обязывает спортсменку, как и ее коллег, регулярно выступать на соревнованиях среди военнослужащих, в том числе и на первенствах планеты. Ну и конечно, элитных биатлонистов поддерживают личные спонсоры. По традиции крупнейший из них – компания Subaru. Помимо персональных контрактов с ведущими спортсменами, она выступает титульным спонсором некоторых соревнований, в частности первенства Франции по летнему биатлону.


Претенденты на медали в Ванкувере
Симон Фуркад, Сандрин Байи, Мари-Лор Брюне в личных гонках, мужская и женская сборные в эстафетах.

В предолимпийский год Союз биатлона Польши принял решение сосредоточиться только на тех спортсменах, которые способны бороться за медали Ванкувера. В итоге первоначально Томаш Сикора оказался единственным биатлонистом, кто получил деньги на межсезонную подготовку. Правда, впоследствии в состав олимпийской сборной включили Лукаша Щурека и Мирослава Кобуса

Польша

Свое согласие возглавить сборную Польши по биатлону и стать личным тренером ее лидера Томаша Сикоры украинский тренер Роман Бондарук прокомментировал так: «Организация и финансирование в Польше лучше, чем на Украине: в распоряжении местных спортсменов три биатлонных центра, и Союз биатлонистов Польши делает для них все возможное, чтобы обеспечить наилучшими условиями работы». Впрочем, все познается в сравнении, и по меркам России, Германии или Норвегии в Польше на биатлон выделяются «смешные» деньги, причем по большей части государством. Что и неудивительно – помимо 35-летнего студента Академии физической культуры Сикоры, в стране нет спортсменов, способных бороться за олимпийские награды. У самого же Томаша 11 личных спонсоров, среди которых в основном известные общемировые бренды.


Претенденты на медали в Ванкувере
Томаш Сикора в личных гонках.

Украина

По ходу минувшего сезона украинская команда не раз была близка к тому, чтобы отказаться от выступления на Кубке мира, – обещанных денег от Министерства по делам семьи, молодежи и спорта не поступало, а спонсор у украинского биатлона один – компания МТС. Как отметил президент Национальной федерации биатлона, первый вице-президент НОК Украины Владимир Брынзак, в олимпийском сезоне финансовая ситуация не намного лучше – из-за недостатка средств команде пришлось отказаться от нескольких зарубежных сборов.


Претенденты на медали в Ванкувере
Женская сборная в эстафете.

Словакия

В этой стране есть лишь два реальных претендента на олимпийские награды – мужская хоккейная сборная и биатлонистка Анастасия Кузьмина, и их подготовке уделяется повышенное внимание. По словам самой Кузьминой (урожденной Шипулиной), финансированием биатлона занимается Олимпийский комитет страны, а также спонсоры, которых у словацкого Союза биатлонистов более десяти. «У нас не много сильных спортсменов, и средств для их подготовки достаточно», – резюмировала экс-россиянка.


Претенденты на медали в Ванкувере
Анастасия Кузьмина в личных гонках.

Белоруссия

Президент страны Александр Лукашенко лично не занимается этим видом спорта, однако как болельщик интересуется, что находит отражение во вкладываемых средствах. Суммы, выделяемые Министерством спорта и туризма Федерации биатлона, лишь в два с небольшим раза меньше, чем полагающиеся Федерации легкой атлетики, при том что последняя курирует несколько десятков дисциплин.

Но основной источник финансового благосостояния белорусского биатлона – не министерские деньги. Указом Лукашенко создано унитарное предприятие «Белорусский клуб биатлона», ответственное за развитие этого вида спорта в стране. Еще одним указом президента определено, что регулярно выделять средства «Белорусскому клубу биатлона» обязаны 13 крупнейших предприятий страны.


Претенденты на медали в Ванкувере
Дарья Домрачева в личных гонках.

Китай

Основным источником финансирования биатлона здесь является государство в лице как центральной, так и местных властей. Значительные суммы поступают и от специальной спортивной лотереи. Денег хватает не только на учебно-тренировочный процесс, но и на приглашение наставников с мировым именем – своих специалистов экстра-класса в китайском биатлоне до сих пор нет.


Претенденты на медали в Ванкувере
Женская команда в эстафете.

В марте этого года биатлонисты сразу трех сборных – Финляндии, Китая и Словении не смогли приехать на турнир в Ханты-Мансийске из-за недостаточного финансирования. «Последние три этапа Кубка мира стоят столько же, сколько весь предыдущий сезон», – прокомментировал эту ситуацию Рене Коч, главный тренер китайской команды

Швеция

Союз биатлонистов Швеции (SSSF) можно назвать самым эффективным по соотношению «вложения–результат» в мире. В минувшем сезоне Хелена Юнссон стала чемпионкой первенства планеты в гонке преследования и обладательницей Кубка мира в общем зачете, а Анна-Карин Олофссон-Зидек, Карл-Йохан Бергман и Бьорн Ферри финишировали в этом соревновании в числе десяти лучших. При этом годовой бюджет SSSF составляет около 400 тысяч евро, что меньше, чем на Украине. Правда, уложиться в эту сумму удается с трудом – во время соревнований спортсмены вынуждены самостоятельно организовывать питание, в наступающем сезоне в команде с большой долей вероятности не будет сервисменов, ответственных за подготовку лыж, а годовое жалованье биатлониста национальной сборной составляет 2000 евро.

Как признался «Большому спорту» Бьорн Ферри, многие спортсмены живут за счет родителей. Однако элиты это не касается – помимо призовых, у ведущих спортсменов есть личные спонсоры, у самого Ферри их аж 15. В основном это малоизвестные небольшие компании.


Претенденты на медали в Ванкувере
Хелена Юнссон, Анна-Карин Олофссон-Зидек, Карл-Йохан Бергман и Бьорн Ферри в личных гонках, мужская сборная в эстафете.