На завершившемся 2 марта в китайском Гуанчжоу командном чемпионате мира по настольному теннису убедительную победу одержали хозяева, первенствовавшие как в мужских, так и в женских соревнованиях. Мужская сборная России завершила турнир на 12-м месте, женская – на 16-м. О том, закономерен ли подобный итог, о секретах безоговорочного успеха китайских спортсменов, настоящем и будущем русского настольного тенниса в интервью журналу BOLSHOI sport рассказывает главный тренер мужской сборной России Игорь Подносов.
Как вы оцениваете результат сборной России на командном чемпионате мира в Гуанчжоу и общие итоги турнира?
Двенадцатым местом я недоволен, на предыдущем чемпионате мира мы были шестыми и надеялись выступить не хуже. Впрочем, задачу-минимум выполнили – сохранили место в элитном дивизионе, ведь следующее первенство пройдет в Москве. Результаты сборной зависят прежде всего от ее лидера Алексея Смирнова. Когда он играет успешно, команда поднимается достаточно высоко. Не скажу, что в Гуанчжоу Смирнов выглядел плохо, но в важнейших матчах с Румынией и Японией не принес необходимых очков. В частности, впервые за свою карьеру уступил румыну Андрею Филимону. В целом результаты чемпионата мира меня не удивили, разве что неудачным оказалось выступление команды Сингапура.
А условиями, в которых проходило мировое первенство, вы довольны?
Я уже на протяжении многих лет езжу в Китай и могу с уверенностью сказать, что так, как китайцы, никто в мире соревнования не организует. Думаю, что и на Олимпиаде проблем бытового плана не возникнет.
Какие задачи стоят перед вашей командой на Олимпиаде?
Пока главная задача – «отобраться» туда. Пока из всех игроков мужской и женской сборных путевка в Пекин есть только у Смирнова. В начале апреля пройдет европейский отборочный турнир, в мае – мировой. Нужно, чтобы на Игры смог поехать еще как минимум один спортсмен – это позволит нам выступить в командных состязаниях. На Олимпиаде в Афинах Россия была представлена пятью теннисистами.
Как вы оцениваете тот факт, что с 2008 года на Олимпиаде парные соревнования заменены командными?
Для России это плохо. В парных соревнованиях шансы у нас еще есть, в командных для успеха нужно три равноценных спортсмена. Изменения в регламенте приняты с учетом интересов китайцев, составлявшая им конкуренцию Южная Корея теперь «пролетает»: в этой сборной есть один «защитник», а в командных соревнованиях игроки такого стиля не востребованы.
Благодаря чему Россия получила право принять чемпионат мира 2010 года?
Во многом – благодаря главе Федерации настольного тенниса России Игорю Левитину, не раз выступавшему на международных конференциях и конгрессах. К тому же подошла очередь Европы принять первенство планеты, а в 2007 году российские теннисисты добились на континенте значительных успехов. У нас есть несколько молодых ребят, которые, надеюсь, прибавят в мастерстве и будут достойно выглядеть на чемпионате мира в Москве. Прежде всего речь идет о 20‑летнем Кирилле Скачкове и 19‑летнем Михаиле Пайкове. После Пекина будем омолаживать состав.
В 2007 году ваша команда проводила совместные сборы с китайцами. Чего не хватает россиянам, чтобы играть на равных с представителями Поднебесной?
Мы проводили сборы с молодежным составом одного из китайских клубов. Прежде всего у китайцев совершенно другая психология: все направлено на настольный теннис, они тренируются по восемь часов в день. У российских же спортсменов много других забот: семья, учеба… Сборная Китая может за девять месяцев до начала крупных соревнований начать сбор на базе и целенаправленно готовиться. Кропотливая работа в течение длительного времени плюс дисциплина приносят плоды. Не думаю, что у азиатов имеются физиологические преимущества. Швед Ян-Уве Вальднер кажется «рыхловатым», мышц особых нет – зато у него потрясающее чувство мяча, благодаря которому он не раз обыгрывал крепко сбитых китайских атлетов. Сейчас в России и Европе тоже есть теннисисты-атлеты, но на результатах это не отражается.
Тридцатишестилетний Дмитрий Мазунов на пике карьеры успешно выступал в германской бундеслиге. В каких национальных чемпионатах играют участники национальной команды?
Мазунов вернулся на родину, играет за екатеринбургский УГМК в суперлиге клубного чемпионата России. Сейчас лишь Алексей Смирнов выступает за рубежом, но в следующем сезоне он будет защищать цвета оренбургского «Факела Газпрома». Расти профессионально во внутреннем чемпионате российские сборники пока не могут: очень много проходных матчей, где приходится соревноваться со значительно уступающими им в классе игроками. Теннисисты совершенствуются, только встречаясь с противниками, которые сильнее их. У нас в стране появляются богатые клубы, ожидается приезд легионеров из Китая, европейских стран. Сейчас в ведущих клубах страны адекватный уровень зарплат. В Европе игры клубных чемпионатов регулярно проводятся по субботам и воскресеньям, из‑за чего спортсменам, особенно возрастным, некогда готовиться к крупным международным турнирам. В России другая система: теннисисты собираются пять раз в год, проводя четыре тура и плей-офф. Большое количество свободного времени – фактор, привлекающий в наш чемпионат.
За счет чего в России финансируется настольный теннис?
В основном из бюджета местных администраций и крупных предприятий. В Краснодаре клуб финансируется за счет средств края, мы вошли в программу поддержки клубов суперлиги, в Екатеринбурге поддержку оказывает «Уральская горно-металлургическая компания». Настольный теннис – недорогой вид спорта, не сравнить с футболом. Сборной России помогают Росспорт, четко выполняющий свои обязательства, и спонсоры ФНТР.
А какова стоимость подготовки классного игрока?
Сложно сказать. Знаю лишь, что ниже, чем в футболе, хоккее и гандболе. Если говорить о школе, то в сборной России самое большое представительство имеют Нижегородская область и Москва. Развивается теннис и в Оренбурге, Екатеринбурге, Краснодарском крае.