За право принять у себя эти Игры никто не борется. Их воспринимают как обязанность, а не привилегию. Но, возможно, именно они являют собой высшее выражение олимпийской идеи, суть которой – в прославлении мощи и силы человеческого тела и духа. Даже если это тело исковеркано и повреждено. Паралимпийские игры, ставшие сегодня обязательным продолжением Олимпиад, регулярно проводятся вот уже более сорока лет и успели заразиться всеми теми недугами, которыми страдают их старшие собратья: допингом и коммерциализацией.
Греческие Олимпиады культивировали идею высших человеческих достижений. Мужчина должен был быть подобен божеству, и ценность его личности определялась в соответствии с близостью к этому идеалу. Слабых и несчастных античное общество не принимало. В худшем случае, как гласит спартанская легенда, их во младенчестве сбрасывали со скалы, в лучшем – лишенные большинства гражданских прав, они влачили жалкое существование на периферии полюсного мира.
Христианство в корне изменило отношение к слабым и обойденным улыбкой фортуны. Эта религия проповедовала милость к «малым сим», Иисус говорил: «Убогие блаженны». Только восприняв евангельские идеи, человечество научилось действенному состраданию, к которому в XVII–XIX веках добавились принципы равенства и естественных прав личности. Еще столетие спустя нормы политкорректности запретили даже думать о том, что для отдельных групп людей могут быть закрыты виды деятельности, доступные всем остальным. На этом цивилизационном фоне и возникли Паралимпийские игры.
Еще в XVIII – начале XIX столетия медики установили, что движение, физические нагрузки, участие в соревнованиях и соперничество как таковое позволяют включать инвалидов в максимально широкие области общественной жизни. Параллельно с этим возникла идея ввести спортивные состязания в программы реабилитации людей с ограниченными возможностями.
В 1888 году в Германии, в ту пору фанатично увлеченной самыми разнообразными видами физической культуры, возник первый спортивный клуб глухих. На рубеже XIX–XX веков такие организации появились по всей Европе, и в августе 1924 года в Париже были проведены первые Олимпийские игры для лишенных слуха. В их программе были велогонки, легкая атлетика, футбол, стрельба и плавание. К этому времени в Бельгии, Англии, Голландии, Польше, Чехословакии и Франции существовали официальные спортивные федерации слабослышащих. В соревнованиях участвовали и любители из Италии, Румынии и Венгрии, где подобных федераций не существовало.
Тогда же, в 1924-м, был образован и Международный спорткомитет глухих (МСКГ), который решил проводить подобные соревнования каждые четыре года. К началу Второй мировой войны к спортивному движению инвалидов присоединились Германия, Швейцария, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Австрия, США и Япония, а в конце 1940-х – Испания и Югославия. Стали проводиться и зимние мероприятия. Кстати, правила этих состязаний почти ничем не отличались от обычных, только арбитры вместо свистков и сирен использовали огни и графические символы. Однако по обстановке эти Игры мало походили на нынешние Паралимпиады. Не было зрительского интереса, внимания прессы и, конечно же, крупных спонсоров.
В конце 1940-х к спорту стали приобщать и других инвалидов. В какой-то степени это было связано с появлением большого числа молодых людей, получивших серьезные ранения во время Второй мировой. Их необходимо было адаптировать к мирной жизни.
Людвиг Гутман, директор Сток-Мандевильского центра реабилитации больных со спинномозговыми травмами и президент Британской международной организации, занимающейся лечением инвалидов с повреждениями опорно-двигательного аппарата, разработал спортивную программу, которая стала обязательной частью комплексной реабилитации. Под его руководством в 1948 году состоялись первые Сток-Мандевильские игры: шестнадцать мужчин и женщин, в основном бывшие военные, соревновались в стрельбе из лука.
Эта инициатива нашла широкий отклик. Игры превратились в международный спортивный праздник, и с 1952 года в них уже принимали активное участие спортсмены из многих европейских стран. В середине 1950-х появилась Международная Сток-Мандевильская федерация, начавшая работать в постоянном контакте с Международным олимпийским комитетом. В самом Сток-Мандевиле на благотворительные пожертвования и личные средства инвалидов был выстроен специальный стадион вместимостью 60 тысяч человек. В 1956 году, в дни мельбурнской Олимпиады, МОК наградил Сток-Мандевильскую федерацию специальным кубком за воплощение в жизнь олимпийских идей гуманизма.
Еще через три года Гутман разработал и опубликовал регламент проведения соревнований для инвалидов по различным дисциплинам. Главное отличие от обычных турниров заключалось в том, что люди с ограниченными физическими возможностями состязались в особых группах, сформированных в зависимости от вида недуга. Идеи Гутмана быстро набирали популярность в Европе и Америке, и уже год спустя, в 1960-м, в первых Паралимпийских играх в Риме приняло участие около 400 человек из 23 стран.
Здесь все уже было всерьез. Медали разыгрывались в 57 дисциплинах, на открытии Игр присутствовало пять тысяч человек. Некоторые спортсмены, например итальянский фехтовальщик Росси, стали настоящими звездами, своим мужеством и мастерством восхитившими публику. Подводя итоги римских соревнований, Гутман заметил, что они открыли новый этап «включения инвалидов в общественную жизнь».
Сам термин «паралимпиада» ни в коей мере не связан со словом «паралич»: para на латыни означает «присоединенная». Эти соревнования становятся естественной частью классических Олимпиад, как бы присоединяются к ним.
За последние полстолетия паралимпийцы стали естественным элементом мирового олимпийского движения, а сами состязания привлекают широкое внимание не только специалистов, но и зрителей. Существенно расширена и программа соревнований. Уже к концу 1960-х в нее были включены езда на колясках на различные дистанции, метание диска, молота, гандбол и так далее. Стало куда больше участников, сегодня проводятся турниры для спортсменов как с ограничениями по зрению, так и с отставанием в умственном развитии. В связи с наличием самых разных групп инвалидов на Паралимпийских играх разыгрывается до 900 медалей разного достоинства. Удалось привлечь и публику: соревнования в Барселоне в 1992 году посмотрели в общей сложности полтора миллиона зрителей. В дальнейшем общественный интерес к Паралимпиадам только возрастал.
С 1996 года «малые» Игры проводятся там же, где и «большие», вскоре после основных соревнований. В 2001 году эта практика была закреплена в специальном соглашении между МОК и Международным паралимпийским комитетом (МПК).
Последние летние встречи паралимпийцев состоялись с 17 по 28 сентября 2004 года в Афинах. В них участвовали 3800 атлетов из 136 стран. Первенствовали китайцы, получившие 141 медаль (63 из которых – золотые). Второе место в общекомандном зачете принадлежит англичанам, третье – канадцам. Сборная России завоевала в Греции 16 золотых, 8 серебряных и 17 бронзовых наград, заняв в общекомандном зачете 11-е место.
В программу летних Паралимпийских игр сегодня входят тяжелая и легкая атлетики, стрельба из лука, плавание, дзюдо, велосипед, теннис на колясках, фехтование, футбол 7х7, футбол 5х5, баскетбол на колясках, выездка, стрельба, волейбол, регби на колясках, танцы на колясках, гандбол, настольный теннис, гребля и парусный спорт.
С 1976 года проводятся зимние Паралимпиады. Спортсмены соревнуются в лыжных гонках и биатлоне, горных лыжах, хоккее с шайбой и керлинге. Последние соревнования прошли в марте 2006 года в Турине. Командный зачет здесь уверенно выиграла сборная России, собрав в свою копилку 13 золотых, 13 серебряных и 7 бронзовых медалей.
Несмотря на несомненный гуманизм и благородство самой идеи Паралимпиад, деятельность Международного паралимпийского комитета вызывает неоднозначную реакцию у многих деятелей культуры, медиков и особенно у представителей христианских церквей. Сомнения провоцирует прежде всего зрительский ажиотаж вокруг этих Игр: указывается, что публика часто воспринимает их как своеобразное зрелище с оттенком клоунады. Одну из наиболее жестоких и жутких пародий на Паралимпиады можно найти в романе-антиутопии Юлии Вознесенской «Паломничество Ланселота». В нем описаны гонки на инвалидных колясках к вершине заново выстроенной «вавилонской башни», главным призом в которых становится исцеление Антихристом единственного победителя. Разумеется, со всеми вытекающими последствиями.
В 2012 году впервые в истории Олимпийские и Паралимпийские игры обретут единую эмблему. Такое решение принял Оргкомитет лондонской Олимпиады. Как отметил его председатель Пол Дейтон, «когда-то именно Британия стала родоначальницей Паралимпийских игр для спортсменов-инвалидов, теперь же она устанавливает новую традицию сближения этих двух потрясающих спортивных праздников». Как известно, логотип лондонских Игр представляет собой стилизованное изображение цифр “2012”, выполненных в виде неправильных многоугольников. В первую двойку включено слово «Лондон», в ноль – изображение пяти олимпийских колец. Эмблема выполнена в четырех цветовых вариантах – синем, зеленом, оранжевом и розовом.