Четырехкратный олимпийский чемпион Александр Попов на удивление легко освоился в роли спортивного функционера. Он возглавляет физкультурно-спортивное общество «Локомотив», успевая при этом работать первым вице-президентом Всероссийской федерации плавания и заседать в комиссии спортсменов Международного олимпийского комитета. О том, что ждет российских пловцов на Олимпиаде в Пекине, о влиянии бывших атлетов на решения МОК и о своих собственных перспективах в качестве спортивного чиновника Александр Попов рассказывает в интервью журналу BOLSHOI sport.
В Афинах Россия осталась без золотых медалей по плаванию. Услышим ли мы российский гимн на Олимпиаде-2008?
Давайте повременим с олимпийскими прогнозами, а уж тем более – с выводами о современном состоянии российского плавания. Любые медальные планы давят на спортсменов. На собственной шкуре это испытал.
Что нужно сделать для прорыва на пьедестал в Пекине?
Лидерам сборной, за которыми тянутся остальные, необходимо проникнуться ответственностью. Ведь те же Юрий Прилуков и Аркадий Вятчанин, которые для роли лидеров просто созданы, пока не проявляют себя в этом качестве. Да и в методике подготовки нам нужно многое менять. За последние годы мы сильно отстали от ведущих сборных.
И каковы причины сложившейся ситуации? Кто виноват в нашем отставании?
Дело в том, что сегодня тренеры боятся проявлять инициативу. Ведь она все чаще бывает наказуема. Да и ответственность за результат никто брать на себя не хочет. Вот и нет результатов. Зато все научились объяснять поражения объективными причинами.
В Афинах единственную медаль в плавании для России завоевала Станислава Комарова. Затем у нее начался период жизненных метаний. Сможет ли ваш тренер Геннадий Турецкий вернуть российской сборной прежнюю Комарову?
К сожалению, Геннадий Турецкий не бог. Самой Стасе давно надо было для себя определить, что ей в жизни важнее: победы на дорожках или мелькание на обложках модных журналов. Не знаю, кто ей и что советовал, но свой громадный потенциал она и наполовину не реализовала. Сейчас ей и в сборную на Олимпиаду пробиться будет не так-то просто.
На последнем чемпионате России, проходившем в Санкт-Петербурге, многие пловцы выступали за два региона, а иногда и за два спортивных общества. В итоге один чемпион сегодня, по сути, кормит сразу четырех чиновников. Не тормозит ли подобный двойной зачет развитие российского плавания?
Пловцу все равно, что написано после его фамилии в протоколе. Ему нужен бассейн, возможность качественно восстановиться после тренировок и соответствующее финансирование. Наверное, неправильно, когда за спортивные успехи человека, давно уехавшего из родного города в поисках лучших условий, руководители получают какие-то дивиденды. Только подобная система сложилась очень давно, и спортсмены на нее никак повлиять не могут. И – могу утверждать это со стопроцентной гарантией – они даже не задумываются об этом.
За что отвечает во Всероссийской федерации плавания первый вице-президент Александр Васильевич Попов?
Курирую международные связи, но готов оказать любую практическую помощь нашим ведущим пловцам. И сбор помогу организовать, и совместные тренировки с зарубежными спортсменами, и просто всегда готов что-то подсказать исходя из своего опыта. Только ребята сами для себя должны решить, чего они хотят. Если медалей, то не должны роптать, что их передержали или неправильно готовили к главным стартам года.
Будучи еще действующим пловцом, вы вошли в комиссию спортсменов Международного олимпийского комитета и продолжаете работать в ней. Насколько повысилась сегодня роль атлетов в принятии решений МОК?
Сказать, что сегодня в мировом олимпийском движении нам принадлежит главенствующая роль, не могу. Есть определенные вопросы, входящие в компетенцию нашей комиссии, члены которой – как действующие спортсмены, так и те, кто недавно завершил выступления. Мы вырабатываем рекомендации, но не всегда МОК им следует.
Когда спортсмен еще выступает, можно ли определить, получится из него тренер, функционер или удачливый бизнесмен?
Теоретически, наверное, можно. Только на практике это не всегда получается. Я никогда не думал, что, закончив плавать, буду появляться на людях при галстуке и занимать места в президиуме. Английский язык, который во многом помог мне после завершения карьеры, выучил по необходимости, когда вслед за своим тренером уехал в Австралию.
Влиятельный спортивный функционер, почетный президент ОКР Виталий Смирнов как-то сказал, что именно вы способны восстановить утраченные позиции России в международных спортивных организациях. Как вы относитесь к такой оценке?
Это, конечно, аванс. Я не привык уходить от ответственности. Если за что-то берешься, нужно делать дело, и по возможности хорошо. Безусловно, в тот переходный период, который растянулся на полтора десятилетия, Россия лишилась многих позиций, которые завоевал в спортивном мире СССР. Удастся ли их восстановить и упрочить, большой вопрос. Постараюсь сделать все, что в моих силах, но пока у Виталия Георгиевича авторитет в МОК гораздо выше.
Проведя долгие годы за границей, как вы чувствуете себя в Москве?
Я никогда не отрывался от российских реалий и не стремился уехать навсегда. Даже когда меня пырнули ножом. Сегодня многое изменилось к лучшему, и в Москве я чувствую себя очень комфортно.
Многие специалисты прочат лавры главного триумфатора предстоящей Олимпиады американцу Майклу Фелпсу. Удастся ли ему в Пекине победить на восьми дистанциях?
Да он вроде бы даже на десяти собирается стартовать. Мне интересно наблюдать за заплывами с участием Фелпса, но вся эта шумиха – чисто американская PR-акция. От того, выиграет Майкл шесть золотых медалей или восемь, он не станет более или менее великим.
А для вас четыре олимпийские медали – это в самый раз?
Для любого спортсмена высшая награда – олимпийское золото. Я четырежды поднимался на высшую ступеньку пьедестала почета Олимпийских игр, трижды в Барселоне и еще раз в Атланте. Моя спортивная судьба сложилась вполне успешно – и количеством, и качеством завоеванных за карьеру медалей я доволен.