Технологиии рекордов

Большой спорт №4(24) Апрель 2008
Сергей Подушкин
«Быстрее, выше, сильнее» – следовать этому олимпийскому девизу спортсменам с каждым годом становится все сложнее и сложнее.

«Быстрее, выше, сильнее» – следовать этому олимпийскому девизу спортсменам с каждым годом становится все сложнее и сложнее. Еще бы, ведь возможности человеческого организма не безграничны. Однако сегодня во многих дисциплинах на помощь атлетам приходит наука. Благодаря техническим новшествам и современной экипировке устанавливать рекорды значительно легче. BOLSHOI sport представляет обзор самых технологически продвинутых олимпийских видов спорта.

Легкая атлетика / Беговые виды

Некоторые ученые утверждают, что ресурсы для новых достижений в беге практически исчерпаны. Однако рекорды на коротких, средних и длинных дистанциях все же периодически обновляются. Автором последнего яркого легкоатлетического события стал ямайский спринтер Асафа Пауэлл, в полуфинале турнира Гран-при IAAF в итальянском Риети пробежавший стометровку за 9,74 секунды. Более того, атлет заявил, что не слишком доволен результатом и чувствует, что может сделать это еще быстрее – за 9,68 секунды.

Конечно, многое в современной легкой атлетике зависит от фармакологии, причем не всегда разрешенной – неслучайно только в последнее время дисквалификации за употребление допинга подверглись такие спринтеры-звезды, как Мэрион Джонс и Джастин Гэтлин. Однако в ходу не только анаболики и стероиды, но и всевозможные технологические ухищрения, которые применяются даже в обыкновенных кроссовках. Созданная с учетом мельчайших анатомических особенностей ног конкретного спортсмена обувь, безусловно, помогает улучшить результат. Не стоят на месте и хозяева стадионов: они периодически обновляют покрытие дорожек и делают его все более и более комфортным для спортсменов. Еще в 1968 году на Олимпиаде в Мехико бегуны впервые опробовали тартановую дорожку – синтетическое покрытие на основе полиуретана, которое стелется на твердое основание. И поверьте, с тех пор наука шагнула далеко вперед.

После того как IAAF запустила турнир «Золотая лига» с рекордным призовым фондом в миллион долларов, у легкоатлетов всего мира появился серьезный аргумент бегать намного быстрее

Легкая атлетика / Прыжковые виды

Сверхсовременные кроссовки и пружинящие дорожки помогают не только бегунам, но и прыгунам (в длину, тройным, в высоту) набрать перед отталкиванием высокую скорость, что, несомненно, может прибавить к результату один-два лишних сантиметра. Самое большое число революционных преобразований про­изошло в последнее время в прыжках с шестом – конечно же, благодаря модернизации главного снаряда. Вплоть до середины XX века прыгуны покоряли планку с помощью бамбукового шеста, затем пришла эра металлических изделий, а следом и фибергласовых. Но все кардинально изменилось в 1980‑х годах, когда легендарный Сергей Бубка преодолел магический рубеж в шесть метров при помощи пластикового шеста новой конструкции и из нового материала, значительно превосходящего старый фиберглас. Определенные усовершенствования (хотя и минимальные) в конструкцию этих спортивных снарядов вносились и в последние пару десятилетий, однако пока никто из современных прыгунов превзойти Бубку не может.

Велоспорт

В велоспорте с его феноменальной конкуренцией на грани, а иногда и откровенно за гранью человеческих возможностей (недаром в нем так часты допинговые скандалы) дорога каждая секунда. Производители велосипедов уже давно ведут настоящую гонку вооружений, применяя все новые и новые технологии. Хромомолибден и алюминий уже в прошлом, отныне бал правят велосипеды из карбона. Благодаря этому одновременно сверхпрочному и сверхлегкому материалу (к тому же поглощающему вибрации) профессиональные гоночные велосипеды сейчас чрезвычайно мало весят: не более четырех-пяти килограммов. Это позволяет развивать на прямой скорость до 80 км / ч (во время финишных спринтов). Постоянно ведутся и исследования в области аэродинамики. Получили развитие и новые конструкторские решения: в частности, «звездочки» порой используют не круглой, а овальной формы. В гонках с раздельного старта и на треке частенько отказываются от спиц – колеса наглухо «закрывают» карбоном для увеличения инерции и аэродинамического эффекта. Все это помогает ставить фантастические рекорды – к примеру, в гите на 1000 метров. В октябре 2001 года француз Арно Турно смог впервые преодолеть дистанцию меньше чем за минуту: за 58,875 секунды.

Плавание

Динамика достижений в плавании в последние годы куда выше, чем даже в таком «медалеемком» олимпийском виде, как легкая атлетика. И связано это не только с новыми методиками тренировок, но и с современными технологиями плавательной одежды. Еще десять лет назад специалисты по гидродинамике, работающие на крупные спортивные бренды, были уверены, что для наилучшего результата пловцу достаточно закрыть торс и ноги до колен (при этом спортсменов даже заставляли брить незащищенные поверхности тела). Первой такое облачение предложила компания Speedo. Но со временем выяснилось, что совершенно гладкая лайкра не столь эффективна, как изначально казалось. В начале 1990‑х ученые выяснили, что неровная поверхность в воде обладает намного меньшим сопротивлением. В результате все производители профессиональных плавательных костюмов принялись искать идеальный «шершавый» вариант. Первопроходцем здесь вновь стала Speedo. Костюмы Fastskin и Fastskin FSII, разработанные ее специалистами, были оснащены V-образными чешуйками, имитирующими шкуру скоростных морских хищников. Помимо этого, поперек груди спортсмена предлагалось расположить резиновые кольца, призванные уменьшить сопротивление воды и более четко контролировать положение и вибрацию соответствующих мышц. Как заявляют разработчики, они способны снизить трение о воду на целых 4 процента. В 2004 году на Олимпиаде в Афинах сборная Австралии выступала именно в такой экипировке.

Лыжные гонки

Казалось бы, еще совсем недавно даже профессионалы бегали на деревянных лыжах. Но в последние пару десятилетий благодаря новым технологиям лыжи изменились до неузнаваемости. Современные гоночные пластиковые – более скользкие и более легкие: одни фирмы-производители для этого применяют «соты», другие – синтетический пенный наполнитель. Скользящую поверхность изготавливают из аморфного полиэтилена с высоким молекулярным весом, а палки – из углепластика. Выбор смазок тоже становится все шире, и для нахождения оптимального решения на соревнованиях ведущие лыжные сборные сопровождаются целыми бригадами «смазчиков».

Прыжки с трамплина

В последние десятилетия «летающие» лыжники ставят все новые и новые рекорды дальности, и это несмотря на жесткие технические ограничения и заботу о безопасности спортсменов. Прорыв произошел в конце 1980‑х годов, когда швед Ян Боклев продемонстрировал на соревнованиях революционную технику: лыжи в полете он держал не параллельно, а разводил в форме буквы V, достигая оптимальной аэродинамики. Новые синтетические комбинезоны практически не пропускают воздушные потоки и позволяют буквально «ложиться» на них. Регулярно модернизируются (но строго в рамках технического регламента) лыжи и их крепления, совершенствуются смазки. Благодаря всему этому скорость на горе разгона постоянно возрастает. Увеличиваются и сами трамплины, конфигурация которых также меняется. Их строят теперь более вытянутыми, что позволяет и улетать дальше, и более комфортно чувствовать себя при приземлении. Если раньше Олимпиады проводили на трамплинах высотой 70 и 90 метров, то теперь – 90 и 120 метров. Да и то состязания на 90‑метровых сооружениях можно пересчитать по пальцам, зато в моду постепенно входят гигантские 180‑метровые, во главе со знаменитой «Летальницей» в словенской Планице. Именно там норвежец Бьорн Эйнар Роморен установил в 2005 году мировой рекорд, прыгнув на 239 метров. А ведь еще лет пятнадцать назад о полете за 200‑метровую отметку никто и не мечтал.

Тяжелая атлетика

Какую форму из новых материалов ни надевай, штанга от этого легче не становится. Поэтому тяжелоатлетам для новых рекордов приходится экспериментировать с методиками тренировок, совершенствовать технику рывка и толчка. Впрочем, здесь им (как и в развитии необходимых групп мышц) могут помочь современные силовые тренажеры, совершенствование которых сегодня идет полным ходом.

Конькобежный спорт

то, наверное, самый богатый на рекорды вид спорта. Сейчас женщины без труда бьют мужские достижения 25–30‑летней давности. С чем это связано? Во-первых, в середине 1990‑х в обиход вошли новые революционные коньки – так называемые слэп-скейты, или клаппы, улучшаюшие результат на 5–8 процентов. Такая модель отличается от традиционной тем, что лезвие не жестко прикреплено к ботинку, а соединено с ним лишь в передней части специальным шарниром. Благодаря этому спортсмен скользит по льду до окончания отталкивания, а задняя часть ботинка отрывается от конька, позволяя активно использовать икроножные мышцы. После толчка лезвие при помощи специальных пружин возвращается в исходное положение.

На коньках для конькобежного спорта не должно быть никаких дополнительных зубцов, ведь они увеличивают сопротивление при движении и потому могут ухудшить результат

Однако коньки коньками, но рекорды обусловлены не только ими. Во-первых, катки теперь располагаются под крышей, где не мешает непогода, к тому же при помощи холодильных установок можно создать идеальную для льда температуру. Профессиональные «ледовары» даже воду стараются использовать особую – «быструю». Совершенствуются и аэродинамические свойства комбинезонов. Как следствие, рекорды бьют каждый год. К примеру, у мужчин время прохождения дистанции 1000 метров за последние десять лет сократилось на три с лишним секунды (с 1.10,67 до 1.07,00), у женщин – на три (с 1.16,07 до 1.13,11).

Бобслей

Этот вид спорта не зря величают «Формулой-1» на льду. Инженеры ведут постоянную борьбу за то, чтобы улучшить результаты спорт­сменов на сотые и десятые секунды. В современном бобслее цена одного снаряда вместе с коньками может достигать 70–80 тысяч евро. Сегодня конструкторы (обычно это специализированные отделения небольших фирм) изготавливают бобы из композитных материалов, например карбона, особо обращая внимание на аэродинамику и стараясь максимально снизить вес болидов. Все это улучшает управляемость на дистанции и увеличивает скорость (на отдельных участках трассы до 130–140 км / ч). У каждой команды есть целая группа технической поддержки, которая помогает пилотам отладить боб, подобрать наиболее подходящие под конфигурацию трассы и погодные условия коньки.

Стрельба

Конечно, точность стрельбы зависит прежде всего от твердости рук, зоркости глаз и психологической устойчивости, но при прочих равных удобное оружие может решить судьбу медалей. Сейчас спортивные винтовки и пистолеты специально «подгоняют» под запросы элитных стрелков. Те могут выбрать по собственному усмотрению рукоятку пистолета, ложе винтовки, отрегулировать прицел, применить другие дополнительные настройки. Повысилась надежность оружия, и, как следствие, значительно меньше стало функциональных сбоев на соревнованиях.

Не стоит на месте и стрельба из лука. Современные Робин Гуды применяют ультрасовременные стрелы с вольфрамовыми наконечниками, что увеличивает точность выстрела и обеспечивает более четкую фиксацию стрелы в мишени. Кроме того, в оперении стрел теперь вместо пластика используется синтетический материал фланид, благодаря чему увеличивается скорость полета и гасятся колебания от тетивы.

Парусный спорт

Современные яхты – удел не только мультимиллионеров, но и спортсменов. И если первые гонятся за комфортом, то вторые – за скоростью и маневренностью. В этом им помогают технологические новинки. С начала 1990‑х годов получили распространение мачты из углеволокна, которые хотя и дороже в несколько раз алюминиевых, но зато значительно легче и жестче их. С помощью компьютерных технологий можно еще на этапе проектирования смоделировать мачту идеальной аэродинамической формы. Паруса в последние два десятилетия тоже стали изготавливать из новых материалов – тканей с ламинированием. Такие конструкции больше сопротивляются растяжению и дольше держат форму.

Использование новых материалов и технологий сделало парусный спорт еще более дорогим. Так, углеволоконная мачта стоит в среднем в семь раз дороже алюминиевой