Профессиональный спорт – это всегда работа на грани, на пределе и до самого изнеможения. Боль сопровождает спортсмена почти постоянно, изо дня в день, на тренировках и соревнованиях. И чтобы стать первым, сначала нужно победить свое собственное тело, запретить себе страдать. Журнал BOLSHOI sport представляет тех, кому это удалось, кто, несмотря на травмы и увечья, смог вновь выйти на стадион или ринг. И именно они, вернувшиеся в большой спорт после тяжелейших травм и повреждений, и есть, по сути, самые главные и непобедимые чемпионы.
Самый популярный в мире вид спорта – футбол – вместе с тем и один из наиболее опасных. Постоянно вступающие в жесткий контакт игроки защищены чисто символически. Щиток на голени – вот единственное средство, призванное уберечь футболиста от травм. Но сколько прекрасных мастеров вынуждены были преждевременно закончить карьеру из-за тяжелых повреждений голеностопа или колена! В 2000 году казалось, что этот печальный список пополнит Хенрик Ларссон – 29-летний нападающий сборной Швеции и шотландского Celtic. В матче Кубка UEFA против Lyon он сломал ногу сразу в двух местах, и многие свидетели этого страшного инцидента поторопились перевести его в разряд «бывших». Однако Ларссон и не думал прощаться со спортом: восемь месяцев интенсивного лечения позволили ему снова вернуться на поле – в возрасте, который в футболе принято считать уже ветеранским. Возвращение Хенрика было поистине триумфальным: в составе своего клуба он выиграл еще шесть национальных турниров, при этом трижды получил титул лучшего бомбардира чемпионата, после чего с успехом выступал за такие великие клубы, как Barcelona и Manchester United. А за сборную забивал на всех крупных турнирах, установив выдающийся рекорд: участвуя в трех чемпионатах мира и трех первенствах Европы, он ни разу не возвращался домой без голов. И даже сейчас, в 36 лет, играя на родине в Halsingborg, этот футболист сохраняет потрясающую результативность.
Среди индивидуальных видов спорта наиболее опасным считается горнолыжный. Но австрийцу Герману Майеру, похоже, этого всегда было мало, и в свободное время он любил гонять на мотоцикле. Одна из поездок в августе 2001 года закончилась трагически: в результате столкновения с автомобилем нога лыжника была практически раздроблена, и доктора даже подумывали об ампутации. С помощью множественных операций ее удалось собрать по кусочкам, но мало кто мог тогда представить, что Майер когда-либо вновь покажется на склоне. Однако Герман опять проявил характер, некогда сделавший его великим чемпионом: достаточно вспомнить Олимпиаду-98 в Нагано, когда через несколько дней после страшного падения в скоростном спуске он, еще не полностью залечив ушибы и ссадины, выиграл супергигант и гигантский слалом. После автокатастрофы спортсмену пришлось пропустить два сезона, в том числе Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити, но почти сразу же после возвращения в январе 2003 года он вновь начал побеждать. Первый успех на этапе Кубка мира Майер праздновал уже спустя две недели, а в сезоне 2003/2004 завоевал большой Кубок мира в общем зачете (в четвертый раз за карьеру) и малый в супергиганте (в пятый раз). А в 2005 году он сумел превзойти эпохальный рубеж в 50 побед на этапах. Лыжник продолжает выступать до сих пор, хотя недавно ему исполнилось 35 лет.
Еще один великий австриец – теннисист Томас Мустер в свое время удостоился титула «короля грунтовых кортов». Казалось бы, теннис не причислишь к опасным видам спорта. И действительно, 22-летний игрок получил тяжелейшие повреждения не на корте. Дело было в 1989 году в США: Мустер только что одержал победу над Яником Ноа в полуфинале турнира в Ки-Бискейне (сегодня этот турнир называется Miami Masters Series), получив право встретиться в решающем поединке с первой ракеткой мира Иваном Лендлом. Но финальный матч не состоялся: накануне вечером Томас, гуляя по городу, попал под колеса грузовика, управляемого пьяным водителем. Его срочно доставили в Вену, где была сделана сложная операция на раздробленном колене, и спустя всего лишь полгода теннисист смог вернуться на корт. Столь стремительному восстановлению способствовала удивительная решительность, с которой Мустер приступил к тренировкам едва ли не сразу после операции. Для него сконструировали специальное кресло, позволявшее держать больную ногу в горизонтальном положении, и, полусидя в этом кресле, спортсмен ежедневно тренировался по несколько часов. В результате мир получил игрока, которого многие считают лучшим специалистом по грунтовым кортам в истории. В 1999 году Томас завершил блистательную карьеру, включившую в себя 44 победы в турнирах (ее вершиной стал триумф на Открытом чемпионате Франции 1995 года), первую строчку в мировой классификации и ряд выдающихся рекордов.
Пожалуй, еще более тяжелые испытания выпали на долю Моники Селеш. В апреле 1993 года 19-летняя теннисистка оказалась в центре трагического инцидента: во время матча на турнире в Гамбурге, сидя в кресле в перерыве между геймами, она подверглась нападению некоего Гюнтера Пархе – неуравновешенного поклонника Штеффи Граф. Раздосадованный тем, что Селеш трижды выигрывала у Граф в финалах турниров Большого шлема, Пархе ринулся с трибуны к корту и воткнул нож в спину девушке (за что впоследствии не понес никакого наказания, так как суд признал его невменяемым и отправил на принудительное лечение). Сама по себе травма оказалась не слишком опасной и была залечена в течение нескольких недель. Но куда тяжелее были последствия для психики Селеш, которая не выходила на корт более двух лет и неоднократно заявляла, что не выйдет вообще никогда. И все же долгие занятия с психологами и характер великой чемпионки сделали свое дело: спортсменка вернулась и начала побеждать. Успех вновь пришел к ней в августе 1995 года. Всего же за почти восемь лет второго этапа своей карьеры Моника выиграла 21 соревнование, включая и Открытый чемпионат Австралии в 1996-м – это был ее девятый триумф в турнирах «Большого шлема». Но, к несчастью, достичь прежнего уровня, когда ей не было равных на планете, теннисистка уже не смогла. Она потихоньку ушла со сцены, хотя официально объявила о завершении карьеры лишь 14 февраля этого года.
Карьера итальянского автогонщика Алекса Дзанарди не слишком примечательна с точки зрения достижений. Он пробовал свои силы в «Формуле-1», но без особых результатов. Более плодотворным был для него промежуточный период выступлений в американской серии CART, где он быстро обрел популярность и начал завоевывать титулы. Одержав дюжину побед, Алекс дважды – в 1997 и 1998 годах – становился чемпионом по итогам сезона. Кстати, именно он придумал тогда необычный способ отмечать успех, заставляя свой болид крутиться волчком и рисовать шинами на асфальте черные круги, называемые в народе «пончиками». Этот трюк переняли многие гонщики. Но 15 сентября 2001 года на трассе в Германии Дзанарди чуть не погиб: выезжая из бокса, он столкнулся с машиной Алекса Тальяни, несшейся со скоростью свыше 330 км/ч. Болид Дзанарди разлетелся на мелкие кусочки, сам спортсмен потерял много крови и чудом остался жив лишь ценой ампутации обеих ног. Но трагедия не сломила его: не довольствуясь теми протезами, которые предлагала медицинская промышленность, он сконструировал свои собственные и в 2003 году смог снова сесть за руль, а в 2005-м одержал и первую победу после возвращения – на машине с ручным управлением. Продолжая выступать в автогонках и поныне, Алекс пробует свои силы и в других видах спорта. Так, на знаменитом Нью-Йоркском марафоне 2007 года он занял четвертое место среди инвалидов-колясочников.
Скорости в велоспорте значительно ниже, чем в автогонках, однако и здесь нередко случаются тяжелейшие падения и столкновения, порой даже уносящие жизни. Марко Пантани, некогда популярнейший итальянский спортсмен, в начале 1990-х шедший к вершине славы, стал жертвой страшной катастрофы во время гонки 1995 года Милан – Турин. Двойной перелом ноги должен был поставить крест на карьере 25-летнего мастера, уже тогда считавшегося одним из величайших горных гонщиков в истории. Но в щуплом теле Пантани (рост 172 см, вес 57 кг) жил несгибаемый дух бойца, и «Пират», как прозвали его поклонники, сумел преодолеть последствия тяжелой травмы. В 1998 году он одну за другой выиграл две сложные многодневки – Giro d’Italia и Tour de France. Но то, чего не смогла сделать физическая травма, сделала моральная. В 1999 году Пантани был в шаге от новой победы в Giro d’Italia, когда его сняли с гонки из-за повышенного уровня гемоглобина в крови. Часто такие симптомы становятся следствием приема запрещенного препарата – эритропоетина, но в случае с Пантани этот факт доказан не был. Его отстранение мотивировали заботой о здоровье гонщика. Однако пережить такой удар по самолюбию «Пират» не сумел. Его результаты резко ухудшились, а в 2004 году мир был шокирован известием о безвременной кончине Марко от сердечного приступа. Как выяснилось впоследствии, причиной могло стать чрезмерное увлечение кокаином: гонщик, когда-то победивший травму, не нашел в себе сил сопротивляться жизненным проблемам.
Разговор о героях спорта, победивших тяжелейшие травмы, можно вести бесконечно. Многим, увы, так и не удавалось полностью излечиться – что, однако, не мешало им добиваться больших успехов. Несколько лет был вынужден играть с травмой великий голландский футболист Марко ван Бастен, заявивший по окончании карьеры: «Мне грустно расставаться с футболом, но теперь, по крайней мере, я знаю, что такое жить без постоянного ощущения боли». То же самое мог сказать о себе и несравненный баскетболист Арвидас Сабонис, долгие годы выступавший, в том числе и в NBA, на уколах из-за постоянных проблем с коленом и ахилловым сухожилием.
Но не только с травмами приходится бороться спортсменам. Наряду с простыми смертными, не подвергающими свои тела нечеловеческим нагрузкам, они подвержены и тяжелым болезням, с которыми зачастую невозможно просто вести нормальное существование, не говоря уже о занятиях спортом высших достижений. И тем не менее удается побеждать и такие недуги. Инга Артамонова, выдающаяся советская конькобежка с трагической судьбой, выигрывала чемпионаты мира и устанавливала мировые рекорды, невзирая на туберкулез. Американский велосипедист Лэнс Армстронг победил рак, пережил ампутацию яичка, операцию на головном мозге и многочисленные сеансы химиотерапии, чтобы вернуться в седло и семь раз выиграть Tour de France. Британский гребец Стивен Редгрэйв, больной тяжелой формой диабета и вынужденный чередовать тренировки с инъекциями инсулина, не бросил карьеру, ознаменованную в итоге пятью победами на Олимпийских играх. И этот список можно продолжать и продолжать.