10 марта полузащитник «Зенита» Сергей Семак провел свой 453-й матч в чемпионатах России по футболу, став рекордсменом отечественных первенств по их количеству. Поздравив Сергея Богдановича с уникальным достижением, корреспондент «Большого спорта» поинтересовался у Семака секретами спортивного долголетия, а также узнал, в каком ключе хавбек воспитывает своих семерых детей, что думает об идее провести совместный украинско-российский чемпионат и причинах не самого удачного старта «Зенита» в новом году.
Вы знали, что приближаетесь к рекордным показателям Дмитрия Лоськова?
Во время отпуска Владислав Радимов сказал, что мне остался один матч, дабы превзойти достижение Дмитрия. Так что о грядущем рекорде (при условии, что Лоськов не будет участвовать в официальных матчах) я знал, но важности этому факту не предавал. За рекордами индивидуального плана не гонюсь, был бы совсем не против, останься лидерство у полузащитника «Локомотива».
Вы бы смогли, как Лоськов, только числиться в команде, но не выходить на поле?
Может, он только сейчас не играет, а в следующем матче выйдет в основном составе? Футбол непредсказуем. Любой скажет, что появляться на поле лучше, чем сидеть на скамейке запасных. Но выбор состава – прерогатива тренера. Возможно, в недалеком будущем и у Лоськова, и у меня все изменится.
Ваш ровесник Радимов давно завершил карьеру, вы же по-прежнему на ведущих ролях. В чем секрет спортивного долголетия?
Факторов много: травмы, склонность к лишнему весу, психологический аспект. Мне повезло и в плане востребованности, и в плане здоровья. По-настоящему тяжелых травм не случалось, хотя по причине повреждений и выпадал на длительный срок, приходилось восстанавливаться, догонять одноклубников.
У вас в семье семеро детей. Экономическая составляющая не является одним из секретов длительной карьеры?
Всех денег не заработаешь, это не основная причина, по которой я играю в футбол. Главное – получать удовольствие. Я застал разные времена, в том числе и те, когда футболистам не платили больших гонораров. Друзьям, с которыми начинал, в этом плане не повезло – обеспечить себя игрой в футбол они не смогли. Денег нужно столько, чтобы хватало на поддержание того образа жизни, к которому ты привык. Если говорить обо мне лично, то большое количество людей в семье влечет за собой дополнительные расходы. Пока есть возможность, позволяем себе некоторые вещи: няни, частные детские сады. Уменьшится уровень дохода – изменим привычки. Я проблем в этом не вижу. Нынешних средств достаточно для того, чтобы прокормить семью, а в дальнейшем каждый ребенок сможет сам выбирать себе жизненную тропу, путь, на котором он сможет реализовать себя.
Владимир Потанин решил передать более половины своего состояния на благотворительность, заявив, что если у его детей окажется много денег, не будет стимула их зарабатывать…
Не думаю, что финансовая составляющая – главная мотивация для самореализации. Если говорить о спорте, я бы отметил характер и силу воли. Когда они есть, можно многого достичь. В плане воспитания придерживаюсь строгой позиции: детям надо дать образование, а остального им следует добиваться своим трудом. Кормить их до старости родители не будут. В семье должны присутствовать дисциплина, послушание. Дети обязаны делать ту часть работы, которая лежит на них: ходить в садик, заниматься с педагогами, помогать родителям…
Ваш старший сын всерьез увлекается футболом. Собирается пойти по стопам отца?
Он живет в Москве, но профессионально спортом уже не занимается. Ему нравятся футбол, баскетбол, гандбол, однако спортсменом вряд ли станет. Другой мой сын занимается в академии «Зенита», хотя говорить о том, что из этого получится, еще рано. Задача родителей – дать детям возможность попробовать себя во многих сферах: спорте, музыке… Они сами выберут, что больше подходит.
Ваши братья профессионально играли в футбол. Если аккумулировать их опыт и ваш собственный, посоветовали бы мальчишкам идти в спорт?
Лично я – скорее нет, чем да. Но если такое желание появится, отговаривать не стану. Наоборот, постараюсь всячески помочь в его реализации.
В каком возрасте видно, стоит ли продолжать занятия футболом?
Даже в 7–9 лет заметно, есть ли у мальчика необходимые способности. Некоторые из них можно развить, другие – нет. Если ситуация совсем плачевная, лучше сказать сразу. Но когда задатки имеются, даже уступающий сверстникам ребенок в другой возрастной период может резко шагнуть вперед. Здесь важно, насколько он умеет впитывать информацию, как выстроен тренировочный процесс.
Как считаете, через сколько лет падет ваш рекорд по количеству матчей в сильнейшем дивизионе российского футбола?
На то рекорды и существуют, чтобы их бить. Я не думаю, что в прошлых десятилетиях игроки раньше заканчивали карьеру потому, что им меньше платили. Финансовый стимул, конечно, играет роль в футбольном долголетии, но далеко не решающую. Я вижу много талантливой молодежи. Казалось, тренируйся, работай, и откроются широчайшие горизонты, в том числе материальные. А парни довольствуются малым. Значит, у них другие приоритеты. Мне кажется, это хорошо, что люди стали более раскрепощенными, чем во времена СССР. Рамки, существовавшие в тот период, были излишне жесткими. С другой стороны, тогда людей мотивировал запредельный патриотизм, сила воли, которых у нынешней молодежи в массе своей нет.
В чем вы видите типичные ошибки юных игроков?
Всегда нужно трудиться, работать. И выходить на поле в официальных матчах. Молодежи, оказывающейся в «Зените», приходится сложно. Для того чтобы с ходу пробиться в основной состав, нужно обладать недюжинным талантом. Уровень игроков в клубе высок, и выдержать конкуренцию молодому парню невозможно. Надо окрепнуть, тренируясь с мастерами. А если видишь, что в этой команде будущего в плане попадания в основной состав нет, нужно переходить в другую. Набираться игровой практики, ибо без нее сложно вырасти в большого футболиста.
Вы удивились новости о грядущем переходе в «Зенит» Ивана Соловьева?
Я не слежу за трансферными новостями. Исходя из необходимости выпускать на поле определенное количество россиян, не вижу ничего удивительного в том, что клуб хочет заполучить как можно больше талантливых игроков с отечественным паспортом. Круг мастеров, соответствующих необходимым требованиям, ограничен рамками сборной страны (плюс несколько человек), поэтому логично, что команды переключились на перспективную молодежь. Тем более что ее не так и много.
Будь вы в возрасте Ивана, пошли бы в «Зенит»?
Не берусь проводить параллели. У каждого своя мотивация. Думаю, у Соловьева она есть. Он взвесил все плюсы и минусы такого решения.
Вы являетесь уроженцем Украины. Как относитесь к идее организации совместного футбольного чемпионата с этой страной?
Пока сложно сказать, во что это выльется. Если речь идет о совместном чемпионате, это один расклад. Возникают опасения, что упадет уровень клубов, которые не попадут в сильнейший дивизион совместной лиги. Если появится отдельный турнир топ-клубов, то получится совсем другая ситуация и в таком случае придется искать окна в календаре. Но идея интересная: многие с ностальгией вспоминают союзный чемпионат, противостояние различных футбольных школ.
Как известно, с идеей создать совместную лигу выступил патрон «Зенита» Алексей Миллер. Руководство клуба не интересовалось мнением игроков? Может, проводили анкетирование?
Ничего подобного не происходило. У каждого футболиста свое мнение, единого нет. Мое основано на том, что я застал чемпионат СССР, видел, каким он был. У более молодых игроков такого опыта нет.
Чем объясните не слишком удачное выступление «Зенита» в начале 2013 года?
К сожалению, заключительный отрезок 2012 года нам также сложно занести в актив. Команда ищет свою игру. В состав влились новые футболисты, меняется рисунок игры, тактическая схема. Чтобы почувствовать друг друга, все настроить, требуется время.
Досье / Сергей Семак