Вместе с третьим кругом чемпионата России увидел свет многострадальный проект закона о болельщиках, над которым, словно над златом, уже не первый год чахнут отечественные чиновники. Причем не только футбольные. Обозреватель «Большого спорта» решил разобраться, кому и зачем нужен подобный свод правил, вокруг которого было сломано столько копий. И главное – когда он наконец будет принят.
Великая вещь традиции. А совковые – и подавно. К нашему глубочайшему сожалению, чиновничий народ в родном отечестве продолжает жить и бодрствовать по всем нам давно набившему оскомину принципу «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Уму непостижимо, почему все в России делается исключительно постфактум. Комитеты, отвечающие за целостность кровли, причем как в прямом, так и в переносном смысле, принимаются за ремонт лишь после стихийных бедствий, поправки в Уголовный кодекс вносятся в результате кричащих преступлений… Вот и восстановление профильных программ по взращиванию в молодежной среде космополитизма и толерантности случилось лишь после памятных событий на Манежной площади. И исключительно по указке первого лица страны. Чем ревизоры занимаются в другое время – непонятно.
Футбол в последние годы оставался за рамками жизнедеятельности добропорядочных граждан. В народе укоренилось мнение о том, что на стадион ходят лишь агрессивные молодые люди, желающие самореализоваться исключительно на трибунах. Считалось, что в последние годы процент подобных персонажей, для которых игра всегда была в лучшем случае на втором плане, неизменно рос. Дело дошло до того, что на аренах начали появляться семейные сектора, где родители могут не беспокоиться не только о собственной безопасности, но и о том, что их чадо в процессе наблюдения за футболом может пополнить свой словарный запас табуированными выражениями.
Появление подобных «анклавов безопасности» стало неофициальным признанием царства насилия и хулиганства, которое, словно монголо-татарское иго, поглотило трибуны отечественных спортсооружений. Организаторы заранее определили места, где нормальным людям с детьми будет некомфортно наблюдать за происходящим на поле. Причем подобных «масонских лож» в последнее время становится все больше и больше. Если раньше хулиганство не распространялось дальше фанатского «виража» за воротами, то теперь запрещенные выражения и незаконные действия все чаще применяются на практике и в более благополучных секторах.
Атмосфера на российских стадионах накалялась буквально не по дням, а по часам. В 1990-е ОМОН активно пытался зарубить ситуацию на корню, вступая в прямой контакт с фанатами на трибунах. Тщетно. В нулевые ситуация изменилась: активность «космонавтов» заметно упала, драк непосредственно на секторах стало меньше, что дало возможность латентным силам захватить освободившееся место в мозгах лидеров ультра-движения, задав им политическое и социальное наполнение. Результаты не заставили себя долго ждать: фанаты начали устраивать консолидированные акции в поддержку преступников, выражали свою позицию по национальным вопросам, по поводу и без вспоминая покойников, в числе которых самой популярной фигурой стал «дедушка» Гитлер.
Идея свода правил, который наконец ограничит фанатскую вакханалию конституционными рамками, долго будоражила умы наших чиновников. Первые шаги были сделаны в 2008 году, когда МВД России инициировало подготовку двух законопроектов, касающихся общественной безопасности на спортивных мероприятиях. Исполняющий обязанности начальника департамента охраны общественного порядка Михаил Артамошкин заявлял, что через год в правительстве будет рассматриваться законопроект о государственном контроле оборота пиротехнических изделий. Стадионы внесли в перечень мест, где использование пиротехники планировалось запретить. Также проект предусматривал запрет размещения на секторах плакатов и баннеров размером более чем два на полтора метра.
В 2009 году первый заместитель внутренних дел Михаил Суходольский выражал полную уверенность в том, что в конце 2010-го свод правил, регулирующих поведение фанатов на трибунах, будет принят и введен в действие. С учетом того, что в июле на заседании правительственной комиссии по законопроектной деятельности были утверждены и концепция, и проект технического задания, до сих пор непонятно, что, собственно говоря, случилось с бумагами после и по какой причине жизненно важный для российского общества букварь вновь оказался задвинутым в самый дальний ящик. Ящик Пандоры.
А как же ВОБ, спросите вы? Зачем нужно было в 2007 году учреждать фанатское объединение, вся история которого состоит из череды склок и скандалов? Не господин ли Шпрыгин со товарищи должен был встать с тем рупором, к которому должны прислушаться его куда менее вменяемые собратья? В вопросах слишком много риторики. Справедливости ради стоит отметить, что Каманча встал. Только до сих пор непонятно, с какой стороны. Словно опытный партийный аппаратчик, он на протяжении вот уже шести лет пытается, будто маркитанская лодка, лавировать между государственных скал и фанатских бурунов, поддерживая то одну, то другую сторону. Но, похоже, доблестному плаванию капитана Александра Шпрыгина приходит конец. Одним из последних «индейских» предупреждений стали обыски, которые в минувшем декабре прошли в штаб-квартире ВОБа. Основной причиной тому стала неоднозначная выходка, в результате которой пострадали футболисты «Динамо», обстрелянные на своей базе из пейнтбольных ружей. «Охотников» так и не нашли, но в фанатской среде бытует мнение, что инициатором акции стало ближайшее окружение президента Каманчи.
Еще одним тревожным звоночком стало учреждение в начале февраля этого года отдела по работе с болельщиками, который был организован при МВД России. По итогам личной беседы автору этих строк глава новообразования Сергей Борисов показался вполне вменяемым человеком с четким и адекватным взглядом на фронт работы. Что удивило больше всего, он быстро и без запинки сыпал не только фанатским сленгом, но и кличками профсоюзных лидеров. Все это дает надежду на то, что на этот раз подход к ситуации окажется куда более толерантным и глубоким, нежели это случалось ранее. Факт, что от Шпрыгина и его ВОБа власть устала. Теперь взаимодействием с болельщиками будут заниматься люди, с которых всегда можно потребовать отчет о проделанной работе. Во многом именно от труда полковника Борисова и будет зависеть, когда увидит свет пресловутый закон о болельщиках, проект которого с начала марта доступен на сайте РФПЛ.
Сами фанаты, разумеется, отнеслись к подготовке подобного законопроекта с опаской и недоверием. Прежде всего потому, что ответственность за проделки на трибунах планируется переложить именно на их хрупкие плечи, ибо клубы уже устали оплачивать чужое хамство. Захотелось бросить файер или вербально задеть национальность оппонента – будь добр лично ответить перед законом с привлечением всех необходимых доказательств. Отныне клубы будут действовать в негласном союзе с органами МВД и выявлять нарушителей порядка с предоставлением документов. Технические требования к аренам премьер-лиги уже предусматривают наличие видеокамер высокого разрешения, позволяющих четко и своевременно идентифицировать любого акционера. Кроме того, согласно законопроекту, эта норма приведет к формированию единых списков органов правопорядка и футбольных клубов, в которых будут содержаться фамилии хулиганов, драчунов и провокаторов. Им проход на стадион будет закрыт. По крайней мере, на время.
С другой стороны, где гарантии, что с введением подобного контроля представители нашей славной полиции не будут вязать всех подряд, ибо большинство из них хулиганом считает каждого, кто так или иначе принадлежит к фанатской тусовке. За нарушения положений документа у болельщиков в любой момент могут быть изъяты билеты или абонементы без возмещения их стоимости. А это уже серьезно. Кроме того, штраф за «нарушение правил поведения зрителей на объектах спорта соревнований, повлекшие причинение значительного ущерба», может достичь трехсот тысяч рублей. Не дополнительный ли это повод нажиться? Сомнительным выглядит и предложение продавать билеты по паспортам, которое серьезно может увеличить и без того немалые очереди за квитками. Впрочем, к подобной мере из столичных клубов пока решил прибегнуть лишь «Локомотив».
По словам председателя комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи Игоря Ананских, в ближайшее время Государственная дума рассмотрит аж три альтернативных варианта закона о болельщиках. Все они являются аутентичными и, как следствие, должны рассматриваться одновременно. Но так как они вносились в разное время, нужно подготовить каждый из них для обсуждения депутатами. Ожидается, что в марте-апреле этот законопроект будет принят. На начало апреля по этому вопросу также запланировано проведение ряда парламентских слушаний. Главное, чтобы эти три варианта не превратились в итоге в басню про лебедя, рака и щуку, когда все хотят, но в итоге не могут.
Свод правил поведения на трибунах нужен, и это признают обе стороны конфликта. И не только потому, что в 2018 году в России пройдет чемпионат мира, который должен быть организован в том числе и с точки зрения соблюдения правопорядка как на трибунах, так и за их пределами. Будем надеяться, что этот закон, который, как ожидается, примут до конца весенней парламентской сессии, поможет и полиции и фанатам наконец почувствовать взаимное уважение, которого им в последнее время так сильно не хватало.