В последние годы попасть в «Формулу-1» без финансовой поддержки стало невероятно сложно даже сверходаренным пилотам. Гонка технических вооружений, все с большим размахом разворачивающаяся в «королевском классе», требует от команд постоянной финансовой подпитки. Тогда как спонсорский поток все активней пересыхает – таковы последствия мирового финансового кризиса. В результате спортсменам волей-неволей приходится искать покровителей, которые бы поручились за талант дензнаками. Ведь в такой комбинации радужным перспективам пилотов любая «конюшня» принимается верить куда охотнее, нежели простой статистике былых побед. Соответственно, и место за рулем – при прочих равных с конкурентами – предоставляет в первую очередь. Дабы не быть голословным, «Большой спорт» приводит досье на «рента-драйверов», имевших наиболее интересных покровителей в новейшей истории «Больших призов».
Спонсор: нефтегазовый концерн Petroleos de Venezuela
Уроженец венесуэльского Маракая дебютировал в элитном автоспортивном классе два года назад благодаря протекторату самого влиятельного земляка на планете. Президент Венесуэлы Уго Чавес, на тот момент еще пребывавший в добром здравии, всячески заботился не только о благосостоянии соотечественников и борьбе с имперским злом США, но и о мировом продвижении своей страны. Посему загорелся идеей внедриться в столь глобальный рынок, как «Формула-1», едва появилась такая возможность.
«Торговым представителем» южноамериканской державы стал Пастор Мальдонадо, увенчавший путь к вершине через минорные «формулы» победой в серии GP2 2010 года. По идее после таких викторий переход на наивысшую ступень иерархии должен происходить сам собой, сообразно законам логики. Однако пилоту, как и многим его коллегам по цеху в последние годы, определенно не хватало мастерства для равноправной конкурентной борьбы с элитой. Собственно поэтому команды и не торопились заключать с Пастором договор. Дело ускорил Чавес: объявив проект «венесуэльский пилот в “Формуле-1”» национальным, президент подключил к поддержке Мальдонадо государственный нефтегазовый концерн Petroleos de Venezuela (PDVSA). После чего оплаченное деньгами от «черного золота» признание не заставило себя ждать. Даже несмотря на недавнюю кончину венесуэльского лидера, гонщик еще как минимум сезон будет защищать цвета Williams. Топливные магнаты подтвердили сохранение верности курсу, указанному «отцом народа» в 2011-м. Более того, перед самым стартом сезона 2013 в полку венесуэльских пилотов прибыло: российская Marussia на год предоставила работу тестера Родольфо «Спиди» Гонсалесу. Разумеется, не без материального содействия PDVSA.
Спонсоры: телекоммуникационная компания Embratel, бренд Gillette
Экс-напарник Пастора Мальдонадо по Williams также взирал бы на вершины автоспорта исключительно снизу вверх, не поддержи его крупные корпорации-соотечественники. Самым внушительным – по суммам и размаху – стоит признать «донорство» государственного концерна Embratel. Вторая по величине бразильская телекоммуникационная компания взялась за покровительство пилота аж в 2006 году, когда племянник легендарного Айртона Сенны еще обивал пороги «Формулы-3». И с тех пор через работу тестером, выступления за аутсайдера ХРТ и авральный практикум в Renault (Бруно заменил Ника Хайдфельда по ходу сезона) поддержка вела Сенну к гарантированному месту в боевом кокпите. Изрядно вымащивая этот путь бразильскими реалами, разумеется.
К разочарованию гонщика, минувшей зимой объема спонсорского пакета для продолжения карьеры в «Формуле-1» оказалось недостаточно. Хотя на помощь Embratel и пришел знаменитый бренд Gillette, чьим официальным представителем являлся Сенна. Но даже при немалой общей сумме взноса на фоне предложений конкурентов он ничем сверхъестественным не шокировал. В то же время выступления спортсмена сезона 2012 (31 очко, 16-е место) производили унылые впечатления – и существенно понизили котировку его спортивных акций. Соответственно, взвесив все за и против новой кооперации с бразильцем, «конюшни» королевского класса дружно от пилота отвернулись. Сегодня Бруно выступает в гонках на выносливость чемпионата WEC.
Спонсоры: телекоммуникационная компания Telmex
Мексиканец – еще один выходец с американского континента, чье существование в «Формуле-1» на первых порах обеспечили деньги магната-соотечественника. Речь о миллиардере Карлосе Слиме, по данным ряда агентств являющемся богатейшим человеком на планете. Владелец крупнейшей в регионе телекоммуникационной корпорацией Telmex и без того активно занимался меценатством. В случае же с покровительством Серхио Пересу извлек еще и рекламные дивиденды из проекта. Став одним из системообразующих спонсоров Sauber, он получил пропуск на необъятное маркетинговое поле и право реализовывать там свои проекты без особых ограничений. Одновременно работал на благодетеля и сам Чеко, чьи результаты за рулем швейцарского болида неуклонно шли в гору. Итогом прогресса «рента-драйвера» стало его приглашение в McLaren на место не кого-нибудь, а Льюиса Хэмилтона. Причем свой второй большой контракт в элите Перес заключал уже на правах полноценного боевого пилота – с зарплатой от «конюшни», бонусами за достижения в ходе сезона и опционами, регулирующими дальнейшее сотрудничество.
Вдохновленный профессиональным ростом Серхио, Слим границы протектората расширил, благодаря чему в королевский класс минувшим межсезоньем был принят еще один мексиканец – Эстебан Гутьеррес. Изобретать велосипед миллиардер не стал, а взялся раскручивать соотечественника по уже апробированной модели. Годик продержав юношу в тестерах, бизнесмен затем оплатил его участие в чемпионате мира на боевых основаниях. Эксперты шутят, что если сыграет и эта ставка, то богатея Карлоса придется признать самым успешным селекционером в новейшей истории «Формулы-1».
Спонсоры: в предыдущих сезонах получал финансовую поддержку от госкорпорации «Ростехнологии», компаний «Новатэк», «Вертолеты России» и «Сибур», однако сейчас остался без спонсоров
Единственный российский пилот, когда-либо выступавший в «Больших призах» на правах боевого, шел к элитному трудоустройству с огромным трудом. Ни результаты «Выборгской ракеты» в минорных сериях, ни включение с 2014 года Гран-при России в календарь «королевских гонок», ни перспективы выхода на рынки Восточной Европы через персонализированный «мостик» потенциальных работодателей к сотрудничеству не привлекали. Прорыв наступил лишь после того, как Петров при финансовом содействии отца-бизнесмена и пиар-поддержке менеджера Оксаны Косаченко обзавелся спонсорами и сформировал спонсорский пакет в размере 15 миллионов евро. Сумма заинтересовала команду Renault (позднее – Lotus), которая и конвертировала валюту в сотрудничество. Правда, кооперация могла прерваться уже на начальной стадии: столкнувшись с финансовыми проблемами, россиянин не мог обеспечить своевременный перевод траншей. Дело пахло досрочным разрывом контракта, но положение спас президент России, к которому штаб пилота вместе с болельщиками обратился за поддержкой. Владимир Путин дал указание главе госкорпорации «Ростехнологии» Сергею Чемезову и председателю правления компании «Новатэк» Леониду Михельсону поддержать соотечественника. Соответственно, тема закрылась сама собой.
Однако ненадолго. По итогам сезона-2011 контракт с Петровым был разорван, хотя и предусматривал сотрудничество еще на год. Россиянину пришлось спешно искать новое место работы в пору, когда основные вакансии были уже заняты. Выручил новичок Caterham, позарившийся на протекторат «Вертолетов России» и «Сибура» – компаний, чьи логотипы моментально украсили носовую часть болида. И, думается, в целом обе стороны остались довольны друг другом. Ведь именно Виталий, получивший гоночную практику в обмен на деньги, сохранил малайзийцам 10-е место в минувшем розыгрыше Кубка конструкторов. А вместе с ним – и денежные выплаты, которые «Формула-1» переводит на счета коллективов из топовой десятки. Казалось бы, история получит продолжение, но…
Зимой Caterham фактически устроил аукцион, выставив в качестве лотов места в боевых кокпитах. Петров пробовал было отстоять свое, но перебить предложения конкурентов не смог. Не последовало поддержки соотечественника и из российских кулуаров власти. В результате Виталий в одночасье утратил все, хотя трехлетний опыт выступлений в «Формуле-1» при любых иных раскладах даже командами-середняками ценился бы на вес золота. Увы, реалии «Большого цирка» таковы, что поперед гонщика, не входящего в категорию «топ», всегда рассматривается объем его спонсорского пакета.
Спонсоры: McGregor Fashion Group и компания Beelen
Человека, заменившего Виталия Петрова за рулем Caterham, привели в «Большие призы», пожалуй, самые специфические патроны из всех, что нынче фигурируют в «королевском классе». Стать сперва пилотом-испытателем, а затем и полноправным членом дружины спортсмену помогли голландские дом моды McGregor и компания Beelen. Последняя знаменита тем, что занимается на родине переработкой и утилизацией твердых отходов – эдакая Золушка в мире брендов «Формулы-1». Тогда как производители одежды, более подходящие по стилю элите автоспорта, вызывают интерес у публики в силу родственных связей с пилотом. Дело в том, что McGregor Fashion Group входит в сферу деловых интересов Марселя Боехорна – тестя Ван дер Гарде! Любопытно, что миллионер еще в 2007 году пробовал протолкнуть Гьедо в элитный пул, оформив того в команду Spyker. Однако дальше тестерской работы карьера не пошла, хотя магнат имел вес и в голландском автомобилестроении. Со второй попытки, высоту удалось взять – правда, Боехорн с партнерами положил на это дело порядка 15 миллионов евро.
Спонсор: корпорация AON
Тему семейных ценностей, переплетающихся с бизнесом, легко развить на примере новобранца Marussia. Британец Макс Чилтон не скрывает, что попал за руль элитного класса благодаря финансовой поддержке спонсоров. И даже признает огромное влияние отца в поиске оных. Правда, по-юношески страстно отрицает всякое финансовое пособничество родителя в сделке с россиянами, стоимость которой оценивается в 11,5 миллиона евро. «Мы как семья не потратили ни пенни, чтобы заключить контракт», – настаивает спортсмен. И тем самым вызывает у экспертов улыбку, ведь за парня давным-давно уже ручается кошельком страховой гигант AON. А во главе оного стоит не кто иной, как… Чилтон-старший, вот уже с полдесятка лет инвестирующий в карьеру отпрыска! Более того, высокопоставленный брокер, чье состояние исчисляется миллионами долларов, пару лет назад вложился в команду GP2 Carlin, дабы предоставить Максу трамплин для попадания в «Формулу-1». Соглашение 2012 года между Carlin и Marussia стало катализатором повышения пилота в классе. Ну а выплата спонсорских миллионов в прошлом ноябре де-юре оформила прописку гонщика в элите. Причем ради пополнения казны Marussia аннулировала уже заключенный договор с Тимо Глоком. Забавно, что в какой-то момент ходили слухи о покупке Чилтоном-старшим и российской дружины. Но 50 миллионов фунтов на столь серьезный непрофильный актив у бизнесмена не нашлось.
Конечно, в рамках этого обзора нельзя не упомянуть «рента-драйверов», чьи спонсоры запомнились глобальным подходом к делу.
Хайме Альгерсуари: по миллиону за каждый пробный этап
В свое время за испанца поручался концерн Repsol, однако никак не мог убедить работодателей в квалификации подопечного. Перед Гран-при Венгрии – 2009 такой шанс представился в связи с увольнением из Toro Rosso Себастьена Бурдэ. Правда, «бычки» колебались, выбирая из нескольких кандидатур. Дело в пользу Альгерсуари решил простой маркетинговый ход нефтегазовиков. Спонсоры предложили заплатить за испытательный срок для Хайме – по миллиону евро за каждый из трех пробных этапов вне зависимости от результата. Команда сделку одобрила, после чего Альгерсуари выдержал испытание – и еще 2,5 сезона тратил деньги концерна.
Нараин Картикеян: 7 миллионов за безнадежного аутсайдера
За первого индийского пилота «Формулы-1» смело вписался его соотечественник – автопроизводитель ТАТА. Бизнесмены с самого начала карьеры поддерживали земляка – и очень огорчались, когда тому толком не удавалось закрепиться в боевом кокпите. Чтобы исправить положение и поднять репутацию нации как таковой, денежные мешки увеличивали спонсорские вливания. Результат, разумеется, не заставлял себя ждать. Но если на начальных этапах траты ТАТА виделись адекватными, то покупка места Нараину в HRT наверняка спровоцировала у многих поклонников «королевских гонок» жест сожаления и стыда – facepalm. Ведь за то, чтобы страдать в кокпите безнадежного аутсайдера, меценаты выложили семь с лишним миллионов евро. И это при дельном интересе к пилоту со стороны земляков из Force India!.. О том, сколь серьезной оказалась инвестиция, говорят события нынешнего межсезонья, по итогам которого испанцы объявили о закрытии конюшни.
Юдзи Иде: слишком дорогая японская кровь
Но, пожалуй, самым вопиющим расходованием средств стоит признать 14 миллионов долларов, пущенных японской компанией MobileCast на поддержку соотечественника Юдзи Иде. Это случилось в 2006 году, когда легендарный восточный пилот Агури Сузуки спешно набирал штат для выступлений в «Формуле-1» чисто японским проектом. Денег катастрофически не хватало даже на элементарные вещи (болид прошел краш-тесты за считаные дни до начала чемпионата), поэтому «рента-драйвер» коллективу был жизненно необходим. Правда, обязательно японских кровей – иначе нарушалась командная философия. С кандидатурой лидера определились быстро, отрядив в авангард опытного Такуму Сато. А вот его напарника искали днем с огнем. Любопытно, что Иде долго оставался в тени даже при свете этих «факелов»: 31 год – поздний возраст для дебюта в элитном классе. Особенно для гонщика, за плечами которого – ни выступлений на серьезном уровне за пределами Страны восходящего солнца, ни опыта даже тестерской работы в «Формуле-1». Однако поручительство MobileCast, его деньги и общий дефицит времени решили дело в пользу Иде. А буквально через три месяца после подписания контракта самурай стал едва ли не самым громким неудачником 2000-х в «королевском классе». По крайней мере, всего за четыре этапа устроить ряд аварий, лишиться суперлицензии, показать полную профнепригодность в технической работе с машиной и поднять против себя всех коллег по цеху, пожалуй, в новейшей истории «Больших призов» еще никому не удавалось. И уж тем более предварительно вынудив спонсоров заплатить за весь этот бардак. Так что «рента-драйверам»-2013 есть на кого равняться, вздумай они войти в историю «Формулы-1» со двора.