С момента образования Континентальная хоккейная лига позиционировала себя как бизнес-проект, в который должны вовлекаться новые участники. Спортивный принцип, предусматривающий обмен с какими-то низшими лигами, не обсуждался в принципе. Новая организация строилась по лекалам NHL, где подобная модель была обкатана в течение десятилетий. Только КХЛ собиралась не просто догнать заокеанскую «старушку», где на протяжении последних сезонов играют 30 клубов, но и обогнать ее. Если не по качеству хоккея, то по количеству команд. На первой презентации проекта лиги в Санкт-Петербурге будущий глава КХЛ Александр Медведев развесил схему, на которой от количества конференций и дивизионов глаза разбегались. Предполагалось, что кроме клубов из бывшего Союза в лиге, названной континентальной, будут играть представители чуть ли не всех европейских стран, имеющих хоккейные традиции и спонсорские миллионы.
На первых порах дело глобального расширения КХЛ продвигалось со скрипом. Кроме клубов из Белоруссии, Казахстана и Латвии, в лигу никого заманить не удавалось. Хотя серьезные усилия для этого предпринимались. Состоялись переговоры с финским Espoo Blues, с которым провели несколько выставочных матчей на площадке этой команде в пригороде Хельсинки. Прозябающий сейчас во втором шведском дивизионе AIK даже были готовы поддержать материально, но позиции руководителей хоккея скандинавских стран оказались очень жесткими: игроков в КХЛ отпустим, клубы – никогда.
Столь же твердо держали оборону и немцы со швейцарцами. В этих странах сборные не блещут, но на матчи национальных чемпионатов народ валит валом. Самой посещаемой командой Европы является Bern, а в первую пятерку вместе с минским «Динамо» и питерским СКА входят клубы из Берлина и Кельна. Да и интерес со стороны прессы и телевидения в Швейцарии громадный. В этом довелось убедиться во время недавней поездки на матч футбольной Лиги Европы в Базеле. Даже приезд самого Халка в составе «Зенита» не вызвал и толики того интереса, который проявляли швейцарцы к матчам плей-офф своего хоккейного чемпионата.
Только Александр Медведев и его команда не привыкли пасовать перед трудностями и серьезно поработали над продвижением КХЛ в Европу. Позиция руководителей чешского и словацкого хоккея поначалу была столь же категоричной, как и у остальных европейцев. Попытка организовать клуб в Карловых Варах натолкнулась на полнейшее неприятие. В результате пришлось соглашаться на вариант с базированием в словацком Попраде. Всего одного сезона хватило, чтобы чехи со словаками убедились: КХЛ – это имя, афиша, касса.
Lev спокойно перебазировался в Прагу, а словакам в порядке компенсации дозволили заявить в КХЛ братиславский Slovan. При этом опасения, что создание одного суперклуба в стране отразится на интересе к национальному чемпионату, не оправдались. В октябре автору этих заметок довелось побывать в Чехии, где по-прежнему есть болельщики и у Sparta, и у Kladno, и у Škoda Plzeň, а Lev успешно завоевывает собственную нишу.
По мере становления КХЛ амбиций у ее руководителей слегка поубавилось. О сотне команд и десятке конференций уже никто не говорит. Реальные контуры финансово благополучной и интересной болельщикам лиги ограничиваются сегодня 32 командами. В минувшем сезоне в регулярном чемпионате играли 26. Вакантных мест остается не так уж много.
Нельзя забывать и о том, что немало желающих видеть свою команду в матчах с «Ак Барсом» и питерским СКА есть и в России. За время существования КХЛ в нее был принят всего один отечественный клуб – «Югра» из Ханты-Мансийска. Потерь получилось больше.
Отметим важный нюанс: лучшие шансы пополнить ряды лиги имеют не клубы из давних хоккейных центров, а команды из городов, где хоккея не было и пока нет. После Олимпиады в Сочи почти наверняка в КХЛ окажется местная «Олимпия». Пальмы, море, солнце – и хоккей. На первый взгляд это абсолютно не сочетается.
«Вы просто не представляете, насколько приятно после матчей прогуляться по океанским набережным в Калифорнии или Флориде! – говорил никогда не испытывавшим такого блаженства репортерам во время инспекционной поездки оценочной комиссии МОК тогда еще министр спорта Вячеслав Фетисов. – Да и в плане использования олимпийского наследия хоккей в Сочи просто необходим».
Поначалу обсуждался вариант с переездом в олимпийскую столицу одной из московских команд. В NHL подобное случалось не раз. Да и с точки зрения бизнеса иметь такое количество команд в Москве и ближнем Подмосковье нерационально. Даже в Нью-Йорке и окрестностях их всего три, а в помешанном на хоккее Торонто вторую никак организовать не удается. После объединения «Динамо» и ХК МВД в Москве четыре клуба КХЛ, считая и базирующийся в Мытищах «Атлант». Много. Даже очень много, если судить по посещаемости матчей.
Первым кандидатом на переезд был «Спартак», что сразу же поставило на подобном проекте крест. Лишить многочисленную армию фанатов красно-белых возможности прокричать любимые речовки зимой никакой, даже самый продвинутый менеджмент самой продвинутой лиги не в состоянии. В результате в качестве базы для будущей сочинской команды КХЛ в Краснодаре был создан ХК «Кубань».
Скорость, с которой оформлялись все документы для вступления во вторую по рангу в российском хоккее ВХЛ, просто поражали. В первом же сезоне кубанцы поставили амбициозные задачи: сыграть в плей-офф и заразить хоккеем Краснодарский край. Выполнить первую не удалось, не хватило всего одной позиции в итоговой таблице, но несколько тысяч болельщиков на хоккей в Краснодаре уже ходят.
Ну а то, что в регионе нет хоккейных традиций, никого не смущает. В Калифорнии их тоже никогда не было, а Кубок Стэнли в последнем сезоне выиграл Los Angeles Kings. Это в чемпионате СССР по много лет готовили пополнение для своей команды, а в построенных на бизнес-принципах лигах все зависит от того, каков бюджет и каковы менеджеры.
Поучаствовать в освоении олимпийского наследия Вячеславу Фетисову не удалось. С министерского кресла он перекочевал в сенаторское и первым делом объявил о необходимости поднимать хоккей в Приморском крае. Ведь именно этот регион Фетисов представляет в Совете Федерации.
Заявить команду из Владивостока в КХЛ хотят уже в сезоне 2013/2014, хотя ледовая арена еще не построена, а источники финансирования не найдены. Тем не менее Фетисов упорно лоббирует свою идею, используя опыт и авторитет. Главным аргументом сенатора является идея создания Тихоокеанского дивизиона.
Азиатские рынки привлекательны для любого проекта. Неслучайно руководители Международной федерации хоккея на протяжении нескольких лет бронировали место в элитном дивизионе чемпионата мира для представителей этого региона. Ведущие клубы Китая, Кореи и Японии уже сейчас объединены в Азиатскую хоккейную лигу. В сезоне 2004/2005 в ней играла и команда из Хабаровска. Весь вопрос в том, чем заинтересовать руководителей азиатского хоккея. За решение столь сложной задачи не взялись даже в NHL, хотя и там с тихоокеанским дивизионом есть определенные сложности, а в роли хабаровского «Амура» уже много лет пребывает Vancouver Canucs.
Продвижение КХЛ на восток пока лишь в смелых планах, а вот на западном направлении наступление идет полным ходом. Пока скандинавы, немцы и швейцарцы игнорируют сигналы из офиса «Газпромэкспорта», в других европейских странах желающие присоединиться к сильнейшей лиге Старого Света не просто заявляют о своих намерениях, но и уже предпринимают конкретные шаги.
Многие ли из вас слышали о хорватском хоккее? Сборная этой страны играет в третьем по силе дивизионе на чемпионатах мира. Главным аргументом для вступления в КХЛ в Загребе называют… дворец спорта. Его построили всего за один год и всего за 89 миллионов евро. Вместимость арены в хоккейном варианте свыше 15 тысяч зрителей. Столь емких площадок нет ни у одного хоккейного клуба в России, Финляндии или Швеции. Да и во всей Европе их всего пять.
Автору этих строк довелось побывать в столице Хорватии на европейских чемпионатах фигуристов дважды, в 2008-м и 2013-м. Представителей этого вида спорта на Arena Zagreb во время последнего первенства континента не пустили. Им пришлось демонстрировать прыжки, тодесы и твизлы в построенном еще в социалистической Югославии Доме спорта. На матчи же хоккейного Medveščak 15-тысячную арену болельщиков усиленно зазывают. Во многих крупнейших торговых центрах открыты пункты продажи билетов.
Пока сильнейший хорватский клуб играет в… чемпионате Австрии. Это своеобразная мини-КХЛ, где кроме команд из Вены, Зальцбурга и Граца представлены клубы из Венгрии, Словении, Хорватии и даже Чехии. От города Зноймо до границы с Австрией всего несколько километров, и руководители местных «орлов» предпочитают экономить на транспортных расходах. В последнем чемпионате Австрии хорваты заняли четвертое в регулярном чемпионате и вылетели в первом раунде плей-офф, но оптимизма менеджеры Medveščak не теряют.
В Загребе для создания боеспособной команды пошли по проторенному пути. Рабочим языком на тренировках является английский. На нем говорят и многие обладатели хорватских паспортов с английскими именами, начинавшие хоккейную карьеру в Северной Америке. Явно с прицелом на будущее приглашен в команду и россиянин Вячеслав Трухно.
«Если бы нам предоставили возможность играть в КХЛ, мы бы ею воспользовались, – заявил президент Medveščak Дамир Гоянович. – У нас уже прошли первые переговоры о вступлении в сильнейшую лигу Европы. Для участия в ней нужно 6–7 миллионов евро. Эти средства готовы выделить не государство или городские власти, а спонсоры».
Хорватский вариант еще в стадии проработки. Как и итальянский. Хоккейный клуб из Милана достиг лишь соглашения о сотрудничестве и развитии с КХЛ. За сезон, который оно действовало, команда перебралась в серию А и сумела финишировать там восьмой. Тем не менее город не оставляет планов вступить в КХЛ в ближайших сезонах. Руководители клуба изначально позиционируют Milan Devils как общенациональный хоккейный проект.
«Половину домашних матчей в регулярном чемпионате лиги мы будем проводить в Милане, – подчеркнул президент клуба Ико Мильоре. – Как минимум семь-восемь игр – на олимпийской арене Турина. На скоростном поезде туда можно добраться за час с небольшим. Для популяризации хоккея в нашей стране некоторые встречи мы бы хотели провести в Риме, Болонье, Катании и Кортине-д’Ампеццо».
Планам по продвижению КХЛ в Италию помешал настигший эту страну финансовый кризис. Даже футбольные гранды не могут сейчас позволить себе дорогостоящие покупки. Найти спонсоров для хоккейного клуба КХЛ непосредственно на Апеннинах сложно, а привлечение иностранного капитала может вызвать негативную реакцию в обществе.
К тому же клубы итальянской серии A сосредоточены по большей части в небольших альпийских городах. В Милане заманить публику на хоккей сложно. Сейчас аншлаг даже на футбольных и баскетбольных матчах здесь – большая редкость. Рассчитывать же на то, что российские туристы будут совмещать шопинг в европейской столице моды с походами на хоккей, тоже не приходится. Словом, миланский вариант – это на перспективу.
Ближе всего к заветной мечте вступить в КХЛ подошел польский клуб из Гданьска. В городе, принимавшем матчи футбольного Евро-2012, есть вся необходимая для проведения соревнований любого уровня инфраструктура: аэропорт, гостиницы любого класса, кафе и рестораны. Плюс к этому дворец спорта, вмещающий в хоккейном варианте свыше 11 тысяч зрителей.
За продвижение хоккейного проекта в Гданьске взялся бывший менеджер рижского футбольного клуба «Сконто» Антанас Сакавицкас. Он стал президентом Olivia. Как и в Италии, польский хоккейный проект изначально позиционируется как общенациональный.
В этой стране сейчас наблюдается настоящий хоккейный бум. Разработана программа развития хоккея под названием «Белый Орел», цель которого – успешное выступление на Олимпиаде-2022. На проведение этих Игр претендует Краков, имеющий действительно неплохие шансы стать их столицей.
Первые успехи польского хоккея сейчас видны на уровне молодежных сборных. Бяло-червоны сумели подняться во второй по рангу дивизион, перечеркнув честолюбивые надежды сборных Казахстана и Украины. «Создание Olivia должно дать импульс развитию всего польского хоккея, – заявил “Большому спорту” Сакавицкас. – Мы получили все необходимые гарантии поддержки на уровне правительства Польши, Олимпийского комитета и национальной федерации хоккея. В качестве акционеров в клуб войдут власти Гданьска и Сопота, где будут проходить игры КХЛ и МХЛ. Серьезную заинтересованность проявили и солидные спонсоры. Уже сегодня мы можем представить финансовые гарантии на бюджет в десять миллионов евро. Для первого сезона вполне достаточно, а в дальнейшем сумма будет увеличиваться».
В Гданьске уже побывала инспекционная комиссия КХЛ, которая высоко оценила и усилия по созданию клуба и имеющуюся инфраструктуру. Для болельщиков российских клубов представители Olivia гарантируют максимальную скорость пересечения границы в Калининградской области и радушный прием. В Польше очень надеются увидеть свою команду в КХЛ уже в сезоне 2013/2014.
Планируется, что часть игр команда будет проводить в других городах – Варшаве, Кракове, Лодзи, Торуни. На главном футбольном стадионе страны, построенном к Евро-2012 и вмещающем 70 тысяч зрителей, поляки хотят организовать «Зимнюю классику». В составе Olivia, по замыслу руководителей клуба, должны быть как минимум две польские пятерки. Все лучшие местные хоккеисты идею играть в сильнейшей лиге Старого Света восприняли с энтузиазмом, и у генерального менеджера польского клуба, самого известного хоккеиста этой страны последних десятилетий Мариуша Черкавски, широкий выбор. При этом Olivia даже в стартовом сезоне не собирается мириться с ролью статиста и поставщика очков. Легионеров в Гданьск будут подбирать с тем расчетом, чтобы команда боролась за выход в плей-офф. Благо, пример донецкого «Донбасса» перед глазами. Украинская команда, которую содержит один из самых богатых людей страны, Борис Колесников, уже прописалась в КХЛ.
«Донбасс» приняли в лигу, несмотря на отсутствие необходимого по регламенту дворца спорта. Руководители КХЛ учли, что к Евробаскету-2015 в Донецке построят арену на 15 тысяч зрителей. Пока же в шахтерской столице, помешанной на футболе, подогревают интерес к хоккейным баталиям.
Ожидать появления команд из других республик бывшего Союза пока не приходится. Интерес-то во многих местах есть, но с финансированием беда. В 2009 году, когда обе ледовые площадки в Санкт-Петербурге оказались заняты, СКА провел домашнюю игру с «Ак Барсом» в Вильнюсе.
К удивлению автора этих заметок, 11-тысячная арена была заполнена под завязку, а перед началом игры местные спортивные функционеры рассказали о желании создать команду КХЛ. Для этой цели в качестве генерального менеджера пригласили сына легендарного советского хоккеиста Александра Харламова, а в качестве движущей силы идеи – олимпийского чемпиона 1992 года Дарюса Каспарайтиса. Только в Литве с деньгами сейчас намного хуже, чем в Польше и даже в Италии.
Не собираются возрождать и ташкентский «Бинокор», игравший в свое время в чемпионате СССР. Ну а в Баку, где вполне могли бы потянуть финансово хоккейную экзотику, предпочитают вкладывать деньги в мужской футбол, а также женский волейбол и хоккей на траве.