Итоги последних семи чемпионатов мира по ралли (WRC) большим разнообразием не отличались – насколько бы острой ни была конкуренция, победителем неизменно становился француз Себастьян Леб из команды Citroёn. Попытки навязать борьбу французской команде со стороны соперников из Ford раз за разом терпели крах, и многие специалисты уже смирились с тем, что новый обладатель титула в WRC появится только после того, как Леб закончит карьеру. Однако надежда на интригу все-таки есть: вызов своему старшему товарищу бросил его молодой соотечественник и напарник Себастьян Ожье.
«Большой спорт» встретился с восходящей звездой мирового ралли во время шоу Moscow City Racing и расспросил о его недостатках, планах на чемпионство и успехах Кими Райкконена.
Вы бывали раньше в Москве?
Нет, я в первый раз в России и Москве и рад, что приехал сюда: у вас очень красиво. Должен сказать спасибо Citroën Russia за то, что они меня пригласили.
Ваш соотечественник и лидер команды Себастьян Леб за последние годы стал настоящей легендой, выиграв семь титулов подряд и переписав практически все рекорды мирового ралли. Но все чаще ходят разговоры о том, что он намерен покинуть WRC. Вы бы предпочли, чтобы он ушел, освободив вам дорогу, или остался, чтобы вы смогли победить его на трассе?
У меня нет особого мнения по этому поводу, Леб должен поступить так, как хочет он сам. Но в любом случае я очень рад, что хотя бы в этом году мы выступаем за одну команду. Благодаря этому мне есть с чем сравнивать свои результаты. Конечно, выдержать такую конкуренцию очень непросто, но самое главное – она заставляет меня работать еще больше. В то же время если Себастьян уйдет, а я выиграю титул только после этого, я не сильно расстроюсь – быть чемпионом почетно в любом случае. В WRC выступает не один Леб, есть и другие очень сильные гонщики. Но, конечно, победить в чемпионате мира с его участием – более ценное достижение.
В последние годы гонки проходят с заметным преимуществом команды Citroën. Скажите, насколько велик вклад машины в успех?
Безусловно, ралли – это командный вид спорта. Так что тут все должны быть на высшем уровне: и пилоты, и штурманы, и механики. Но без надежного и быстрого автомобиля вы в любом случае не сможете ничего показать. В таком виде спорта, как наш, техника имеет определяющее значение. Мне в этом смысле повезло, я выступаю в сильнейшей команде чемпионата.
Кого вы считаете своими главными соперниками на сегодняшний день?
Тут все просто, мои главные конкуренты – гонщики, занимающие первые пять мест в чемпионате WRC. Кроме меня, конечно. То есть это Себастьян Леб, Микко Хирвонен, Яри-Матти Латвала и Петтер Сольберг.
Сегодня вы выступаете во французской команде. Допускаете ли, что в будущем можете сменить ее на другую?
Нет ничего невозможного, но на ближайшие три сезона мое будущее определено: до 2013 года у меня контракт с Citroën. И пока мне не на что жаловаться – как я уже говорил, на мой взгляд, это лучшая команда чемпионата.
У Citroën есть и еще одна команда – Citroën Junior Team, в которой вы выступали до нынешнего сезона. Автомобили там такие же, но какова реальная разница между выступлением в молодежной и основной командах?
Да, Junior Team стала отличным трамплином для моей карьеры, так как я смог выступать рядом с основной командой и учиться у более опытных пилотов. Но, конечно, если ты хочешь бороться за титул, нужно гоняться с «основой». Только она получает все последние наработки конструкторов, там же работают лучшие инженеры. Есть огромное количество деталей, которые важны для результата и которые стоят того, чтобы попасть в команду номер один.
Пару лет назад вы выступали в Citroën Junior вместе с российским гонщиком Евгением Новиковым. На ваш взгляд, насколько он способный пилот и чего ему не хватает?
Евгений, безусловно, весьма талантлив. Он смог доказать, что может ехать очень быстро. Мы выступали в одной команде, но Евгений еще менее опытен, чем я, и конечно, на трассе он порой допускал погрешности. В общем-то это не так страшно, пока ты молод. Со временем ошибки уходят, а талант остается.
В настоящий момент Новиков заканчивает ралли-рейд «Шелковый путь». В будущем вы бы не хотели последовать его примеру и попробовать свои силы в этом виде автоспорта?
Сегодня я не ставлю перед собой подобной цели, сейчас я на 100 процентов сконцентрирован на карьере в WRC, но после ухода из мирового ралли, вполне возможно, захочу принять участие и в других дисциплинах автоспорта.
И речь идет только о раллийных соревнованиях или возможен переход в шоссейно-кольцевые гонки?
В ближайшие 10 лет я хотел бы сконцентрироваться только на раллийных соревнованиях. А потом это могут быть и кольцевые гонки, и ралли-рейды, и многое другое.
Когда в рамках Moscow City Racing вас попросили немного развлечь публику, вы продемонстрировали за рулем своей раллийной машины нечто потрясающее. А между тем вы прежде всего раллийный гонщик, а вовсе не специалист по дрифту. Поэтому возникает вопрос: вы бы не хотели сделать собственный ролик, подобный знаменитому Gymkhana в исполнении Кена Блока?
Нет, на самом деле это не совсем то, что я люблю в автоспорте. Мне нравятся соревнования, конкуренция с соперниками, борьба с их временем, отыгрывание у них секунд. То, что я продемонстрировал в рамках Moscow City Racing, – просто шоу. Конечно, это тоже часть моей работы, но мне больше нравятся допы на ралли, чем показательные выступления.
А Кен Блок, на ваш взгляд, в первую очередь гонщик или шоумен?
Безусловно, Блок очень силен в шоу. Но также он и далеко не худший пилот. Пока у него не все получается, но ему просто нужно время, чтобы научиться выступать на таком уровне.
Таким образом, мы плавно подошли к вопросу о Кими Райкконене. В прошлом году вы выступали с ним за одну команду. Вам было интересно конкурировать с чемпионом мира «Формулы-1»?
Честно говоря, Райкконен – довольно закрытый человек и мало разговаривает. Так что не могу сказать, что мы с ним много общались. Но так или иначе, он тот спортсмен, которого я очень уважаю. И прежде всего за то, чего он смог достичь по ходу своей карьеры в «Формуле-1».
У Кими пока не слишком хорошо идут дела в ралли. Есть ли у него какие-то шансы на успех или для этого нужно было заниматься раллийными гонками с юных лет?
Райкконен поставил перед собой очень сложную задачу. Дело в том, что чемпионат мира по ралли – одна из самых сложных дисциплин автоспорта. Ему приходится нелегко, и Кими потребуется еще немало времени, чтобы результаты выросли. Ралли требует большого опыта, так что его нынешние показатели – совершенно нормальный уровень. Нельзя было ожидать, что Райкконен, который до прошлого сезона практически не имел серьезного опыта в WRC, сразу включится в борьбу за чемпионский титул.
А ваше время в мировом ралли уже пришло? Вы уже готовы к борьбе за титул или еще нужно чему-то учиться?
Безусловно, мне есть куда прогрессировать. В частности, необходимо улучшить свой пилотаж на некоторых видах покрытия. К примеру, нужно получить больше опыта выступлений на асфальте, пока тут не все получается. Я все ближе и ближе к цели, но чем быстрее это произойдет, тем лучше.
Обычно считается, что выступления на асфальте – как раз сильная сторона французских пилотов. Неужели пилотаж на асфальте дается вам тяжелее, чем на снегу?
Хороший вопрос. На самом деле не то чтобы тяжелее, у меня нет каких-то особых проблем с асфальтом или снегом. Просто как раз на асфальтовом и снежном покрытии у меня меньше всего опыта. На то, чтобы освоить любой тип дорожного полотна, необходимо время, а так сложилось, что в гонках на асфальте и снегу я выступал меньше всего. Но надеюсь, что очень скоро смогу в них прибавить.
Леб установил новую планку в мировом ралли, выиграв семь титулов чемпиона мира, да еще и подряд. Никому до него подобное не удавалось. А вы надеетесь повторить его достижения?
Думаю, все гонщики мирового ралли хотели бы побить рекорды Леба, но все понимают, насколько это сложная задача. Постараюсь сделать для этого все, что смогу, но как сложится моя карьера – посмотрим. В общем-то, успех в WRC не обязательно должен быть таким же, как у Леба.
Раллийные чемпионаты в последнее время движутся в Восточную Европу. Серия IRC в 2009 году провела этап в России, в нынешнем году одна из гонок прошла в Ялте. Как вы считаете, российский этап чемпионата мира вписался бы в календарь WRC?
Я мало знаю Россию, но, конечно, как пилоту мне было бы интересно выступать на красивых спецучастках в новых регионах. Однако для команд и тех автомобильных марок, которые представлены в чемпионате, важны объемы рынка в стране, а для организаторов первенства – интерес зрителей к происходящему. Если все составляющие этого коктейля объединятся в России – то почему бы и нет, этап WRC мог бы пройти и здесь.
Какие планы вы ставите перед собой на этот сезон? Какой результат будете считать хорошим?
Я буду абсолютно доволен, если стану чемпионом мира (смеется). А если серьезно, то подняться на подиум по итогам чемпионата – это хороший результат. И чем выше, тем лучше.