Мекка русского серфинга

Большой спорт №9(55)
Дмитрий Маслов
Победители Кубка России по серфингу определились в рамках фестиваля «Остров», прошедшего на Бали – в месте, справедливо считающемся одним из лучших на Земле для занятий этим видом спорта. Комфортный климат, теплый океан и постоянные волны позволяют кататься на доске круглый год. Что и делают многочисленные представители российской диаспоры на острове.

Победители Кубка России по серфингу определились в рамках фестиваля «Остров», прошедшего на Бали – в месте, справедливо считающемся одним из лучших на Земле для занятий этим видом спорта. Комфортный климат, теплый океан и постоянные волны позволяют кататься на доске круглый год. Что и делают многочисленные представители российской диаспоры на острове. Именно они, несмотря на небольшой по международным меркам опыт, являются сильнейшими на данный момент отечественными серферами. А их дети, возможно, станут первыми в российской истории райдерами мирового класса.

«Считаю, что Индонезия и Гавайи – лучшие места на нашей планете для серфинга», – замечает американец Тоби Смит в ответ на вопрос, не удивляет ли его тот факт, что внутрироссийские соревнования проходят в Южном полушарии. Тоби катается на доске в течение 27 лет, 23 из которых не подозревал, что в России кто-то может всерьез заниматься серфингом: ни в бытность профессиональным райдером, ни впоследствии, когда стал зарабатывать на жизнь, давая индивидуальные уроки состоятельным людям, он не встречался с нашими соотечественниками. Впрочем, это неудивительно. Перефразируя известную поговорку: велика Россия, а покататься негде. В нашей необъятной стране необходимые условия – постоянные волны и комфортная температура воды – есть разве что в Приморском крае, да и то несколько месяцев в году. А этого явно недостаточно, чтобы речь шла о серьезном развитии серфинга.

Первые шаги

Хотя отдельные энтузиасты, конечно, были. Например, Никита Замеховский. Он начал самостоятельно мастерить доски для серфинга из виндсерфовых в далеком 1994 году и катался на них в период осенних штормов в Крыму. Но и Никита признается: серьезный прогресс начался лишь после того, как он переехал поближе к океану. Сначала – во Вьетнам, затем были Маврикий, Доминикана и, наконец, Бали. Выбор в пользу этого тропического острова Замеховский, как и большинство обосновавшихся здесь выходцев из стран бывшего СССР, объясняет просто: круглый год тепло и волны. То есть можно регулярно кататься на доске, а ведь в серфинге, как, впрочем, и в любом другом виде спорта, постоянные тренировки – залог прогресса. «За три года, что я наблюдаю за русскими на Бали, они здорово прибавили в мастерстве», – утверждает Тоби. Автор же этих строк, несколько минут назад видевший, как он легко и непринужденно исполняет трюки, о которых призерам Кубка России остается только мечтать, выказывает недоумение. «Конечно, уровень ваших серферов я бы назвал начальным, любительским. Сравнивать мастерство участников Кубка России и ведущих профессиональных райдеров просто некоррект­но», – соглашается американец, замечая, что мировые лидеры выходят на пик карьеры в возрасте порядка 25 лет, в то время как большинство тех, за соревнованиями которых мы наблюдали, примерно в этом возрасте только встали на доску. А иметь за плечами 20 лет или 3 года опыта – разница более чем существенная.

Так что в ближайшем будущем отечественные спортсмены явно не смогут «пошуметь» на мировом уровне. Это скорее энтузиасты, стоящие у истоков развития нового для нашей страны вида спорта. Возможно, международные успехи ждут их растущих рядом с океаном детей. Кстати, единственным участником Кубка России, чье мастерство высоко оценил Тоби Смит, стал 11-летний Никита Авдеев, с огромным преимуществом победивший в детских соревнованиях. Думается, этот светловолосый мальчишка из Екатеринбурга реально претендовал бы на победу и среди взрослых.

«Никита катается очень хорошо для своего возраста. Но, конечно, не настолько, чтобы соревноваться на равных с лучшими мировыми серферами-ровесниками. В США проводится масса соревнований для десятилетних, и их подготовка впечатляет. Да и на Бали я вижу, как местные ребята демонстрируют высочайший уровень мастерства», – рассказывает Тоби, предположивший, что именно Авдеев, подолгу живущий на Бали с семьей, со временем сможет стать первым российским прорайдером.

Элита по-русски

Если в детских соревнованиях участники могли выбирать, на какой доске им кататься – длинной или короткой (Авдеев победил именно на последней), то у взрослых были проведены отдельные соревнования в каждой дисциплине.

В России принято считать, что катание на лонгборде – удел тех, кто только осваивает азы серфинга, однако Тоби не согласен с подобной расстановкой приоритетов: «Он менее агрессивен, больше близок к искусству. В США проводится много соревнований, спонсоры проявляют значительный интерес потому, что на такой доске много места для рекламы. Серфинг начинался с больших досок, и интерес к ним возвращается. В том числе и на Бали. Я езжу сюда с 2000-го, и тогда не было соревнований по лонгборду, они появились только в последние три года», – рассказывает американец.

Однако выступления многих участников Кубка России в этой дисциплине вызывают у него легкое недоумение. Следствием того, что освоившие серфинг на приличном уровне россияне предпочитают кататься на коротких досках, стал забавный факт: не имея собственного инвентаря, многие были вынуждены соревноваться на принадлежащем школам стандартном оборудовании. А значит, ставили себя в заведомо проигрышное положение. «От доски зависит очень многое – на каждой из них “серфишь” по-другому. Смотрите, вот борд, в котором регулируется положение центрального плавника. Поставим его на один сантиметр ближе к центру – и снаряд становится более маневренным, а если на сантиметр назад – медленным и неповоротливым. Такой хорошо подходит для больших волн», – показывает Тоби, пока спортсмены пытаются демонстрировать трюки на «мягких» школьных досках. Впрочем, у считавшегося фаворитом и любящего кататься на лонгборде Никиты Замеховского с инвентарем все в порядке. Выигрывавший соревнования на Бали в предыдущие два года, самый опытный их участник и на сей раз уверенно вышел в полуфинал. Однако на этом вынужден был завершить свое выступление: его визави Дмитрий Забула поймал лучшую волну дня, в то время как Замеховскому в этом плане откровенно не повезло. После победы над сильнейшим соперником Забула просто не имел права упускать чемпионство и добыл его, опередив в финале Евгения Исакова. У женщин же лонгборд выиграла покорившая судей агрессивным стилем катания Наталья Папенкова, для которой подобный успех стал первым в карьере.

В шортборде у дам обошлось без неожиданностей: свой высокий класс подтвердила прошлогодняя чемпионка Полина Иодис. Причем снова обыграла в финале Ирину Кособукину. А вот считающийся лучшим в России исполнителем трюков на доске Сергей Михеев защитить звание сильнейшего не смог, уступив в четвертьфинале тезке Мысовскому. Как вскоре выяснилось, триумфатору соревнований.

Спорт или не совсем

Впрочем, делясь впечатлениями о Кубке России, его участники подчеркивали, что спортивные итоги были для них далеко не на первом месте. «Просто интересно проверить себя на фоне тех, с кем вместе начинал» – именно так в большинстве своем отвечали серферы на вопрос о том, довольны ли они своим выступлением. И подчеркивали, что катание на доске – это не спорт в чистом виде. А должен ли он становиться таковым с его стремлением к победе любой ценой – вопрос дискуссионный. «С одной стороны, я бы приветствовал включение серфинга в олимпийскую программу, это сделает его более популярным. А с другой – нет. Ведь в таком случае он окончательно превратится в спорт, будет доминировать соревновательная составляющая. Это меня печалит. В нем и так много коммерции, рекламы. А ведь это прежде всего стиль жизни», – делится переживаниями Тоби Смит.


Как живет мировая элита серфинга

Под эгидой основанной в 1982 году Ассоциации профессионалов серфинга (ASP) проходит несколько десятков турниров, призовой фонд которых является одним из самых высоких в индивидуальных видах спорта, а по уровню доходов, в том числе от рекламы, сильнейшие райдеры сравнимы с теннисистами. Чемпион мира определяется по итогам ASP World Tour, состоящего из 11 этапов. На каждом из них разыгрывается от 425 тысяч до миллиона долларов, а также определенное количество рейтинговых очков, которые в конце сезона суммируются. Действующим победителем ASP World Tour является американец Келли Слейтер, однако в 2011 году он выступает не слишком удачно, занимая в текущем рейтинге лишь шестое место, и почти утратил шансы на итоговый успех. Лидирует же австралиец Джоэл Паркинсон.

У женщин мировой тур состоит из семи этапов и заканчивается не в декабре, как у мужчин, а в августе. Его победительницей впервые в истории стала 19-летняя представительница Гавайев Карисса Мур.