На рубеже советской эпохи предприимчивым продюсерам группы «Ласковый май» пришло в голову блестящее ноу-хау: на волне бешеной популярности бойз-бенда они решили набрать людей на несколько составов, а затем отправить их чесом по городам и весям. Дело дошло до того, что клоны могли одновременно выступать сразу в нескольких городах, «зажигая» местные ДК изрядно потасканными фонограммами песен Юры Шатунова и компании. Все участники схемы были довольны: советские любители попсы приобрели возможность приобщиться к эстрадному таинству, смазливые мальчики-клоны получали свои минуты славы, а продюсеры рубили баснословные суммы, что называется, оптом.
Аналогии с гастрольными турами группы «Ласковый май» наверняка возникли в головах болельщиков по прочтении новости о создании второй сборной России. Сразу представлялся образ доброго дяди Сергея Фурсенко, организовавшего для жителей регионов этакий экономвариант первой национальной команды. Мол, если не можем мы привезти к вам Аршавина с Павлюченко, которые, ко всему прочему, и играют-то по большим праздникам, так хотя бы на Гаджибекова с Тагирбековым посмотрите. А как иначе объяснить столь неоднозначное решение руководства РФС?
Впрочем, с назначением Юрия Красножана на пост главного тренера команды сомнения по поводу адекватности этой идеи несколько поутихли. Казалось, такой серьезный и талантливый специалист, как Юрий Анатольевич, в сомнительного характера авантюры лезть не будет. Особенно после горького опыта общения с Ольгой Смородской в «Локомотиве». Значит, проект не одноразовый. Контракт с Красножаном заключили на длительный срок, тренерский штаб подобрался солидный, условия близки к идеальным: договорняки на уровне сборных встречаются куда реже, да и над душой никто стоять не будет, требуя сиюминутного результата. Работа практически идеальная.
С другой стороны, вопрос о крайней необходимости формирования второй сборной на повестке футбольного дня, мягко говоря, не стоял. А тут еще и Дик Адвокат с некоторыми игроками первой команды поставили под сомнение новую задумку РФС. Чего скрывать, многих откровенно смущало неожиданно негативное мнение главного тренера. Дик сразу четко расставил акценты: в списке приоритетов вторая сборная находится на третьем месте. На втором – молодежь Николая Писарева. В отношении Адвоката к сборной-2 сквозила неприкрытая ревность, граничащая с ненавистью: из высказываний голландца нетрудно сделать вывод, что появление этой команды ему претит, а история о до сих пор не состоявшейся беседе с Красножаном попахивает дикостью.
«Поеду ли во вторую сборную, если что? Категорически нет!» – утверждает Игорь Семшов. А что бы сказали вы, проведя за первую национальную команду более 50 матчей? Подавляющее число работников любой компании мечтают о кресле замдиректора, но предложи его самому главному директору – и он в ответ произнесет, как и Семшов, слово из трех букв, только несколько иных, чем «Дик». Понятно, что у авторитетного динамовца особое мнение, отличное от мыслей Самедова, Мамаева и Граната, наотрез отказавшихся ехать к Красножану. Что, к слову, вызвало уместные вопросы. Да, ребята честолюбивые, да, время от времени постукивают в дверь первой сборной. Но… Продолжение можете дописать сами. По Сеньке ли шапка?
Хотя, по большому счету, всем нам должно быть наплевать на мнение Адвоката по данному вопросу. Он наемный работник. Не нравится что-то – или терпи, или увольняйся. Однако когда в товарищах согласья нет – жди беды. Дискомфорт в душе главного тренера непременно отразится на команде. Причем не на одной, а на обеих. Складывается впечатление, что невызов в первую сборную ни одного молодого или неопытного – своего рода мстительный отклик на появление команды-конкурента, способной оттянуть часть одеяла зрительского внимания на себя. Я, мол, пригласил самых железных кандидатов, а остальных себе забирайте – в эту вашу прекрасную вторую сборную. В результате туда были «выброшены» некоторые игроки, кто через два-три года мог бы играть важные роли и в сборной-1. Так и до откровенной неприязни между лагерями недалеко.
Так зачем же она нужна? Есть мнение, что вторая сборная создавалась исключительно под Красножана. С тем чтобы стать его авторским проектом, его детищем. А также как попытка психологически поддержать специалиста, имя которого в один момент приобрело нарицательную окраску. Судите сами: сколько раз Адвокату вменялось в вину отсутствие конкуренции, слабая игра, игнорирование кого-либо, кроме устоявшейся основы команды, при определении стартового состава. А голландец знай себе отвечает: мол, не вижу никого лучше моих верных игроков, да и вообще на Евро-2012 прекрасно пройдем и с имеющейся обоймой. Подобные мантры, похоже, устали слушать даже в РФС. Тем более что риск невыхода в финальную часть украинско-польского Евро еще продолжает висеть над сборной. А если и выйдем, есть ли уверенность, что выступим там достойно?
Поэтому и был организован этот «проект Красножана». Квалифицированный тренер, оказавшийся не у дел, мог попасть в условный «Ростов», где опять оказался бы на «договорной» основе. Не это ли есть объявленная борьба за чистоту футбола? Действовать необходимо было как можно скорее. И вот Юрий Анатольевич объявлен главным тренером второй сборной всего через два дня после ее создания с перспективой ответственности за смену поколений в первой. И кто даст гарантии, что затем он не сможет занять место Адвоката? А вдруг Дик разгадал замысел и поэтому так злится? Прецеденты-то были. Адвокат, по сути, сам подтолкнул работодателя к строительству запасного аэродрома, этакой альтернативной площадки для обкатки потенциальных сборников, футболистов, застрявших на полпути из ниоткуда в никуда – между молодежной и национальной командами. Из одной сборной они уже вышли, до другой еще не дошли – так что же им теперь, на месте топтаться?
Впрочем, гипотетическая замена может случиться не раньше июля-2012, если, конечно, никакие форс-мажорные обстоятельства не вынудят Фурсенко сделать это раньше. А ведь уже через год у Красножана может быть вполне себе сыгранный состав: футболисты, игровые качества которых он успеет досконально изучить, будут прекрасно знакомы с его требованиями и готовы их выполнять. Почему бы им не стать той «молодой шпаной», что наконец-то сменит многострадальное поколение почивающих на лаврах героев Евро-2008? Адвокату уже достаточно лет, да и на безбедную старость он уже накопил – уйти ему никто и ничто не помешает. Но вот почему-то кажется, что после себя он оставит выжженную землю.
У самого Красножана, по его словам, планов громадье. Здесь и прожекты по привлечению игроков, не имеющих российского паспорта, и желание плотнее поработать с представителями ФНЛ, и попытка наладить контакт с футбольными эмигрантами, которые в последнее время появляются как грибы после дождя. Не забыл он и о ветеранах – тому же Сергею Семаку дверь в команду была открыта по первому зову. Адвокат, несмотря на частые напоминания, разгребать означенные авгиевы конюшни по-прежнему не желает. Красножану в этом плане проще: он в этих конюшнях уже побывал. Правда, «железнодорожных». Да и Нальчик тоже нельзя было назвать курортом. Голландец работает в белых перчатках, россиянин – широко закатав рукава.
Вторую сборную действительно стоило создать. Хотя бы для того, чтобы провести интересный матч с молодежкой. Игроки, впервые собравшиеся вместе лишь несколько дней назад, в некоторых моментах показали вполне неплохие элементы комбинационного футбола, что явно было делом рук главного тренера. Игралось парням Красножана легко и радостно, чего не скажешь о парнях Адвоката, мучившихся с сербами. Да и не только с ними. И самое главное, у «красножанцев» было огромное желание бороться и доказывать, что они готовы к конкуренции за место в главной команде страны.
Если по персоналиям, то во второй сборной понравились Ионов и, конечно же, Давыдов. Хотя у вас могут быть и свои герои – их на поле было достаточно. Особенно запомнилась игра линии атаки – и это в то время как Адвокат продолжает настаивать на том, что никого круче изрядно померкших Аршавина, Павлюченко и Погребняка для его команды не найти.
Игра против молодежки смотрелась гораздо интереснее большинства матчей первой сборной при Адвокате. Вполне возможно, что дело в психологическом грузе, который постоянно висит над основной командой и которого не наблюдалось в нижегородском воздухе. Или же старшие товарищи еще не устроили своим неопытным коллегам мастер-класс по отбыванию номера на поле. В любом случае, после гола Ионова появилась мысль, что неплохо было бы поменять сборные местами. Хотя бы на следующую игру с Македонией. А Березуцкие с Игнашевичем вполне могут побегать и против олимпийцев-белорусов.
Вместе с тем надо понимать, что это был лишь один матч, дебют, завязка. И никаких гарантий на дальнейшие успехи и прогресс второй сборной сейчас нам никто не даст. Тем не менее хотелось бы всех игроков команды Красножана, вышедших на поле нижегородского «Локомотива», поблагодарить за пусть немного корявую, но самозабвенную игру на приличных скоростях. Юрий Анатольевич дал всем болельщикам сборной России новую надежду. Теперь их у нас две. А это значит, что шансов на то, что хоть одна из них осуществится, стало больше.
В заключение – о наболевшем. Очень не хочется, чтобы сборная-2 превратилась в типичный проект нынешнего руководства российского футбола с прекрасной задумкой, но неумелой реализацией. Хорошая идея нести большой футбол в регионы, проводя там финалы Кубка и матчи с участием сборных страны, вновь столкнулась с непродуманной билетной программой и беспределом власть имущих. Так, весной в Ярославле народ разводил руками, глядя на сумасшедшие по местным меркам цены, и матч ЦСКА – «Алания» прошел при полупустых трибунах. Отличный замысел – во время каждой такой выездной сессии проводить в городе футбольный праздник – был частично загублен из-за отсутствия должной рекламы мероприятий и бессмысленно жестких и нервных действий органов правопорядка. То же самое можно сказать и о товарищеском матче сборной в Воронеже. Хотелось бы, чтобы с несущим огонь просвещения Прометеем каждый уездный город N посещали исключительно тепло и радость, а не клюющий в печень орел.