Родившийся в Великобритании, местом постоянного жительства фотограф и экстремал Майк Бердон избрал испанский город Эмпуриабраву – один из мировых центров парашютного спорта, и прежде всего скайдайвинга. Именно этот вид Бердон считает самым интересным для фотоэкспериментов. Предоставив для публикации в «Большом спорте» свои работы, он рассказал нам об особенностях съемки в воздухе.
Вы занимаетесь серфингом, кайтбордингом, скайдайвингом. Считаете, что для того, чтобы сделать хорошие фотографии, нужно знать спорт изнутри?
Я увлекался многими экстремальными видами, правда, в основном в качестве хобби, и думаю, знание предмета здорово сказывается на результате работы. Начинаешь понимать, где лучше встать, с какого угла снимать, какую установить выдержку затвора… Это лишь немногие детали, из сочетания которых получается хорошая, а не просто обычная фотография. Кроме того, понимание сути спорта позволяет выбрать оптимальное для работы оборудование.
Для вас фотосъемка скайдайвинга – это коммерческий проект или личное хобби?
Это огромная часть моей жизни. Я живу в крупнейшем в мире центре этого вида спорта – испанской Эмпуриабраве – и очень рад, что могу прыгать с парашютом тогда, когда мне захочется. С другой стороны, хотелось бы быть более вовлеченным в скейтбординг и другие экстремальные виды.
Расскажите об оборудовании, которое используете.
Вы можете купить его в любом специализированном фотомагазине. Не существует определенных камер для съемок скайдайвинга. Я предпочитаю Canon 5D и объективы серии Canon L. В дополнение к ним, конечно, идет специальное оборудование: крепкий шлем, безопасное и надежное крепление для камеры, дистанционный выключатель, позволяющий рукам свободно двигаться в полете, и кольцевой прицел, с помощью которого можно фокусироваться на предмете съемки. Для обработки полученных снимков использую различное программное обеспечение.
Вы заранее изучаете привычки скайдайверов, вместе с которыми прыгаете?
Как и во всех видах спорта, у каждого атлета есть особенности, делающие его манеру выступления уникальной. Когда я снимаю друзей, знакомых или людей, с которыми уже довелось сотрудничать, могу многое предугадать, что облегчает работу. Если же общаешься с человеком впервые, составляется план действий, абсолютно понятный обоим участникам. Он минимизирует риск того, что все сложится неудачно. Кроме того, у скайдайвера обычно есть дисциплина, на которой он специализируется. Это может быть фрифлай, построение формаций, полеты с использованием костюма-крыла или купольная акробатика. Когда хочешь сделать определенный снимок, обращаешься к спортсмену, хорошо умеющему выполнить именно то, что тебе нужно.
Некоторые фотографы говорят, что их задача – поймать эмоции на лицах людей. А на чем вы акцентируете внимание?
На том, чтобы следовать намеченному плану. Надеюсь, так же поступают и люди, которых я фотографирую. В воздухе нельзя остановить съемку и попросить скайдайвера занять правильную позицию. Тем более что в прыжках велика роль экспромта, поэтому на первый план выходят следующие вопросы: в безопасной ли я позиции? Откуда падает свет? Как подобрать лучшие фон, дистанцию и угол для съемки? Скайдайвинг специфичен прежде всего потому, что съемка происходит в 3D-формате, что позволяет получить большую свободу для самовыражения. Фотограф может оказаться над, под и с любой стороны от объекта.
В воздухе нельзя оперативно изменить настройки камеры. Это серьезная проблема? В чем основные сложности фотографирования скайдайвинга?
Когда работаешь в свободном полете или под куполом, ты сильно ограничен во времени, кроме того, строгие рамки задают погодные и световые условия. Настройки устанавливаются непосредственно перед прыжком. Если ты находишься над тучами, свет идет напрямую от солнца, к тому же он отражается от облаков. Когда же опускаешься ниже, условия меняются кардинальным образом. Для того чтобы уметь предугадать, какими они окажутся, и нужно хорошее знание специфики скайдайвинга.
Случалось ли вам устанавливать неправильные настройки, а на выходе получать отличный результат?
Случаи, когда фотограф в воздухе снимает то, чего не ожидал, происходят сплошь и рядом: за секунду могут измениться погодные условия, композиция, выражения лиц. И выходят кадры, повторить которые не получится даже специально. Зрители часто в восторге от подобных снимков, я же чувствую, что все получилось случайно, и оттого настроен критически.
Что делает снимок скайдайвера по-настоящему классным?
Здесь дело в деталях. Сначала нужно просто присмотреться к снимку и понять, что на нем изображено, чего хотел добиться автор. А уже затем оценивать позицию тела, выражение лица, фон… Напоследок подумать о том, как происходил процесс съемки, можно ли ее улучшить или дополнить. Думаю, хорошая работа должна провоцировать все эти вопросы.
Вам бывает страшно во время полета?
Я бы не назвал чувство, которое иногда испытываю, страхом. Скорее, когда выхожу из самолета, ощущаю определенное опасение. С тех пор, как зародился скайдайвинг, оборудование стало гораздо более надежным, оно позволяет не переживать постоянно по поводу собственной безопасности. Так что концентрируюсь прежде всего на своей работе, на том, с какой стороны подобраться к объекту съемки. Что до внештатных ситуаций, то они неотъемлемая часть скайдайвинга. Но в минуту опасности мне помогают справиться знание специфики этого вида спорта и оборудование, которое я использую. Страх становится доминирующей эмоцией лишь в случаях, когда человек не понимает чего-то.
Есть ли на Земле места, где вы хотели бы попрыгать и поснимать, но еще не сделали этого?
Таковых масса. При этом я осознаю, что большинство из них так и останутся недоступными для меня. Если попросите назвать лишь одно, отвечу: гора Бромо в Индонезии. Точнее, действующий вулкан. Он расположен в море песка рядом с другими вулканами, извергающими пепел в утреннем тумане. Фотографии тех мест были бы восхитительны.