«Чтобы уничтожить организацию, ее надо возглавить» – Именно эту политическую мудрость, похоже, взял на вооружение президент РФС Сергей Фурсенко. Не захотев искать компромисс с профсоюзом футболистов и тренеров России, руководство РФС создало альтернативную структуру во главе с Вагизом Хидиятуллиным. И можно не сомневаться: уже в ближайшее время новоявленный ОПСФ станет неотъемлемой частью выстраиваемой в российском футболе вертикали власти. Однако будет ли он реально защищать интересы игроков в случае возникновения конфликта с РФС? Этот вопрос представляется риторическим.
Наблюдая за складывающейся ситуацией, «Большой спорт» решил сравнить роль профсоюзов в отечественных и сильнейших зарубежных лигах по трем самым популярным игровым видам спорта.
Старейший в мире профсоюз спортсменов, объединяющий игроков четырех сильнейших дивизионов английского футбола, был основан в 1907 году. Его главными целями значились: упрощение системы перехода футболистов из одного клуба в другой и отмена правила, согласно которому игрок не мог зарабатывать больше четырех фунтов в неделю (со временем эта сумма увеличилась до двадцати). Обе они были успешно достигнуты в начале 1960-х, когда президентом PFA стал Джимми Хилл. Именно он добился снятия ограничений на доход футболистов, после чего жалованье некоторых из них вмиг выросло в пять с лишним раз. Кроме того, Хилл предоставил форварду Джорджу Истхэму 15 тысяч фунтов для подготовки и ведения в Верховном суде дела против Newcastle United. Нападающий, у которого закончился срок контракта, хотел перейти в Arsenal, но клуб отказался отпустить его и назначить трансферную цену. Тогда футболист нашел себе работу, не связанную со спортом, и пропустил сезон. После чего права на него все же были проданы лондонской команде за 47 500 фунтов. Однако Истхэм не успокоился и с помощью Ассоциации футболистов в судебном порядке добился отмены правила, привязывающего игрока к команде против его воли. Таким образом, еще в 1963 году на трансферном рынке Англии были установлены те правила, по которым он существовал до декабря 1995-го, когда разрешилось дело Босмана и футболист с закончившимся контрактом смог беспрепятственно подписать соглашение с другим клубом.
Так что сегодня PFA, хотя и декларирует в качестве основных целей «защиту и улучшение условий труда и статуса профессиональных футболистов», с Футбольной ассоциацией Англии и премьер-лигой в глобальном плане не конфликтует. Регулируются лишь конкретные споры игроков с клубами. Еще одно направление деятельности организации – реализация образовательных программ, позволяющих спортсменам трудоустроиться по окончании карьеры. Бывшие и действующие игроки могут учиться на физиотерапевтов в Университете Сэлфорда, изучать спортивную науку в Стаффордшире и Манчестере.
Болельщики же знают PFA благодаря наградам, вручаемым ассоциацией с 1974 года. Самая престижная из них – «Игрок года» – достается лучшему футболисту, по мнению самих спортсменов, и определяется путем анкетирования членов ассоциации. Существуют также призы для «Лучшего молодого игрока» и «Внесшего наибольший вклад в развитие футбола».
PFA, президентом которой является бывший полузащитник Bolton Wande0rers Гордон Тэйлор, стала одной из пяти основательниц Международной ассоциации профессиональных футболистов (FIFPro), где и сейчас играет ключевую роль, а англичанин Бобби Барнс входит в управляющий совет.
В совет созданной в 2005 году организации вошли Андрей Аршавин, Сергей Семак, Александр Рязанцев и избранный его председателем Владимир Леонченко. Основную задачу ПСФТ генеральный секретарь профсоюза Николай Грамматиков сформулировал так: «Объяснить ребятам, по каким правилам они должны действовать в футбольной жизни». Именно «объяснениями», а также реализацией медицинских и образовательных программ сейчас преимущественно и приходится заниматься, ведь возможности реально влиять на футбольную политику полностью отсутствуют.
Еще Виталий Мутко в бытность президентом РФС заявлял об отказе от сотрудничества с независимо настроенным ПСФТ и фактически проигнорировал разработанную им программу «11 шагов навстречу футболу». А Сергей Фурсенко и вовсе решился на создание альтернативного Общероссийского профессионального союза футболистов (ОПСФ), учредительная конференция которого прошла в начале сентября нынешнего года. Членами совета игроков новой структуры стали Константин Зырянов, Максим Бузникин, Вадим Евсеев, Владислав Шаяхметов (мини-футбол), Михаил Михайлов (второй дивизион, ПФЛ), Ирина Зварич («Россиянка», женский футбол), председателем избрали Вагиза Хидиятуллина. Цели ставятся те же, что и у ведомства Леонченко, а именно: «защита прав и интересов футболистов». Причем выступающих не только в РФПЛ, но и в низших дивизионах, а также в женском и мини-футболе. Именно факт привлечения как можно большего количества членов, по мнению руководства ОПСФ, позволит выйти на мировой уровень. «Где будет основная масса игроков, ту организацию и признает FIFPro», – уверенно ответил Хидиятуллин на вопрос о нынешнем членстве ПСФТ в Международном профсоюзе футболистов.
Автором идеи создать профсоюз игроков Национальной хоккейной лиги был Тед Линдсэй из Detroit Red Wings. Узнав, что в бейсболе и американском футболе у спортсменов гораздо более выгодные условия труда, он справедливо решил, что добиться их улучшения можно, только выступив единым фронтом. И вместе с защитником Montreal Canadiens Дугом Харви в 1957 году начал ездить по командам, ведя разъяснительную работу с хоккеистами. Однако успехом она не увенчалась: владельцы клубов сыграли на опережение, обменяв наиболее активных сторонников новой идеи в другие коллективы или отправив их в фарм-клубы. Сам Линдсэй оказался в Chicago Black Hawks, игроки которого относились к профсоюзным инициативам с прохладцей.
Следующая попытка создать ассоциацию по защите прав хоккеистов была предпринята в 1967-м в Торонто, где представители шести клубов объявили об учреждении профсоюза игроков и избрании его президентом Боба Палфорда. Первым шагом последнего на новом посту стала встреча с хозяевами клубов. Им был поставлен ультиматум: или они признают организацию, или Палфорд и компания обращаются в общегражданские органы по охране труда. Также было обещано, что члены профсоюза откажутся от забастовок на время действия коллективного соглашения. На том и договорились.
Сейчас, через 43 года после создания NHLPA, ее основной функцией по-прежнему является представление интересов спортсменов в переговорах с лигой и клубами об условиях труда, а также надзор за тем, как соблюдаются условия коллективного соглашения. Срок действия нынешнего договора игроков с NHL завершается после следующего сезона, а это значит – профсоюзу предстоит непростая борьба с жаждущими «завинчивания гаек» владельцами клубов. Представлять NHLPA будет исполнительный директор Дональд Фер, в течение двадцати с лишним лет с успехом занимавший аналогичную должность в бейсбольной MLB. Именно этот 62-летний юрист и осуществляет оперативное управление ассоциацией, стратегические же решения принимает специальный совет игроков, куда входит по одному представителю от каждого из 30 клубов.
Профсоюз также помогает спортсменам в реализации их маркетинговых прав. В частности, способствует выстраиванию взаимоотношений с производителями видеоигр, одежды и другой продукции, при изготовлении которой используются образы хоккеистов. Действует несколько программ помощи бывшим игрокам, в частности «Жизнь после хоккея», которая помогает отставникам адаптироваться к повседневной жизни. Для действующих спортсменов разработана программа профессионального развития.
Те же болельщики, которые интересуются сугубо спортивной стороной NHL, знают NHLPA благодаря Ted Lindsay Award. Самая престижная в лиге индивидуальная награда вручается ассоциацией «Наиболее выдающемуся игроку сезона», для чего проводится анонимное анкетирование всех хоккеистов – членов профсоюза.
Профсоюзы хоккеистов в России были и до образования Континентальной хоккейной лиги. Президентом первого из них стал Михаил Бородулин. Правда, просуществовала возглавляемая им структура недолго: у капитана магнитогорского «Металлурга» диагностировали рак поджелудочной железы, и он отошел от дел. Нового же лидера не нашлось. Следующий профсоюз создал в 2004 году президент омского «Авангарда» Анатолий Бардин, а в начале 2006-го был учрежден Профессиональный союз хоккеистов и тренеров, главой которого стал сын Валерия Харламова Александр. Однако ни с одной из этих организаций новая лига дел иметь не пожелала, хотя и прописала в регламенте не только наличие самого профсоюза, но и обязательность вступления в него всех игроков. «Харламовский» не устраивал тем, что (как в приватной беседе выразился один из топ-менеджеров КХЛ) являлся «детищем агентов, желавших диктовать руководству новой лиги свои условия». Бардин же не подходил на роль профсоюзного лидера просто потому, что, руководя «Авангардом», по сути, являлся работодателем и имел интересы, далекие от устремлений самих хоккеистов. В чем позже и признался, назвав критикуемый игроками редрафт «очень хорошим мероприятием для урегулирования зарплаты».
Вот и вышло, что лига сама создала Kontinental Hockey League Players’ Trade Union (KHLPTU), как официально называется организация, возглавляемая партнером президента КХЛ Александра Медведева по команде «Газпромэкспорт» Андреем Коваленко. Поначалу система сбоев не давала, профсоюз даже согласился на централизованное снижение зарплат большинству игроков, однако со временем занял более жесткую позицию. Вплоть до того, что отказался идти на компромисс с объединением работодателей и подписывать коллективное соглашение на сезон 2010/2011. Однако в отличие от NHL, где по аналогичной причине трижды объявлялся локаут, в России продолжают играть. «Согласно закону о спорте, главный документ, регулирующий деятельность лиги, – это регламент. Когда стало ясно, что отношения между игроками и работодателями зашли в тупик, а проведение следующего сезона оказалось на грани срыва, лига сама выработала проект регламента», – объяснил ситуацию вице-президент КХЛ Владимир Шалаев. А Александр Харламов в интервью «Большому спорту» резонно заметил по этому поводу: «Получается, что ведомство Андрея Коваленко не особо и нужно». И ведь возразить нечего.
Основанная в 1954 году, NBPA – старейшая профсоюзная организация в четырех крупнейших спортивных лигах Северной Америки. Именно эта структура первой добилась признания работодателями и заключила с ними коллективное соглашение. К достижениям ассоциации можно отнести и введение в 1983 году потолка зарплат. Причем не фиксированного, как в NHL, а «мягкого», соотносимого с доходами лиги, что было выгодно баскетболистам.
Но сейчас у профсоюза настали нелегкие времена. В октябре нынешнего года комиссар NBA Дэвид Стерн заявил о том, что его структура убыточна, причем потери за сезон могут составить до 350 миллионов долларов. Поэтому владельцы клубов требуют уменьшения зарплат баскетболистов, причем сразу на треть. Существует также проект сокращения количества команд в лиге. Узнав о подобных намерениях, исполнительный директор NBPA Билли Хантер пригрозил локаутом. На что Стерн ответил: «Не могу поверить, что именно Билли сделал подобное заявление, – он не в том положении, чтобы нас пугать». Президент ассоциации игроков защитник Los Angeles Lakers Дерек Фишер в своих высказываниях более дипломатичен и подчеркивает, что «детали переговоров не должны выноситься на суд общественности». Однако в приватных беседах советует баскетболистам «готовиться к худшему». Срок действия нынешнего коллективного соглашения истекает 30 июня 2011 года, и вероятность третьего в истории лиги локаута велика как никогда.
Организацию, главой которой является многолетний лидер сборной России Елена Баранова, а председателем исполкома – бывший форвард «Химок» Александр Куртенок, создали еще в апреле 2009-го, однако во всеуслышание она заявила о себе лишь минувшим летом. По словам Куртенка, причиной вынужденного пребывания «в подполье» было противодействие со стороны экс-президента РФБ Сергея Чернова, не приветствовавшего создание независимого профсоюза. Лишь после небезызвестного скандала с аудиозаписью и образования Профессиональной баскетбольной лиги ПСБТ начал активную работу по «вербовке» игроков и тренеров, а также стал членом Европейского союза баскетболистов (UBE), объединяющего подобные организации из Испании, Италии, Германии, Греции, Франции, Израиля, Финляндии и с Кипра. «Этот шаг позволит исключить создание других профсоюзов в нашей стране, в том числе карманных РФБ», – уверен Куртенок, выражающий надежду на «взаимовыгодное сотрудничество» с ПБЛ.
Правда, источник в ее руководстве сообщил «Большому спорту», что по состоянию на середину ноября «никаких контактов с ПСБТ не было и нет». И в нынешнем сезоне со стороны лиги инициатив по их налаживанию не будет. В дальнейшем же все возможно, ведь председатель попечительского совета ПБЛ Андрей Ватутин заявлял о том, что «в идеале хотелось бы иметь структурированную систему, в которой присутствовал бы профсоюз игроков».