Вот уже девятый год подряд компания Red Fox проводит уникальную для России мультигонку, собирающую самых выносливых спортсменов страны. В прошлые сезоны соревнования проходили на севере – в Норвегии, Ленинградской и Мурманской областях. Нынешняя предъюбилейная Red Fox Adventure Race IX неожиданно для многих получила прописку в субтропиках – там, где через четыре года состоится сочинская Олимпиада. За стремлением к победе отважных экстремалов на фоне «стройки века» наблюдал корреспондент «Большого спорта».
Еще находясь в самолете, следующем по маршруту Москва – Адлер, дружная команда журналистов и фотографов вовсю обсуждала предстоящую Олимпиаду-2014. В ход шли как проверенные новости, так и сплетни о том, как на следующий день после объявления города – хозяина XXII зимних Олимпийских игр в Сочи в два раза подорожали фрукты и овощи. Те, кто уже бывал в живописных местах вокруг Красной Поляны, колоритно описывали потрясающую природу и лес, нависающий над серпантином. Тем сильнее оказался шок – после прилета компания загрузилась в автобус и двинулась к месту назначения, однако вместо обещанного леса вдоль горной дороги валялись бревна и стояла спецтехника. Речку Мзымта скрывала плотная завеса висящей в воздухе строительной пыли. Подготовка к Олимпиаде идет полным ходом, и за ней можно наблюдать на протяжении всего пути от сочинского аэропорта до Красной Поляны. Первые тоннели и линии для скоростных электричек уже построены.
Приехав в Красную Поляну, мы поинтересовались у директора гонки Константина Бекетова о том, что же побудило Red Fox изменить сложившуюся традицию и устроить соревнования в жарких субтропиках. Все оказалось просто: Константин вместе с председателем оргкомитета Ольгой Мороз давно хотели сделать это место площадкой экстремальных испытаний, а приближающаяся Олимпиада заставила их поторопиться, ведь когда «стройка века» развернется на всю катушку, получить разрешение на проведение Red Fox Adventure Race будет невозможно. Каким же оказался последний шанс преодолеть сочинские препятствия? Обо всем по порядку.
Прежде всего, стоит рассказать о том, что представляет собой сочинская мультигонка. Приставка «мульти» заключает в себе 7 различных соревнований, для которых устроители Red Fox Adventure Race задумали 10 этапов. Трасса не отличалась простотой – за два дня командам предстояло преодолеть дистанцию 100 километров с суммарным перепадом высот 8848 метров, что, по задумке организаторов, точно соответствует высоте Эвереста.
Программа первого дня включала три велосипедных участка, а также сложнейшую пещеру и тяжелый трекинг в горах. Этот участок оказался непреодолимым сразу для четверти стартовавших, которые в итоге завершили выступления в самом начале гонки. Всего же на старт в Красной Поляне вышло 116 спортсменов – 28 команд-двоек и 15 четверок (причем по регламенту в состав квартета обязательно входила девушка).
Приключения начались с первых часов состязаний: знойное южное солнце неожиданно сменил сильный ливень, и участники вымокли до нитки. Многих из них ждал еще один опасный сюрприз – встреча с медведицей и медвежонком, благо всем хватило ума обойти зверя стороной. Ко всему прочему добавились проблемы с ориентированием по карте, из-за чего не все спортсмены успели к старту велосипедного отрезка до темноты. Пришлось остаться на ночлег в горах. Не обошлось и без происшествий – участник из Ростова-на-Дону не удержал равновесия на снежном уступе и, упав, получил травму руки, несовместимую с дальнейшим продвижением по трассе. К радости организаторов, этот инцидент, произошедший на самом старте гонки, так и остался единственным несчастным случаем.
По расчетам директора Red Fox Adventure Race Константина Бекетова, основная часть команд должна была добраться до пещер еще до полуночи. Тем не менее сложность трассы внесла свои коррективы – к назначенному времени на спелеоэтапе появилась лишь небольшая группа самых стойких. Остальные подтягивались на место промежуточного финиша вплоть до утра, когда до начала второго дня соревнований оставались считаные часы.
Как выяснилось, силы у команд, несмотря на тяготы первого дня и бессонную ночь, все же остались. Алексей Барышников из команды Nike заверил, что такой график его совсем не удивляет. На крупных международных соревнованиях победы в «марафонских» мультигонках возможны лишь при безостановочном движении на протяжении четырех-пяти суток. Причем итоговые разрывы между командами могут достигать 30–40 часов. На Red Fox Adventure Race такие отставания невозможны, но тем не менее несколько лидирующих команд за один день сумели создать внушительный задел.
После короткого сна участники вышли к 10-метровому водопаду, с которого начинался каньонинг – сплав по холодной горной реке. Большинство участников и тем более участниц бесстрашно бросались вниз мимо бурлящего потока. Лишь две девушки не справились со страхом, и их команды потратили драгоценное время, спуская подруг на веревках. После каньона «оставшихся в живых» ждало ориентирование. Тут-то и определились лидеры. Те из команд, в составе которых были мастера спорта именно по этой дисциплине, вырвались далеко вперед. Уже упоминавшаяся Nike, одна из лучших в России, ни на секунду не давала усомниться в собственном превосходстве. Но с наибольшим напряжением журналисты следили за своими любимицами, единственной женской командой гонки – «Ареной» из Москвы. Девушки не тушевались и буквально наступали на пятки лидерам.
После ориентирования и еще одного этапа каньонинга спортсмены достигли «виа ферраты», скального участка, оборудованного страховочным тросом. Преодолеть его оказалось не очень сложно, что позволило командам существенно сэкономить силы для финишного рывка.
А финал состязаний принимал сочинский пляж. Прямо на гальке, неподалеку от отдыхающих, расположился огромный финишный створ. Впрочем, просто добежать до него, спустившись с гор, было недостаточно. Последним этапом значилось плавание – правила гонки требовали коснуться рукой буя, колыхавшегося в море на расстоянии 250 метров от берега. Конечно, для тех, кто преодолел все преграды и добежал до прохладного моря, это заключительное испытание оказалось даже в радость.
После заплыва на 500 метров участники с трудом держались на ногах, обессиленно падая на острые камни. Заслуженный отдых скрасило (а кому-то омрачило) обнародование итоговых результатов. Подумать только: в двойках первое и второе места разделили лишь две минуты! И это при том, что время победителей – команды Chasing Daylight (Артем Ростовцев и Алексей Трощенко) – составило 21 час 36 минут. Фавориты гонки – петербуржцы Игорь Клепча и Владимир Левченко («Кант-СПб») потеряли много времени на ориентировании и растратили задел, заработанный в первый день. Вскоре после них на финиш пришла и четверка Nike. На протяжении всей гонки ребята уверенно шли к победе, ставшей для них уже третьей на Red Fox Adventure Race. Второй квартет отстал сразу на пять часов, но для «Арены» это был настоящий триумф. Любимцев публики встретили бурными аплодисментами. Четыре миниатюрные девушки заткнули за пояс матерых мужиков из других команд, многим из которых так и не удалось добраться до финиша.
Любопытно, что среди тех, кто подверг себя испытаниям на Red Fox Adventure Race, практически не было профессиональных спортсменов. Даже чемпионов мира по ориентированию из Nike уже через пару дней после победы в Красной Поляне ждут на рабочих местах. Психологи, аудиторы, менеджеры, тренеры, инженеры – все они на два дня забыли о своей нормальной жизни и целиком отдали себя приключениям. На прощание команды выразили желание принять участие в следующей, уже юбилейной Red Fox Adventure Race X. На вопрос, где она состоится, директор гонки Константин Бекетов ответил уклончиво: «Хорошо, что нынешняя прошла без эксцессов. Но усталость накопилась, так что пока не будем думать о будущем и постараемся радоваться настоящему. Место гонки-2011 утвердим через пару месяцев, но где бы она ни состоялась, смею заверить: все пройдет так же классно или даже еще лучше». И нет причин этому не верить.
Место проведения: Красная Поляна, Сочи
Даты проведения: 11–13 июня
Продолжительность гонки: 2 дня
Общая протяженность дистанции: 100 км
Общий перепад высот: 8848 м
Дисциплины: