В отличие от престижных кольцевых гонок мир классического ралли выглядит менее «причесанным». Соревнования проходят и зимой и летом, по асфальту и гравию, на засыпанных песком и покрытых льдом трассах в самых разных уголках планеты. В общем, там, где не ступала и никогда не ступит «нога» «Формулы-1». Недаром многих чемпионов по авто- и мотоспорту словно магнитом тянет в ралли, для них это не просто гонки, а еще и увлекательные приключения, проверка собственных возможностей в реальных, а не искусственно созданных условиях. «Большой спорт» рассказывает об основных сериях классического ралли.
Первые крупные раллийные гонки стали проводить еще в начале XX века. Однако идея объединить знаменитые классические ралли в чемпионат мира посетила чиновников Международной федерации автоспорта (FIA) не так уж и давно – в конце 1960-х. Причем сначала, в 1970-м, был организован чемпионат среди производителей (IMC) и только после трех лет «полевых испытаний», в 1973-м, стартовало полноценное первенство мира, включившее в себя большинство самых известных ралли Европы, а также два этапа в Африке и один в США. Отметим, что в первые сезоны в WRC (World Rally Championship) вообще не велся личный зачет и за чемпионский титул боролись исключительно команды. Исторический дебют WRC состоялся с 19 по 26 января на легендарном Ралли Монте-Карло, где победу одержал француз Жан-Клод Андре из Renault-Alpine. Именно эта заводская команда и стала первой по итогам чемпионата, опередив Ford и FIAT.
Вообще WRC рождалася в муках. Первый же этап получился скандальным – из-за последствий снежной бури и аварии полторы сотни экипажей не смогли уложиться в лимит времени и были сняты с дистанции уже на втором спецучастке Ралли Монте-Карло. Возмущенные дисквалификацией спортсмены в знак протеста решили перегородить трассу, и только после ряда стычек разгневанных гонщиков с полицией соревнования худо-бедно продолжили.
Но это были еще цветочки, в 1974-м чемпионат планеты вообще едва не приказал долго жить – на Европу обрушился масштабный нефтяной кризис, который ударил и по автоспорту. Количество этапов WRC сократили с 13 до 8, причем с середины апреля до начала октября состоялась одна-единственная гонка. К счастью, первенство все же выжило и постепенно набрало обороты. С 1979 года начали разыгрывать и титул чемпиона мира в индивидуальном зачете, первая победа досталась шведу Бьорну Вальдегарду.
Вскоре в окрепшей WRC началась настоящая гонка вооружений среди концернов. Раллийные машины становились все дороже, мощнее и быстрее. Автомобили группы B, распространенной в первой половине 1980-х, по своим характеристикам стремительно приближались к болидам «Формулы-1», но были трудны в управлении и порой очень опасны как для самих пилотов, так и для зрителей. Поэтому в 1986-м «золотой эре» ралли с господством высокотехнологичных прототипов пришел трагический конец. Сначала драма разыгралась в Португалии, когда во время перегона от одного спецучастка к другому Ford португальца Хакима Сантуша влетел в толпу болельщиков. Три человека погибли, более 30 получили ранения, гонку решили не продолжать. Еще через некоторое время на ралли во Франции погибли молодой финский пилот Хенри Тойвонен и его американский штурман Серджио Кресто. Гонщики сгорели заживо. Международная федерация немедленно решила «заморозить» все доработки прототипов группы B, а также запретить их к использованию с 1987 года. Вместо «высокотехнологичных монстров» на трассы вышли автомобили группы А, куда более приближенные к обычным дорожным машинам. Тем не менее пик трагедий пришелся на начало 1989-го, когда в первых трех ралли сезона погибло три пилота и два штурмана.
С 1997-го и по настоящий момент соревнования проходят на автомобилях категории World Rally Car. Внешне их с трудом можно отличить от серийных моделей, распространенных на дорогах всего мира (в год производитель обязан выпускать не менее 2500 экземпляров). Но конечно же, на самом деле «начинка» раллийных Peugeot 206, Ford Focus и Citroёn C4, покрывших себя славой в WRC, существенно отличается от того, что скрывается под капотом их серийных родственников. Команды модернизируют свои автомобили до неузнаваемости, оставляя привычной лишь оболочку: ставят двухлитровые турбодвигатели с ограничением по мощности 300 л. с. и 6-ступенчатые секвентальные коробки передач, не брезгуют полным приводом и огромным количеством аэродинамических улучшений, куда более жесткой подвеской и специальным каркасом безопасности для защиты пилота и штурмана в случае аварий. По приблизительным оценкам, одно такое чудо техники стоит не меньше 500–800 тысяч евро, плюс его постоянно обслуживает и настраивает целая команда профессиональных механиков. В общем, WRC – удовольствие недешевое, поэтому, несмотря на рекламную отдачу, во время нынешнего финансового кризиса многие концерны отказались от участия в чемпионате. В ответ на такую реакцию организаторы раллийного первенства взяли курс на сокращение расходов, сделав со следующего года ставку на более дешевые авто на основе класса Super 2000.
В нынешнем сезоне запланировано 13 этапов – девять в Европе, по одному в Мексике, Иордании, Новой Зеландии и Японии. Так что география чемпионата весьма обширна. Главный фаворит-2010 вполне предсказуем – француз Себастьен Леб, обладатель ордена Почетного легиона. К 36 годам он стал настоящим Шумахером ралли. Выиграв на своем Citroёn шесть титулов чемпиона мира подряд, гонщик вполне способен повторить успех и в этом году. Но даже несмотря на подвиги Леба, не французов, а финнов все же следует считать самыми успешными раллистами планеты – пилоты страны Суоми (Томми Мякинен, Ари Ватанен, Юха Канккунен, Маркус Гронхольм и другие) выигрывали в общей сложности 13 раз. В нынешнем сезоне в WRC принимает участие и чемпион мира в «Формуле-1» Кими Райкконен. Большим фанатом классического ралли считается и многократный чемпион мира по мотогонкам итальянец Валентино Росси, но он ограничивается лишь заездами в отдельных рейдах в свободное от основной работы время.
Это заметно более молодая, но стремительно набирающая обороты раллийная серия. Intercontinental Rally Challenge (IRC) появилась на свет в 2006-м специально для того, чтобы «дать новые возможности молодым гонщикам и помочь им набраться международного опыта». Однако амбициозные новички не ограничились ролями «детского сада» и «кузницы кадров» для WRC, начав весьма успешно конкурировать с чемпионатом мира. Благодаря покровительству и всемерной поддержке телеканала Eurosport, а также более демократичному техническому регламенту дела IRC быстро пошли в гору.
Первое пробное соревнование состояло всего из четырех этапов (серия стартовала с Ралли Южной Африки 25–27 мая 2006 года) и завершилось победой Джандоменико Бассо на FIAT Punto, зато следующий сезон прошел с куда большим размахом. Он начался ранней весной знаменитым и колоритным сафари-ралли в Кении и включил в общей сложности 10 этапов. В том числе и Ралли России в Выборге, проходившее в июле на протяжении трех сезонов подряд. Правда, в нынешнем году российский этап в календаре IRC отсутствует.
Зато с 2009-го серия заполучила еще одну «жемчужину» – ее сезон открыло легендарное Ралли Монте-Карло. Организаторам из Монако не понравился формат этапов WRC, и они решили начать сотрудничество с более гибкой IRC. Чемпионат мира и в следующем году останется без самой знаменитой гонки, переговоры ни к чему не привели, в княжестве по-прежнему предпочитают Intercontinental Rally Challenge. Мало того, в разгар финансового кризиса вдруг выяснилось, что новая серия куда привлекательнее и для автоконцернов. В то время как производители в целях экономии начали покидать чемпионат мира по ралли, в IRC от автомобильных компаний не было отбоя. В сезоне-2009 в чемпионате принимали участие автомобили Abarth, Honda, Peugeot, Proton, Ralliart, Škoda и Volkswagen, а в этом году к ним присоединилась знаменитая в раллийном мире Subaru. Причина такого ажиотажа – удачный выбор автомобилей для серии. В группу Super 2000 допускают машины не менее 4,2 метра с четырехдверным кузовом (седан или хетчбэк), имеющие серийный кузов, но без ограничения на число дверей, а также атмосферные, рабочим объемом 2,0 литра, двигатели и стандартную полноприводную трансмиссию. При всех дополнительных «наворотах» эти авто стоят примерно в три раза дешевле, чем современные машины WRC. А разница в сотни тысяч долларов сегодня весьма значима. Кроме того, к участию в IRC допускаются автомобили распространенного класса N.
«IRC делают хорошую работу, но они не имеют никакого отношения к нашей организации. Ведь это исключительно частная, коммерческая серия», – заявил недавно президент FIA Жан Тодт, не понаслышке знакомый с миром ралли. Понятно, что высокопоставленный чиновник обеспокоен возросшей популярностью неподконтрольного конкурента, отсюда и демократические реформы в WRC. Но даже эти изменения не лишат IRC привлекательности. Глава этого чемпионата Марчелло Лотти уже заявил, что в 2011-м в календаре появятся и другие известные гонки. В частности, подписан договор с Ралли Корсики, ведутся переговоры с новозеландцами. Да и многие пилоты обращают внимание именно на молодую серию. Кстати, с 2007 по 2009 год в чемпионате побеждали гонщики Peugeot, но в 2010-м уверенно лидирует Škoda.
Безусловно, пропасть между двумя раллийными «тяжеловесами» – WRC и IRC – и всеми остальными чемпионатами весьма велика. Но все-таки существуют и другие заметные серии. Прежде всего ERC (European Rally Championship), который старше чемпионата мира и в какой-то степени является его прародителем. Первым победителем этой серии, проходящей под эгидой FAI еще в далеком 1953-м, стал немец Гельмут Поленски. А в минувшем сезоне в чемпионате первенствовал итальянец Джандоменико Бассо, в 2006-м совместивший победы и в ERC, и в IRC. Что, впрочем, неудивительно: оба соревнования проходят на уже упоминавшихся машинах Super 2000. Порой в ERC также выступают и настоящие звезды других категорий автоспорта. В частности, в апреле на Mille Miglia в Италии принял участие польский пилот «Формулы-1» Роберт Кубица.
Помимо European Rally Championship, стоит упомянуть Australian Rally Championship, который начал свою историю еще в 1968-м, и African Rally Championship, проводящийся с 1981 года. А в Азии можно выделить и вовсе два популярных чемпионата – Middle East Rally Championship и Asia-Pacific Rally, стартовавшие в 1984-м и 1988-м соответственно. Не обделена своим раллийным чемпионатом и Северная Америка. Правда, Rally America появилось на свет только в 2005-м, но зато быстро завоевало популярность в США. Во многом благодаря личности своего четырехкратного на данный момент чемпиона – знаменитого трюкача-экстремала Трэвиса Пастраны, побеждавшего за рулем Subaru Impreza WRX STI.
Кроме того, вместе с целым рядом ралли WRC Международная федерация автоспорта проводит соревнования в других, младших сериях. К примеру, в 2001-м был запущен Junior World Rally Championship, в котором участвуют преимущественно машины класса Super 1600 (двигатели объемом 1,6 литра, но в целом эти авто близки к классу Super 2000). Примечательно, что первым победителем молодежного первенства стал не кто иной, как Себастьен Леб, также титулы выигрывали популярные сегодня пилоты – испанец Дани Сордо и француз Себастьен Ожье. С 2002-го вместе с главным чемпионатом мира проходит Production World Rally Championship, где гонщики выступают на машинах, не сильно отличающихся от стандартных (группа N). До нынешнего года в PWRC разрешалось выступать и автомобилям группы Super 2000, но в этом сезоне их выделили в отдельные состязания – Super 2000 World Rally Championship.