Одно из самых интересных и престижных соревнований в календаре IRC – Ралли Ипр запомнилось толпой болельщиков, эффектными маневрами пилотов и сложнейшей трассой, насчитывавшей 13 спецучастков. Но главной интригой стали обидные сходы фаворитов во главе с лидером в общем зачете Юхо Ханниненом и, конечно же, блистательная победа бельгийца Фредди Лойкса. Особого упоминания заслуживает и третье место 22-летнего пилота Peugeot Тьерри Нойвилля, впервые в этом сезоне взобравшегося на пьедестал почета.
В Средние века Ипр, расположенный почти у самой границы современных Бельгии и Франции, был одним из крупнейших в Европе центров сукноделия, чья продукция поставлялась даже в Великий Новгород. Но пожар 1241 года и последующая Столетняя война подорвали его могущество. В начале XX века о существовании городка знали только историки. Увы, но через несколько лет мир вновь услышал об Ипре – он стал ключевым пунктом Западного фронта Первой мировой войны. Именно здесь немцы впервые применили химическое оружие, в качестве которого использовали, в частности, горчичный газ, позже названный ипритом.
Однако не только суровое военное прошлое принесло Ипру известность. Раз в три года, во второе воскресенье мая, тут проходит Kattenstoet – костюмированный фестиваль в честь средневекового обычая сбрасывать кошек с городской башни. В те времена эти животные ассоциировались с нечистой силой. Сейчас их по-прежнему низвергают вниз, правда, не живых, а игрушечных. Поймать одну из них считается большой удачей.
Равно как и стать свидетелем проводящегося с 1965-го ралли Ипр. В разные годы его участниками были чемпионы мира Дидье Ориоль и Колин Макрай, а также нынешний президент Международной автомобильной ассоциации (FIA) Жан Тодт. Хватало знаменитостей и среди тех, кто приехал в Ипр на этот раз.
Впрочем, сначала не о них, а о болельщиках. Любовь бельгийцев к автоспорту просто поражает. Население Ипра с пригородами – около 35 тысяч человек, и казалось, все они в последние выходные июня отправились на ралли. Подъезды к спецучасткам были заставлены припаркованными машинами, и припозднившимся фанатам приходилось пешком преодолевать сотни метров, а после чего обнаруживать, что места с лучшим обзором давно заняты. Кстати, билет, дававший возможность просмотра всех гонок ралли, стоил 35 евро, а состязаний на одном спецучастке – 9. Вопрос о том, сколько человек посетило бы ралли за такие деньги в России, впору назвать риторическим. Но это Бельгия, а ее жители знают толк в автогонках.
Многие любители автоспорта приходили с небольшими раскладными лестницами, взгромоздясь на которые наблюдали за событиями поверх голов тех, кому посчастливилось оказаться в первых рядах. Некоторые спецучастки пилоты проезжали за два раза, и в течение нескольких часов, пока баталии разворачивались на других отрезках трассы, зрители не покидали мест, живо обсуждая происходившее. А посмотреть было на что.
Узкие асфальтовые дороги с порою 90-градусными поворотами покорялись далеко не всем. Уже в первый же день с дистанции сошел лидер общего зачета Юхо Ханнинен. Выиграв два из пяти предыдущих этапов и дважды финишировав вторым, финн улетел в кювет на четвертом спецучастке. Впрочем, дела у Юхо не заладились сразу – еще на втором отрезке он проколол колесо, в результате чего значительно отстал от дуэта лидеров, который составили Фредди Лойкс и Крис Мик. Бельгиец и британец побеждали в Ипре в 2008 и 2009 годах соответственно, и на сей раз именно их дуэль стала главным украшением гонки. Причем если Лойкс фактически дебютировал в IRC в нынешнем сезоне, заменяя в заводской команде Škoda Motorsport Гая Уилкса, восстанавливающегося после травмы, то для представителя Peugeot гонка в Бельгии – отличный шанс включиться в борьбу за лидерство в общем зачете. Благо Ханнинен сошел и очков набрать не мог.
Но именно желание победить и подвело британца. После первого соревновательного дня Мик уступал Лойксу около шести секунд, в попытке отыграть которые нарастил темп, не справился с управлением и вылетел с трассы. К счастью, без катастрофических последствий для себя и своего штурмана. «Мы оба шли ва-банк, и было понятно, что кто-то допустит ошибку», – философски заметил Крис.
Бельгиец же проявил себя классным тактиком. После схода основного соперника его преимущество над ближайшим преследователем – чехом Яном Копецки составляло более минуты, и «быстрый Фредди», как называют Лойкса, решил не рисковать понапрасну, снизив темп. С каждым спецучастком преследователь отыгрывал несколько секунд, однако имевшегося запаса лидеру хватило для комфортного финиша. «Я не мог чувствовать себя совершенно спокойно, поскольку Ян постоянно приближался. Но если быть откровенным, темп немного спал после того, как мы перестали бороться с Миком», – признался выигравший ралли Ипр в шестой раз за карьеру 39-летний Лойкс. Впрочем, его коллеге по Škoda Motorsport тоже грех жаловаться. Набрав в Ипре 8 зачетных очков, Копецки закрепился на втором месте в общем зачете IRC, а его отставание от лидирующего Ханнинена сократилось до ничтожных трех очков.
Занести отчетный старт себе в актив может и молодой Тьерри Нойвилль. После того как сошли Мик и титулованный Стефан Сарразин, специально приглашенный защитить цвета французского автопроизводителя на ралли Ипр, именно юный бельгиец неожиданно превратился в лидера Peugeot. И выступил достойно, заняв третье место, пусть даже с почти двухминутным отставанием от Лойкса. «Мы шли позади основных лидеров, но неуклонно продвигались к цели и многому научились. Так что я очень рад финишировать третьим. Можно сказать, осуществил мечту. Два года назад я дебютировал в Ипре, сейчас же стою на подиуме, и это невероятно», – не мог поверить своему счастью Нойвилль, которому первое в сезоне попадание в призеры позволило подняться на шестое место в общем зачете.
Впрочем, рассуждать о том, кто в итоге станет триумфатором-2010, слишком рано. Из 12 входящих в календарь гонок на момент подписания этого номера в печать состоялась ровно половина, притом что в зачет идут семь лучших результатов. Поэтому даже Фредди Лойкс, набравший в Ипре свои первые 10 очков в сезоне, сохраняет шансы на титул. Не распрощался с ними и триумфатор-2009 Крис Мик, все свои 15 баллов получивший лишь в двух гонках. Однако следует признать, что перспективы британца, равно как и порадовавшего в Ипре Нойвилля, выглядят не столь радужными, как у пилотов Škoda. Дело в том, что для чешского автопроизводителя IRC – главное соревнование сезона, на которое выставляется заводская команда, имеющая возможность заключать контракты с лучшими пилотами. В то время как Peugeot делает основную ставку на другие гонки, в частности на «24 часа Ле-Мана», в подготовку к которым и вкладывает львиную долю средств, выделяемых на автоспорт. В IRC же выступают региональные команды, широко представленные и в Ипре. Тот же Нойвилль вышел на трассы от Team Peugeot Belgium-Luxembourg, Мик – от Peugeot UK, а единственный в IRC женский экипаж – от Peugeot Sport Turkiye. Ставшие любимицами болельщиков бесстрашные Бурджу Четинкая и Чичек Гюней вовсе не выглядели аутсайдерами и поначалу составляли достойную конкуренцию мужчинам, закрепившись в числе пятидесяти лучших (кстати, всего на старт вышло более сотни экипажей). Однако совладать с извилистыми бельгийскими дорогами они все же не сумели и до финиша не добрались. Как, впрочем, и большинство стартовавших. Слишком уж сложным оказалось 45-е по счету ралли Ипр.