Красно-белый чех

Большой спорт №9(35)
Дмитрий Маслов
В 2008 году московский «Спартак» занял восьмое место в чемпионате России, нынешний сезон команда также начала не слишком удачно. И руководство клуба пошло на решительный шаг – по ходу первенства сменило главного тренера.

В 2008 году московский «Спартак» занял восьмое место в чемпионате России, нынешний сезон команда также начала не слишком удачно. И руководство клуба пошло на решительный шаг – по ходу первенства сменило главного тренера. Место Микаэля Лаудрупа занял генеральный директор клуба Валерий Карпин, под руководством которого «Спартак» без существенных изменений в составе преобразился и превратился в реального претендента на золотые медали. О произошедших с клубом метаморфозах, особенностях жизни в России и перспективах сборной Чехии в интервью журналу «Большой спорт» рассказывает капитан «Спартака» Мартин Иранек.

В первой трети сезона «Спартак» находился в середине турнирной таблицы, сейчас же борется за первое место. Изменились ли в связи с этим взаимоотношения внутри команды?

Задача бороться за чемпионство ставилась и перед началом сезона. Другое дело, что это у нас не особо получалось. Но благодаря победам игроки почувствовали уверенность в собственных силах. Сейчас они психологически лучше готовы к игре.

А без этой уверенности вам сложно показывать хорошую игру?

В команде много молодых ребят, не имеющих большого опыта игры в чемпионате России. Им нужно почувствовать вкус
победы.

Как один из самых опытных игроков клуба вы советуете молодым коллегам что-то особенное?

Я советую им много работать, не бояться идти вперед и стремиться стать личностью на поле, быть особенным футболистом.

Вы стали капитаном «Спартака» еще во времена Микаэля Лаудрупа. Изменилось ли ваше положение в клубе после того, как место главного тренера занял Валерий Карпин?

Меня выбрала команда, а не тренер, а состав с тех пор почти не изменился. Так что все по-прежнему. Я никому не говорил: сделайте меня капитаном, ребята сами проголосовали. Если бы меня тяготила эта должность, я бы отказался – возможность была.

Вы можете «ответить» футболисту, который ведет себя неподобающим образом?

В случае необходимости могу строго попросить вести себя прилично, но этого обычно не требуется.

Не раз приходилось слышать, что Рафаэл Кариока – человек со сложным характером. Неужели нет проблем с бразильцами?

Кариока – молодой парень, ему непросто жить вдали от родных и друзей. Но он пытается влиться в коллектив.

Нередко приходится слышать, что менталитет западноевропейских и российских игроков существенно различается. Вам какой ближе?

Конечно, российский, все же и чехи, и русские – славяне. С другой стороны, я немало поиграл в Италии, там совершенно другие люди. Но привык и сложностей не испытывал. Поэтому хорошо понимаю ребят, приезжающих в Россию из Аргентины или Бразилии, – им здесь очень сложно.

Когда вы выступали за Reggina Calcio, на каком языке разговаривали с партнерами?

На итальянском, довольно быстро его выучил. Русский также освоил за три месяца.

А вот некоторые спартаковские бразильцы не слишком стремятся изучать язык…

Даже в Италии были аргентинцы и бразильцы, не стремившиеся учить язык. Я думаю: если футболист хорошо играет, ему можно простить незнание языка.

А как же вы на поле подсказываете?

Такие слова, как «вперед», «назад», «направо», «налево», они понимают, но разговаривать по-русски не могут.

Вас уже давно не вызывали в сборную Чехии, а сейчас появилась информация о возвращении в команду. Это действительно так?

В Чехии многое поменялось – от руководства футбольного союза до тренерского штаба сборной. Если Иван Гашек меня позовет, готов приехать, даже если придется сидеть на скамейке запасных.

Нет ли у вас ощущения, что в чешском футболе наступает некий кризис – Павел Недвед ушел, Ян Коллер тоже за сборную уже не выступает?..

Конечно, из сборной ушли знаковые фигуры, но думаю, со сменой руководства в чешском футболе наступят светлые времена.

Как вы оцениваете шансы сборной Чехии пробиться на чемпионат мира в ЮАР?

Главный для нас матч – в гостях со словаками. Если выиграем, то, думаю, все получится. После неудачного выступления на Евро-2008 в Чешском футбольном союзе начались «разборки», сейчас воздух очистился, появился энтузиазм.

В футболе все очень скользко: сегодня тобой интересуются, завтра получаешь травму и никому не нужен. За счет выступления в чемпионате Италии я попал в национальную сборную Чехии и, когда появилось предложение от «Спартака», долго не раздумывал: играть в России намного лучше, чем в средней команде чемпионата Италии. Ждать год или больше конкретного предложения от итальянского суперклуба я не хотел. Для меня «Спартак» – «большая» европейская команда, как тот же Juventus в Италии

Вы можете вернуться в чемпионат Чехии?

Почему бы и нет? Если здоровье позволит и буду востребован, продолжу выступать хоть до 40 лет.

У многих спортсменов есть собственный бизнес. У вас тоже?

В Чехии у меня автомобильный бизнес, им и займусь после ухода из спорта.

Как вы проводите в Москве свободное время?

Обычно общаюсь с живущими здесь чехами и словаками. Ходим в рестораны, в «Чешский дом».

Между «Спартаком» и ЦСКА очень напряженные отношения. С Томашем Нецидом вы тоже общаетесь в Москве?

Конечно. Это на поле друзей нет, а за пределами стадиона мы иногда встречаемся. Но «спартаковский дух» у меня уже есть, так что в ЦСКА перейти никогда бы не смог.

Вы выгодно отличаетесь от большинства российских игроков манерой одеваться. Имеете личного стилиста?

Никогда даже не думал о том, чтобы его завести. Когда несколько лет живешь в Италии, стране моды, чему-то да научишься.

А чем еще, помимо стиля в одежде, российские игроки в массе своей отличаются от итальянских?

Итальянцы более уверены в себе. Даже те из них, кто толком нигде и не играл, ведут себя как звезды. В России же много хороших спортсменов, но они не слишком уверены в своих силах.

Российские тренеры любят жаловаться на непрофессиональное отношение молодых игроков к своим обязанностям. Замечали такое?

Не могу говорить о других клубах, но в «Спартак» приходит хорошая молодежь. Нет такого, чтобы интересовались исключительно деньгами.

Почему те же Александр Самедов, Дмитрий Торбинский так и не закрепились в «Спартаке», а в других клубах показывают игру высокого класса?

В «Спартаке» все хотят только победы, даже от молодых игроков требуют результата, чтобы сразу заиграли на высоком уровне. Никто не хочет принимать во внимание, что человеку просто не хватает опыта. В другом клубе, где сразу результата не требуют, у них появляется больше шансов раскрыться, набраться уверенности.

А сами бы вы что предпочли на их месте: ждать своего шанса в «большом» клубе или сразу заиграть в основном составе в менее высококлассном?

Тяжело сказать. Я сразу заиграл в основном составе, пусть и не суперклуба, а в 20 с небольшим лет уехал за границу, где также не сидел на скамейке запасных.

Нет ли у вас ощущения, что не полностью раскрылись в Италии? Была информация, что вами интересовался тот же Juventus.

Я знал об этом интересе. Но в футболе все очень скользко: сегодня тобой интересуются, а завтра ты никому не нужен. Когда появилось предложение от «Спартака», долго не раздумывал: играть в России намного лучше, чем в средней команде чемпионата Италии. Для меня «Спартак» – «большая» европейская команда, как тот же Juventus в Италии.

За время выступления в России у вас не было предложений от хороших европейских клубов?

Были, от того же Schalke 04, но меня в «Спартаке» все устраивало.

Ваш контракт со «Спартаком» заканчивается после сезона-2009. В прессе появилась информация, что вы можете перейти в греческий Panathinaikos.

Я знаю об интересе греческого клуба, но не особо думаю на эту тему. Сейчас главное – следующая игра «Спартака».

Вы говорили, что не откажетесь от предложения принять российское гражданство. Это из-за лимита на легионеров или собираетесь здесь жить по окончании карьеры?

Из-за лимита, российское гражданство дает в этом плане преимущество. Для меня предпочтительнее остаться в «Спартаке», который каждый год борется за чемпионство и выступает в еврокубках, чем уходить в средний клуб топ-чемпионата. Понятно, что в 30 лет в Internazionale Milano меня уже не пригласят.

В нынешнем году «Спартак» не играет в еврокубках. Это плюс в борьбе за чемпионство в России?

Конечно, хотелось бы поиграть в Европе, но возможность сконцентрироваться на национальном первенстве – это преимущество по сравнению с тем же «Рубином», выступающим в Лиге чемпионов.

А вы сами какой график игр считаете оптимальным для футболиста – раз в неделю, два?

Когда побеждаешь, хочется играть постоянно, тогда через два дня – нормальный график. А если проигрываешь – неделю отдохнуть хорошо.

У вас есть особый режим питания?

У меня нет проблем с весом, так что ем все, что нравится, даже в отпуске.

Большинство футболистов выступают в бутсах из искусственных материалов. Вы же предпочитаете кожаные. Чем они вас привлекают?

Я с детства выступаю в кожаных бутсах, привык. Сейчас бутсы стали гораздо легче, чем раньше. Мне нравятся Nike Tiempo, в которых я и играю.

Кожаные бутсы менее долговечны?

Не думаю. Мне никогда не приходилось менять бутсы во время матча. Хотя я видел, как футболистам зашивают бутсы – по ходу поединка менять привычную обувь никто не хочет. Я разнашиваю бутсы на тренировках и на игры стараюсь не надевать новые.

У вас русская подруга. Не задумывались о том, чтобы остаться жить в России по окончании карьеры?

Мы встречаемся почти три года. Пока рано думать о том, где буду жить после окончания карьеры, но все же склоняюсь к Чехии.

А что не нравится в Москве иностранным футболистам?

Прежде всего пробки, плохая экология и высокие цены. С семьей тут неудобно жить – мало детских площадок, да и нередко они расположены рядом с дорогами.

В целом вы довольны, как складывается ваша карьера?

Хотелось бы выиграть что-нибудь серьезное на клубном уровне: пока в моем активе только один трофей – Кубок Чехии. На уровне же сборных достижения есть – становился бронзовым призером чемпионата Европы-2004, выиграл молодежное первенство континента. Почти все игроки той нашей золотой «молодежки» заиграли в ведущих европейских национальных чемпионатах.