Решение кабинета Гордона Брауна о повышении в Великобритании налоговых ставок с апреля 2010 года мгновенно всколыхнуло футбольный мир. Эксперты, давно предрекающие английской премьер-лиге финансовый спад (уж слишком долго футбол в Англии находится на пике развития), получили, таким образом, дополнительный аргумент. По их мнению, желание британского правительства заполучить в бюджет 50 процентов с доходов, превышающих 150 тысяч фунтов в год, обязательно приведет к оттоку из страны высококлассных футболистов.
Между тем звезды спорта везде и всегда находятся под пристальным вниманием налоговых органов. О том, с какими трудностями и рисками они сталкиваются в сфере персонального налогообложения, рассказывают специалисты направления по оказанию услуг частным клиентам компании Deloitte & Touche Екатерина Полугодина и Андрей Ганин.
В сфере персонального налогообложения профессиональные спортсмены составляют особую «группу риска». Это обусловлено тремя основными причинами. Во-первых, они часто переезжают и участвуют в соревнованиях в самых разных странах, законодательства которых обычно сильно различаются, и порой сразу несколько государств могут пытаться получить свою долю налога с одних и тех же доходов (на языке налоговых консультантов это называется ситуацией двойного налогообложения). Во-вторых, доходы спортсменов, как правило, весьма высоки и потому подпадают под максимальные налоговые ставки в странах с прогрессивной системой налогообложения. И в-третьих, их контракты и переезды муссируются в прессе до мельчайших подробностей, привлекая тем самым дополнительное внимание налоговых органов.
В России процесс налогообложения начинается с подсчета количества дней, проведенных физическим лицом на территории страны, и определения налогового статуса. Налоговые резиденты (лица, проводящие в РФ как минимум 183 дня в году) платят налог на большинство видов доходов, полученных по всему миру в течение года, по одной из самых низких ставок в мире – 13 процентов. При этом профессиональные спортсмены могут пользоваться дополнительными специфическими льготами. Так, Налоговый кодекс РФ позволяет освободить от налогообложения вознаграждения за призовые места на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы и российских первенствах, выплаченные официальными организаторами или на основании решений органов государственной власти и местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов. Также не облагаются налогом выплаты и компенсации, связанные с проездом команд до места соревнований и проживанием там.
Но все гораздо сложнее в отношении спортсменов, проводящих в России менее 183 дней в году и признающихся нерезидентами РФ для налоговых целей. Такие атлеты должны платить налоги по ставке 30 процентов в отношении большинства видов доходов от российских источников. А сюда Налоговый кодекс включает также и вознаграждения за выполненные работы, оказанные услуги и совершенные на территории РФ действия. Таким образом, все профессиональные спортсмены, приезжающие в Россию для участия в каких-либо турнирах, теоретически должны уплатить в российский бюджет 30 процентов своих доходов, получаемых от соревнований. Самое интересное, что эта позиция поддерживается и большинством международных соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных между Россией и другими иностранными государствами.
Методы исполнения налоговых обязательств также могут быть разными. Российские налоги с доходов спортсменов, работающих на основании контрактов с местными футбольными клубами, как правило, удерживаются в момент выплаты дохода. При этом правильный расчет налоговых обязательств спортсмена становится задачей бухгалтерии клуба (насколько успешно она решается в условиях постоянного перемещения игроков – другой вопрос), а футболист зачастую оказывается освобожден от необходимости каких-либо дополнительных действий. В то же время на спортсменов, получающих доходы от зарубежных клубов и подлежащих налогообложению в России, ложится обязанность подавать налоговую декларацию и самостоятельно уплачивать российский налог.
Недавний инцидент с Андреем Аршавиным, неожиданно обнаружившим, что в Arsenal ему недоплачивают, – яркий пример того, насколько неподготовленными оказываются российские игроки, отправляясь на заработки в зарубежные клубы. Между тем в каждой стране существуют свои особенности, в частности разные налоговые ставки, применяемые к соответствующим персональным доходам, и системы вычетов и льгот, позволяющие планировать налоговое бремя.
В России действительно установлена одна из самых низких ставок налога для резидентов. В этом плане мы уступаем лишь Монако и ОАЭ, в которых персональное налогообложение и вовсе отсутствует, и некоторым государствам СНГ и Восточной Европы. В то же время налогообложение в основных «футбольных» державах выглядит следующим образом: в Испании максимальная ставка налога составляет 43 процента, во Франции – 40 процентов, в Италии ведущие игроки футбольных клубов платят до 43 процентов, а звезды немецкой бундеслиги отдают государству до 45 процентов своих доходов.
Но суровее всего дела обстоят с британским налоговым режимом, где футболисты вынуждены отдавать до 40 процентов своего дохода, а с апреля 2010-го – и все 50 при доходе свыше 150 тысяч фунтов в год. Таким образом, половина зарплаты игроков английской премьер-лиги будет оставаться в бюджете Великобритании. Если в британское законодательство не внесут смягчающих поправок, то, как отмечают эксперты, привлекательность английского футбольного первенства для спортсменов может существенно снизиться.
В международной практике существует немало инструментов, позволяющих планировать и оптимизировать налоговую нагрузку на индивидуальных налогоплательщиков. В частности, требования локального законодательства разных стран позволяют получать различные льготы и применять пониженные ставки при определенных условиях, например при реинвестировании полученных доходов внутри той же страны. Однако нередко используемые схемы бывают откровенно агрессивными и могут быть оспорены налоговыми органами, что приведет к начислению фискальных штрафов, а также нанесет вред профессиональной репутации спортсмена. Поэтому следует очень внимательно оценивать теоретические и практические риски, связанные с требованиями законодательств различных стран, и заручаться поддержкой проверенных экспертов в сфере налогообложения.
Пытаясь обеспечить игрокам наиболее привлекательные условия, некоторые клубы договариваются о возмещении налога за собственный счет. Однако и здесь далеко не так все просто. Так, Налоговый кодекс РФ содержит прямой запрет на уплату налога за счет средств налоговых агентов (в том числе российских футбольных клубов) и включение в контракты соответствующих оговорок. Не все знают о существовании этого ограничения, в то время как его нарушение может повлечь неприятные последствия как для самого игрока, так и для клуба.
Для решения вопросов двойного налогообложения существует сеть международных конвенций, большинство которых построены в соответствии с Модельной конвенцией об избежании двойного налогообложения Организации экономического сотрудничества и развития. Но и тут есть своя специфика. Так, сама Модельная конвенция содержит отдельную статью «Артисты и спортсмены». В соответствии с ней доходы атлетов – налоговых резидентов страны А, полученные от профессиональной деятельности в стране Б, могут облагаться налогом в стране Б, даже если доход начисляется не напрямую спортсмену, а третьему лицу. Однако на практике некоторые конвенции (между РФ и Испанией, РФ и Францией) расширили содержание этой статьи, включив в нее дополнительные оговорки, в то время как другие (между РФ и США) ее вовсе исключили.
Таким образом, налогообложение доходов профессиональных спортсменов – весьма специфичная сфера, разобраться в которой может только команда экспертов из нескольких стран, работающих как над вопросами налогового законодательства каждого конкретного государства, так и на глобальном уровне. Но все специалисты сходятся в одном: при тщательном планировании и взвешенном подходе можно не только избежать неприятных сюрпризов, но и снизить налоговую нагрузку.