Ericsson 4 не просто выиграла Volvo Ocean Race, но сделала это досрочно, за полторы недели до финиша. Уже после предпоследнего этапа команда Торбена Граэля набрала достаточное для победы количество очков
Компания Ericsson сделала все, чтобы превратить финиш Volvo Ocean Race в Санкт-Петербурге в свой собственный праздник, – активное брендирование гоночной деревни и число гостей, явно превышающее количество приглашенных от других компаний-спонсоров. Такое поведение объяснялось по крайней мере двумя причинами. Во-первых, сегодня Северо-Западный регион России – один из самых приоритетных рынков сбыта для Ericsson. И во-вторых, команда Ericsson 4 выиграла гонку, установив новый мировой рекорд суточного перехода для однокорпусных яхт – 602 мили за 24 часа.
Участие шведского телекоммуникационного гиганта в парусной регате – вообще довольно примечательный пример спортивного маркетинга. В Volvo Ocean Race компания пришла в 2005-м, но добиться победы тогда не смогла. К новому старту Ericsson подготовилась с особой тщательностью, пригласив на позиции шкиперов одних из самых титулованных яхтсменов планеты и заказав дизайн лодок у Хуана Коюмджиана, разработчика яхты – победительницы предыдущей кругосветки.
Безусловно, возникает вопрос: зачем телекоммуникационной компании парусная регата? Как уверяют в Ericsson, Volvo Ocean Race предоставляет уникальные возможности для продвижения бренда: участие в гонке наглядно демонстрирует все достоинства оборудования Ericsson, а стенд компании в портах захода позволяет тут же рассказать о них потенциальным клиентам. Именно поэтому в 2011-м Ericsson вновь намерена принять участие в гонке (несмотря на кризис и возрастающие с каждым годом расходы).
Пока же мы рассказываем о тех, кто помог компании добиться максимального результата в этом году, – о шкиперах Ericsson Racing Team Торбене Граэле и Магнусе Олссоне.
Невозмутимый и уравновешенный Граэль и веселый балагур и шоумен Олссон, два шкипера Ericsson Racing Team, – очень разные. Разные по характеру, стилю управления командой и опыту. Но объединяет их не только Ericsson Racing Team, в которой они прошли одну из самых сложных кругосветок в мире, но и то, что оба входят в элиту мирового профессионального яхтинга.
До победы в Volvo Ocean Race в активе Торбена Граэля было уже немало наград, в том числе очень высоких – пять олимпийских медалей, шесть медалей за победы в мировых первенствах, Кубок Louis Vuitton. Однако именно победа в самой экстремальной кругосветке планеты сделала его одним из самых известных яхтсменов в мире. И единственный трофей, который пока не побывал в руках у знаменитого бразильца, – Кубок Америки. Впрочем, у Граэля еще все впереди.
Он один из тех людей, кто добился всего благодаря собственному упорству и воле к победе. В 1960-е парусный спорт в Бразилии не был так популярен, как, скажем, футбол. Однако Граэлю, потомку датских иммигрантов, любовь к морю и парусу передалась по наследству. Да и лодка, на которой он сделал свои первые выходы на большую воду, была непростой – серебряный призер Олимпийских игр 1912 года Nurdug II (класс 6 м, в 1930-е годы лодка получила другое название – Aileen). Сегодня она до сих пор находится во владении Торбена.
Первый раз Граэль вышел под парусом в море вместе со своим дедом Пребеном Шмидтом. «Я всегда делал это с огромной радостью, наверное, поэтому и добился успехов», – говорит он про себя. И хотя спортсмен – настоящий универсал, выступающий во многих классах (таких, как «Снайп», «Финн», «Лазер», «Солинг», 12 метров, 3/4 тонны и других), четыре из пяти своих олимпийских медалей он завоевал в классе «Звездный». Вместе с тем путь Граэля к олимпийскому золоту был долгим и нелегким.
Впервые оказавшись на пьедестале почета на Олимпиаде-1984 в Лос-Анджелесе (серебро в классе «Солинг»), Граэль вернулся на родину знаменитым. Тогда ему было всего 24. Четыре года спустя в Сеуле он показал третий результат, а на следующих Играх и вовсе выступил неудачно, заняв только 11-е место. К этому моменту Граэлю исполнилось уже 32, и многие на его месте оставили бы попытки вернуть былые достижения. Но Граэль сделан из другого теста, в достижении цели он всегда упорен и неутомим, за что и получил прозвище Турбина. Результат не заставил себя ждать – в 1996-м Граэль вместе с Марсело Ферейрой выиграл наконец олимпийское золото. В 2000-м вновь неудача – всего лишь третий результат. А еще четыре года спустя – опять победа.
Золотые медали принесли Граэлю не только личную популярность, но и привлекли огромное внимание к парусному спорту в Бразилии. О нем стали больше писать, появились спонсоры, готовые вкладывать в это деньги. Сам же Граэль пошел дальше, все больше и больше увлекаясь офшорными гонками, и постепенно готовил себя к большим профессиональным регатам. Еще в 1997-м он впервые приобщился к Volvo Ocean Race (тогда она носила другое название – Whitbread Race Around the World). В той гонке Граэль прошел всего один этап от Перта до Сиднея на яхте Innovation Kvaerner. Шкипером той команды был Кнут Фростад, нынешний главный управляющий Volvo Ocean Race. В 2000-м Граэль стал победителем Кубка Louis Vuitton (регаты, определявшей главного претендента в борьбе за Кубок Америки) в качестве тактика экипажа Prada Challenge. Этой команде он был верен и в последующие розыгрыши Кубка Америки в 2003 и 2007 годах.
В 1998-м Граэль организовал детскую парусную школу (для простых детей из небогатых семей), сегодня проект разросся до настоящего центра профессиональной подготовки для подростков. «Когда я был ребенком, у меня были возможности начать заниматься парусом, и теперь я чувствую что-то особенное, помогая в этом другим детям, – говорит Граэль. – Сначала мы просто учили их ходить под парусом, а потом открыли здесь еще и мастерские, где можно поработать с деревом, стеклопластиком и парусами. Так что те, кто не останется в спорте, смогут освоить интересные профессии и затем найти работу в яхтенной индустрии».
В 2005-м Граэль вновь принял участие в Volvo Ocean Race, но теперь сделал это в новом качестве – шкипером первой бразильской команды Brasil1. Под его руководством команда заняла третье место, что совсем неплохо для дебюта. В нынешнюю регату Volvo Граэль вошел неожиданно даже для самого себя. В команде Ericsson все давно было расписано и шло по плану, однако за год до старта случилось непредвиденное: ушел шкипер Джон Костецки и ему срочно нужно было найти замену. Выбор пал на Граэля. «Я не очень долго думал, – вспоминает он. – Вначале, правда, не был уверен, что надо соглашаться. Трудно входить в уже готовый проект. К тому же Кубок Америки все еще был реальным на тот момент – меня звали принять в нем участие. Но моя дочь сказала мне: “Тебе надо выбрать гонку Volvo, это намного лучше”. Так я и сделал».
Как мы уже знаем, Ericsson в своем выборе не ошиблась: Торбен отлично справился с задачей, приведя команду к победе с огромным отрывом от соперников. Его лодка уверенно шла к первому месту с самого начала регаты, и уже практически на середине пути мало кто сомневался в том, что победит именно Ericsson 4. В течение всей гонки Граэль отлично держал свою лодку на грани между максимальной скоростью и адекватным риском, и победители прошли всю дистанцию с наименьшими техническими потерями.
Шкипер Ericsson 3 эмоциональный и темпераментный Магнус Олссон – на первый взгляд, полная противоположность сдержанного Граэля. Прекрасное чувство юмора, позитивный подход ко всему – вот далеко не все, за что шкипер «скандинавской» команды Ericsson снискал любовь миллионов. Во время Volvo Ocean Race 2008/2009 Олссону исполнилось 60 лет. В том возрасте, когда многие уже не представляют для себя физических нагрузок, Олссон в шестой раз в своей жизни принял участие в одной из самых экстремальных кругосветок планеты и, более того, большую часть ее пути прошел в качестве шкипера. «Я люблю гонку Volvo, – говорит Олссон, – это одно из самых интересных парусных состязаний в мире». На пути из Рио-де-Жанейро в Бостон Олссон сломал ребро, однако травма почти не повлияла на его работу в команде: даже в таком состоянии он прекрасно контролировал лодку и экипаж. Всегда улыбающийся и остроумный, Магнус стал любимцем публики, а его знаменитый монолог Talk, talk, talk… многократно тиражировался в репортажах о регате.
«Человек с безудержной энергией и большой любовью к жизни» – так часто называют его коллеги. В детстве Олссон занимался многими видами спорта, однако парус всегда оставался его главной страстью. «Сколько себя помню, всегда ходил в море, – рассказывает Олссон и добавляет: – Моя жена даже завела собаку, чтобы та заменяла ей меня, потому что я все время проводил в море…»
Тем не менее в начале своей карьеры каких-то особо выдающихся результатов он не демонстрировал. Окончив Технический колледж Стокгольма, Олссон начал работать сервисным инженером в одной из компьютерных компаний, по-прежнему отдавая все свое свободное время парусу. Лишь в 1974-м (тогда ему исполнилось уже 25) он добился победы на национальном чемпионате в классе 505 и держал за собой этот титул три года. К этому моменту Олссон стал профессиональным яхтсменом, его приглашали в команду для участия в Кубке Америки в 1977 и 1980 годах, а еще через пять лет он вошел в состав экипажа Drum и прошел вместе с ним свою первую гонку Whitbread. С тех пор имя Олссона стало прочно ассоциироваться с Whitbread и Volvo Ocean Race, и именно в этом соревновании он показал свои лучшие профессиональные качества. Авторитет и опыт Олссона признавали все, и это сделало его популярным лектором на тему о том, как работать в команде в экстремальных условиях, как создать и руководить правильным экипажем, как разрешать конфликтные ситуации и т.п.
В гонке Whitbread 1997/1998 Олссон одержал победу в составе EF Language (шкипером тогда был легендарный Пол Каярд). А с командой Ericsson у него образовалась прочная связь еще со времен прошлой регаты: в гонке 2005/2006 Олссон выполнял обязанности технического директора. Но в 2008-м яхтсмен снова вышел в море. «Перед тем как регата стартовала, я не думал, что окажусь на борту. Моей задачей было собрать экипаж и сделать его единым организмом, – рассказывает Магнус. – Я видел, что это очень классная команда. Но также понимал, что ей не хватает опыта участия в гонках Volvo. Тогда я и подумал, что могу стать тем самым носителем опыта. Так я вошел в состав “мокрой” команды сначала как тренер, а потом и как шкипер».
Будучи непререкаемым авторитетом в своем экипаже, Олссон никогда не страдал авторитаризмом. Наверное, поэтому его команде удавались самые нестандартные и рисковые маневры. Достаточно вспомнить, как во время пятого этапа гонки, когда флот шел на юг в направлении к Мысу Горн, Ericsson 3 вдруг внезапно повернула и пошла в обратном направлении. Автором идеи пойти «другим путем» был молодой навигатор Аксель Магдал, инициативу которого шкипер полностью поддержал. Этот маневр, казавшийся для многих безумием, принес свои плоды и вскоре позволил команде Олссона захватить лидерство, которое она удержала до финиша этапа. А победа в этапе и стабильное прохождение дистанции в дальнейшем позволили Ericsson 3 занять в общем зачете 4-е место.