Сколько бы ни говорили все кому не лень о необходимости освободить спорт от политики, в реальность такой затеи не верит, пожалуй, никто: ни спортивные чиновники, ни политические деятели, ни простые сторонние наблюдатели. Проведение предстоящего чемпионата мира по футболу в ЮАР – еще одно подтверждение тому, что разделить эти две сферы человеческой деятельности почти невозможно.
Рано или поздно мундиаль должен был прийти в Африку. К этому настойчиво призывали отцы мирового футбола. А после того, как в 1995-м в ЮАР успешно прошло первенство планеты по регби, вопрос о проведении аналогичного футбольного турнира был лишь делом времени. В конце концов эта страна завоевала столь почетное право, хотя случилось это чуть позже, чем ожидалось.
Практически все были убеждены, что в Южной Африке состоится чемпионат мира-2006. Голосование по кандидатурам проходило на конгрессе FIFA в Цюрихе 7 июля 2000 года. Изначально заявок было пять, но в последний момент Бразилия отказалась от участия в гонке и в числе претендентов остались Германия, Англия, ЮАР и Марокко.
Итоги первого раунда голосования 24 членов Исполкома не вызвали ни малейшего удивления: Германия – 10 голосов, ЮАР – 6, Англия – 5, Марокко – 2 при одном воздержавшемся. Во втором туре выбыла Англия, получившая лишь два голоса, тогда как за Германию и ЮАР проголосовали по 11 человек.
И вот настал третий, решающий тур голосования, итоги которого заранее виделись предопределенными. Даже если два «английских» голоса разделятся поровну, ничья явно будет в пользу ЮАР, ведь в случае равенства финальное решение остается за президентом FIFA Зеппом Блаттером, а он уже давно не скрывал своих симпатий к южноафриканцам. Но вмешательства главного футбольного чиновника не потребовалось, ибо итоги третьего тура оказались сенсационными: Германия – 12, ЮАР… – 11.
Скандал, конфуз, измена!.. Делегация ЮАР возмущена предательством, и даже всесильный президент не в состоянии ей помочь. Судьбу ЧМ-2006 решил один человек, воздержавшийся в решающем туре голосования. Кто же он?
Ренегатом оказался член FIFA от Новой Зеландии Чарльз Демпси, которого, между прочим, Футбольная конфедерация Океании инструктировала голосовать за ЮАР. Но он не выполнил данных инструкций и позже объяснил свое решение воздержаться неимоверным давлением со стороны, включавшим даже «попытку подкупа».
О том, кто и как конкретно пытался его подкупить, Демпси не распространялся, зато на авансцену вышел немецкий сатирический журнал Titanic. По заявлению редакции этого издания, накануне дня выборов восемь членов Исполкома получили от нее факс, в котором им были обещаны подарки в том случае, если они проголосуют за Германию. При слове «подарки» вы подумали о Mercedes, BMW или Porsche? О нет, все было намного «серьезнее»: в качестве благодарности предлагались часы с кукушкой и всемирно известный шварцвальдский копченый окорок – легендарная шинка. Разве можно было устоять против такого соблазна? Это письмо, по утверждению редакции Titanic, служащие гостиницы ночью подсунули под двери номеров восьми членов Исполкома. Кстати, Чарльз Демпси тоже сообщил, что обнаружил у себя под дверью некое послание, однако раскрыть его содержание отказался.
Шутки шутками, а чемпионат мира-то все-таки прошел в Германии. Но Зепп Блаттер и его ведомство поклялись, что в следующий раз одурачить их не удастся никому.
Для того чтобы обеспечить победу ЮАР на следующих выборах, было принято глобальное организационное решение. Ротация континентов – вот ключ к решению проблемы! FIFA заявила, что во имя высшей справедливости чемпионат мира должен последовательно посетить все континенты. Таким образом, ЧМ-2010 предназначался Африке, а ЧМ-2014 – Южной Америке.
И снова Цюрих: 15 мая 2004 года, выборы страны – хозяйки первенства планеты-2010. Формально предстоит борьба, хотя уж теперь-то все сделано для того, чтобы заявка ЮАР не потерпела поражения. Изначально претендентов было четверо: ЮАР, Марокко, Египет и совместная заявка Ливии с Тунисом, однако от нее избавились быстро. Первый опыт проведения чемпионата двумя странами (Южная Корея и Япония, 2002) был сочтен неудачным, и FIFA заявила, что больше на такие авантюры не пойдет.
Так что Ливия с Тунисом снялись заранее, а для выявления победителя среди оставшейся тройки хватило одного тура голосования. Итоги оказались очевидны и бесспорны: ЮАР – 14 голосов, Марокко – 10, Египет – 0. Пусть и на четыре года позже, но цель достигнута: никаких тебе сюрпризов, никаких воздержавшихся, никаких обид. Да здравствует первый в истории чемпионат мира на Черном континенте!
К слову, со следующим турниром получилось еще любопытнее: претендент на проведение ЧМ-2014 оказался всего лишь один – Бразилия, так что 30 октября 2007 года Исполкому FIFA не пришлось проводить никакого голосования, достаточно было просто утвердить очевидное решение.
Но самое любопытное не в этом, а в том, что FIFA объявила ротационный процесс завершенным. Недолог он, однако, оказался – всего на два турнира распространилось нововведение. В чем же был смысл такой стремительной ротации? Пусть у вас не останется на сей счет никаких сомнений. Их развеял сам Блаттер, сообщивший прямым текстом: «Ротация была политическим решением. Мы хотели быть уверены, что чемпионат мира пройдет в ЮАР. В противном случае Африка никогда бы его не получила». Вот вам и спорт без политики и политика без спорта.
Приведенная выше цитата взята из интервью, которое президент FIFA дал в сентябре 2005-го австралийской газете The Sun-Herald. В том же интервью он благословил Австралию на подачу заявки на проведение ЧМ-2018. И попутно сообщил: «Чемпионат мира – это серьезный вопрос. Претенденты на 2018 год будут хорошими». Что ж, согласитесь, самое время, выполнив политический заказ, вспомнить о серьезности мероприятия.
В свете всего вышесказанного можно было бы предположить, что жизнь захочет каким-то образом отомстить FIFA за столь циничный подход к такому серьезному вопросу, как проведение чемпионата мира. В глазах многих провал турнира в ЮАР стал бы торжеством высшей справедливости. Однако не следует беспокоиться: в современных условиях такое мегасобытие обречено на успех независимо от того, где оно проводится.
Интерес со стороны спонсоров, телевидения и рядовых болельщиков не ослабевает: многомиллионные контракты уже заключены, права на трансляции проданы загодя за бешеные деньги, заявок на билеты, как обычно, подано во много раз больше, чем могут вместить арены. Уже к июню нынешнего года, за год до начала турнира, было продано свыше 630 тысяч билетов, тогда как еще в апреле было зарегистрировано 1,6 миллиона заявок. С точки зрения организации проведение такого политически ангажированного турнира тоже сулит сплошные выгоды, поскольку чемпионат из обычного спортивного события переходит в ранг национального проекта. И местному оргкомитету ни при каких обстоятельствах не придется столкнуться с трудностями, подобными тем, какие обычно возникают в Европе или США. Так, немцы, например, были вынуждены провести референдум, чтобы получить от налогоплательщиков разрешение построить на их деньги стадион в Мюнхене, а также напряженно работали с многочисленными частными инвесторами, разрабатывая множество бизнес-планов с целью привлечь необходимый капитал.
Ничего подобного в ЮАР не наблюдается. Правительство исправно выделяет требуемые средства, покрывая все возможные потери вследствие изменения курса валют: в 2008 году было выделено 3,2 миллиарда рандов (порядка 280 миллионов евро), в нынешнем – 1,9 миллиарда, и это, естественно, не предел. Регулярно получают необходимые средства не только строители объектов, но и все остальные службы, задействованные в реализации суперпроекта. Так, например, полиции выделено 1,3 миллиарда рандов (около 115 миллионов евро) на приобретение необходимого оборудования и экипировки, а также на расширение штата – к началу чемпионата он должен достигнуть 190 тысяч человек.
В общем, ЮАР полным ходом движется к светлому футбольному будущему. Хотя, конечно же, не все будет так радостно и безупречно, как хотелось бы. Непременно окажутся и пострадавшие – как водится, из числа простых людей.
Прошедший в июне этого года Кубок конфедераций обозначил очевидную проблему с безопасностью: жертвами грабителей оказывались не только болельщики и журналисты, но даже участники – сборные Египта и Бразилии, чьи гостиничные номера подверглись налету. А ведь турнир-то проходил всего лишь в четырех городах, да и участвовали в нем только восемь команд. Что же будет, когда приедут 32 сборные, а география расширится до девяти городов?! Едва ли местная полиция справится с таким объемом работы, даже несмотря на все финансовые вливания.
Конечно же, не обойдется и без проблем с билетами: фальшивок окажется полным-полно, а спекуляция наверняка расцветет. Полностью решить эту проблему, вопреки традиционно громким заявлениям FIFA, не удавалось даже в куда более развитых странах, чего уж требовать от ЮАР.
Ну а те счастливые обладатели подлинных билетов, которым удастся попасть на стадион, рискуют оказаться в совершенно не футбольной обстановке, о чем мы тоже узнали по ходу Кубка конфедераций. Все матчи там проходили под монотонный гул тысяч национальных южноафриканских музыкальных инструментов под названием «вувузела». Этот незамысловатый рожок издает звук, похожий на жужжание мухи. И такой продолжительный и удивительно ровный, без пауз и всплесков, аккомпанемент нагоняет смертельную тоску, от которой клонит в сон не только телезрителей, но порой, кажется, и самих игроков. О том же, каково приходится зрителям, оказывающимся в самой гуще событий, остается только догадываться.